Русский дом | Александр Тень | 10.03.2006 |
Многим из нынешних людей страшно подумать, что нужно воздерживаться от чревоугодия целых сорок семь дней. И им совершенно непонятно — зачем?
Однако ныне о пользе поста говорят не только подвижники веры, но и медики. Только вот никакие доводы рассудка не убедительны для подверженного страсти объядения. Ведь эта страсть не столь невинна, как кажется на первый взгляд. Она — глава всех страстей. «Начальник бесов есть падший денница; а глава страстей — объядение», — писал преподобный Иоанн Лествичник ещё в VI веке по Рождестве Христовом. И победить эту страсть нельзя без готовности сразиться с ней в жестокой борьбе. Эта-то борьба и начинается Великим постом.
«Кто победит чревоугодие, тому всякое место может способствовать к достижению бесстрастия», — говорит нам преп. Иоанн Лествичник.
Но почему нужно лишать себя радостей жизни, зачем угнетать себя воздержанием, зачем отказывать себе в естественных потребностях, — вопиет наше тело, кипит наш разум возмущённый (понятно, кто его возмущает, кому ненавистен пост).
Но: «Пресыщение есть мать блуда; а утеснение чрева — источник чистоты» («Лествица»).
В страсти чревоугодия враг человеческий силён, как нигде. Этот форпост он не хочет уступить никак, потому что чревоугодие — мать всех грехов, и, теряя эту позицию, враг теряет власть над людьми. На войне как на войне. Духовная брань более ожесточенна, чем брань земная. Наш противник в ней — абсолютное зло.
Вот что пишет святой Иоанн Кассиан Римлянин в своём «Обозрении духовной брани»: «Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Эти восемь страстей, хотя имеют разное происхождение и разные действия, однако шесть первых, т. е. чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние соединены между собою особым неким сродством, по коему излишество предыдущей даёт начало последующей.
Поэтому против них надо сражаться тем же порядком, переходя в борьбе с ними от предыдущих к последующим».
У человека есть два оружия, которым он может победить врага человеческого и соблазны этого мира: пост и молитва.
Вот что говорится в Евангелии о вершине этой победы: «… подошёл к Нему (Иисусу) человек и, преклоняя пред Ним колена, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуние беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду < >
И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему < > сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 14−21).
Нельзя приступить к действенной молитве вне подвига поста. Однако пост должен быть в меру: «Неумеренное неядение может не только колебать постоянство и твёрдость души, но и совершение молитв делает безжизненным, по причине изнеможения тела», — писал св. Иоанн Кассиан Римлянин.
Великие подвиги молитвы и поста — удел великих воинов в духовной брани. Мы же, обычные люди, живущие в миру, должны знать свою меру. Правильный пост, духовное и телесное воздержание восстанавливают здравие души, наполняя её новым содержанием, как весенняя вода насыщают пробуждающуюся землю. Забывший пост истощает свою душу, доводя её до бесплодия, бесплодия созидательной жизни.