Нескучный сад | Алексей Реутский | 09.03.2006 |
В среднем течении Дона, к югу от Воронежа по правому берегу реки тянется кряж меловых гор — Донское Белогорье. Эта местность замечательна нерукотворными чудесами природы -дивами — огромными меловыми стопами. Вопрос о происхождении див и сегодня остается открытым. Одни ученые считают, что это наиболее твердые пласты горных слоев, образовавшиеся за счет выветривания и обсыпания. Другие, что эти места находились на дне моря и дивы появились после отступления воды. Под некоторыми из див были устроены пещерные храмы. Меловые пещеры — это достопримечательность Донского Белогорья. В них располагались не только храмы, но и целые монастыри, например, Белогорский Воскресенский монастырь под Павловском. По данным местных краеведов на территории Воронежской области насчитывается сегодня около 40 пещер, использовавшихся как храмы и как место жития православных подвижников.
* * *
— Никто точно не знает, когда здесь были вырыты первые пещерные храмы. По одним оценкам, в XI веке, по другим в XVII, — говорит послушник Свято-Успенского Дивногорского мужского монастыря Михаил. Наша группа, отгоняя назойливых комаров, прислушивается к его рассказу. Мы стоим на откосе меловой горы, с которого открывается чудный вид на монастырь и заливные луга Дона. Малиновый свет заходящего солнца придает всему пейзажу мягкий сказочный колорит.— По преданию, — продолжает Михаил, — первые православные монахи появились в этих местах в XI веке. Это были Ксенофонт и Иосаф, которые бежали от притеснений римо-католиков из Сицилии, взяв с собой и Сицилийскую икону Божьей Матери. Они и начали строить пещерные храмы.
История монастыря
Татаро-монгольское нашествие разорило эти места. Икона Сицилийской Божьей Матери исчезла, а позже вновь явила страждущему русскому народу. Это случилось в 1831 году, когда в Воронежской области началась страшная эпидемия холеры. Икона явилась во сне благочестивой старице Екатерине, жительницы города Коротояка. Владычица повелела взять Ее икону в Дивногорском монастыре и совершить с ней молебен.Сицилийскую икону Божьей Матери обнаружили на меловом столпе (в 3 км от монастыря) при дороге в город Острогожск (потом в этом столпе сделали храм в честь Сицилийской иконы Божьей Матери).
После молебна жители Коротояка обошли с иконой крестным ходом весь город и через 2−3 дня эпидемия прекратилась. К заступничеству Владычицы местные жители прибегали не раз. И всегда — будь то новая эпидемия, личные недуги или засуха и пожары, люди молились перед Ее иконой и каждый получал по своей вере. С нее было сделано несколько списков. Один из которых дошел до наших дней и пребывает сегодня в Трапезном храме Дивногорского монастыря.
Сам монастырь был возведен в XVII веке, по благословению Киевского митрополита Петра Могилы. Его устроителями стали правобережные православные казаки, спасавшиеся от польско-католического гнета. Граница между Польшей и Русью проходила тогда в этом месте по реке Дон и правый берег принадлежал полякам. В это же время иноками обители был построен пещерный храм, освященный в честь Иоанна Предтечи. К началу XX века в монастыре подвизалось около 80 монахов. Обители принадлежала водяная и ветряные мельницы, большая пасека (до 500 семей пчел), птицеводческое хозяйство.
Большевики разорили Дивногорский монастырь, а монахов утопили в Доне. Пожилые женщины (тогда маленькие девочки), ставшие свидетелями этого подвига за Христа, рассказали, что стояли в это время под мостом и слушали последнее песнопение монахов. Красноармейцы сталкивали иноков с моста в реку с камнем на шее. Богатейшую в Воронежском крае библиотеку Дивногорского монастыря богоненавистники утопили в близтекущей реке Тихой Сосне. Все иконы красноармейцы свалили в кучу во дворе, в том числе и святыню обители — список Сицилийской Божьей Матери. Жечь «религиозный хлам» решили по утру. Но ночью местные жители стали потихоньку уносить святыни и прятать у себя. Образ Владычицы взяла одна благочестивая женщина и сумела сохранить икону. 16 монахов укрылись в скиту с Больших Дивах (3 км от монастыря). Но в 30-е годы их расстреляли в самом храме. Безбожники перестроили обитель в санаторий для «победителей революции». В 1942−43 гг. в бывшем монастыре располагался военный госпиталь австро-венгров. По вероисповедованию это были католики и пещерные храмы они не оскверняли.
Возрождение
Восстановление монастыря началось в 1996 году. По словам послушника Михаила, новым инокам пришлось выкорчевать вековые тополя, вывозить более 500 «КАМАЗов» земли, нанесенной селями. Обретенные мощи живших здесь когда-то иноков перезахоранивали у стен храмов (одна из могил оказалось в кадилом — отличительная особенность диаконской могилы). Сейчас в монастыре подвизается 6 монахов и несколько послушников, регулярно приезжают трудники. Идет реставрация Успенья Пресвятой Богородицы.Михаил провел нас по пещерному храму Иоанна Предтечи. Шли мы со свечками в руках, с молитвенными песнопениями. В советское время эти пещеры были открыты и наши современники щедро оставляли на его стенах свои автографы, которые хорошо видно и сейчас. Этот подземный храм стоит на 6 меловых колонах, когда на них, как и в нишах стен, были иконы. Считается, что кусочки мела из этих пещер оказывают на человека исцеляющее действие. В пещерах прохладно и когда мы вышли из них, то прохлада июльского вечера показалась согревающей.
На следующее утро, когда я попытаюсь сфотографировать храм на вершине мелового холма, где когда-то была обретена икона Сицилийской Божьей Матери, случится необъяснимое. «Canon"-новский цифровой фотоаппарат откажется работать. Но едва я вернусь назад в автобус, он заработает снова.
Возрождение обители зависит и от добровольных пожертвований. Значительную часть их вносят православные паломники, приезжающие поклониться святой, политой мученической кровью земле и помолиться иконе Владычицы. И каждый получает по вере своей.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=10 011&article=395&print=1