Русский дом | Андрей Пономарев | 10.03.2006 |
Архимандрит Алипий |
Действительно, Бог хранил Ивана Михайловича всю жизнь, даже в самые страшные годы. В юности Иван работал проходчиком на строительстве первой очереди московского метрополитена, закончил художественную студию, служил в армии.
Перед войной Воронов работал на московском заводе N 58 им. К. Ворошилова (ныне ОАО «Импульс», на проспекте Мира). В 1941 году, когда руководство завода хотело использовать автомашины для личной эвакуации на Урал, он как диспетчер не допустил этого — автомашины нужны были для отправки бомб на фронт.
Иван Михайлович Воронов |
Бог хранил Ивана Воронова. На его глазах прямым попаданием снаряда разнесло автомобиль с генералом армии Ватутиным. Иван Михайлович прошёл войну в составе 4-ой гвардейской танковой армии рядовым стрелком, получал контузии, получал и награды. Он создал художественную историю танковой армии. Фронтовые работы мастера уже в 1943 г. экспонировались в нескольких музеях СССР. В армейской характеристике сказано, что Иван Воронов получил много наград и благодарностей от командования, в том числе орден Красной Звезды и медаль «За отвагу». Победу встретил в Берлине.
В 1946 году в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, была организована персональная выставка его фронтовых работ. После войны Иван Михайлович жил в Москве, был художником, работающим по договору с организациями.
В 1950 году Иван Михайлович поехал на этюды в Загорск, покорённый и очарованный здешними местами, решил навсегда посвятить себя служению Троице-Сергиевой лавре. Он сразу занялся реставрацией древних святынь — настенной живописи Троицкого и Успенского соборов, Трапезной церкви, Патриаршей резиденции в селе Лукино. Вскоре он стал иноком: при монашеском постриге был наречён Алипием, в честь преподобного иконописца Киево-Печерского.
В 1959 году игумен Алипий был назначен наместником Псково-Печерского монастыря, а в 1960 году возведён в сан архимандрита. На плечи его легла тяжелейшая задача: не только восстановить святыни и древности Псково-Печерской обители, но и защитить монастырь от клеветнической кампании в прессе. Вот заголовки центральных и местных изданий того времени: «Псково-Печерский монастырь — очаг религиозного мракобесия», «Аллилуйя вприсядку», «Нахлебники в рясах», «Лицемеры в рясах». Противостоять клевете было очень трудно, ещё труднее было сохранить монастырь. В рапортах на имя митрополита Псковского и Великолукского Иоанна архимандрит Алипий подчёркивал: «Газетные статьи, переполненные незаслуженными оскорблениями и клеветой в адрес честных, добрых и хороших людей, оскорблениями матерей и вдов погибших воинов, — вот их «идеологическая борьба» — изгнание сотен и тысяч священников и клириков, причём самых хороших. Сколько их приходит к нам со слезами, что нигде не могут устроиться хотя бы на мирскую работу, у них жёны и дети не имеют на что жить. Они страдают за то, что родились русскими.
Невозможно описать все мерзкие методы «идеологистов, которыми ведётся борьба против Церкви. Одно можно только сказать: «Всуе метется всяк земнородный»».
Рассказывая о методах борьбы с монастырём, архимандрит Алипий приводит удивительный пример:
«Во вторник 14 мая сего (1963) года эконом игумен Ириней организовал, как и во все прошлые годы монастырской жизни, поливку и опрыскивание монастырского сада дождевой и снеговой водой, которую мы собираем благодаря нами сделанной запруде около беседки, за крепостной стеной. Когда наши люди работали, к ним подошли шесть мужчин, потом ещё двое; у одного из них была в руках мерка, которой они разделяли бывшую монастырскую огородную землю. Он стал ругаться на работающих и запрещать качать воду, говорил, что это вода не ваша, приказывал прекратить качать. Наши люди пытались продолжить работать, но он подбежал к ним, схватил шланг и стал его вытаскивать, другой — с фотоаппаратом — стал фотографировать наших людей…
Эконом сказал этим неизвестным людям, что пришёл наместник, идите и объясните всё ему. Подошёл один из них. Остальные стояли поодаль, фотографируя нас; их осталось трое.
«Кто вы и что от нас требуете?» — спросил я. Этот человек в шляпе не назвал своего имени и чина, а сказал мне, что мы не имеем права на эту воду и на эту землю, на которой стоим. Я добавил: «Не смеете дышать воздухом и не смеете греться на солнце, потому что солнце и воздух и вода — всё и вся ваше, а где же наше?» И переспросил его: «Кто ты и зачем пришёл?» Он не сказал своего имени. Я ему сказал: «Я, Воронов Иван Михайлович, гражданин Советского Союза, инвалид и герой Великой Отечественной войны, и мои товарищи, которые живут за этой стеною, ветераны и инвалиды Отечественной войны, многие — потерявшие руки и ноги, получившие тяжёлые ранения и контузии, обливали эту землю своей кровью, очищали этот воздух от фашистской нечисти, а также мои товарищи, живущие здесь, труженики заводов, фабрик и полей, старые инвалиды и пенсионеры, старые отцы, потерявшие своих сыновей в боях за освобождение этой земли и этой воды, и все мы, проливавшие свою кровь и отдававшие свои жизни, не имеем права пользоваться своей землёй, водой, воздухом и солнцем, — всем тем, что вырвали у фашистов для себя, для своего народа? Кто вы? — снова спросил я, — и от чьего имени вы действуете?» Они стали лепетать, называя райкомы, обкомы и т. д….
Уходя от нас боком, человек в шляпе сказал: «Эх… батюшка!» Я ответил, что батюшка я — для вон тех людей, а для вас я — русский Иван, который ещё имеет силу давить клопов, блох, фашистов, коммунистов и вообще всякую нечисть.»
Отец Алипий всегда был твёрдым и справедливым. Когда ему говорили: «Батюшка, Вас ведь могут посадить…», — он отвечал: «Меня не посадят, я сам их посажу. Никакой вины на мне нет».
В письме в народный суд архимандрит Алипий писал: «Мы — христиане, мы лишены гражданских прав, а враги Церкви этим пользуются и злоупотребляют себе на погибель. Мы верим — победит Правда, потому что с нами Бог».
Правда победила… Псково-Печерская обитель является замечательным памятником, в том числе и архимандриту Алипию. Много сил и средств было вложено им в возрождение крепостных стен и башен, покрытие позолотой большого купола Михайловского собора, организацию иконописной мастерской. В 1968 году стараниями о. Алипия был объявлен всесоюзный поиск сокровищ ризницы Псково-Печерского монастыря, вывезенных фашистскими оккупантами в 1944 году. Спустя пять лет сокровища были найдены. В 1973 году представители консульства ФРГ в Ленинграде передали их обители. Иконы, написанные или отреставрированные архимандритом Алипием, украшают храмы Троице-Сергиевой лавры, Псково-Печерской обители, Троицкого собора Пскова.
За многие годы им была собрана замечательная коллекция произведений русской и западноевропейской живописи. Сейчас шедевры этой коллекции украшают Русский музей, Псковский музей-заповедник, краеведческий музей в Печорах. «Всё оставить людям!» — завещал собиратель и ценитель старины. К сожалению, ему не удалось присутствовать на открытии выставки «Русская живопись и графика XVIII—XX вв.еков из собрания И.М. Воронова», которая открылась в Русском музее через несколько месяцев после его смерти 15 мая 1975 года.
Подвижническая жизнь отца Алипия была увенчана блаженной кончиной. Об этом в надгробном слове сказал игумен Агафангел: «За 2 часа 30 минут до смерти отец Алипий воскликнул, что к нему пришла Матерь Божия: «О, какой у Неё чудесный лик! Спешите начертать Божественный образ!» Царство Небесное праведнику! Моли Бога о нас, грешных странниках сей юдоли, батюшка Алипий.
Псково-Печерский монастырь
http://www.russdom.ru/2006/20 0603i/20 060 304.shtml