Русская линия | 27.09.2006 |
«А.И.Полетаев — Ваш ровесник, также недавно отметил 70-летний юбилей. Однако для Анатолия Ивановича эта дата омрачена: уникальный оркестр, насчитывающий почти 40-летнюю историю, получивший массу регалий и наград и мировое признание — итог и вершина творческой деятельности знаменитого музыканта скоро окажется на улице. Без крыши над головой, без репетиционной базы „Бояну“ больше не петь», — госорится в обращении.
Как напоминается далее, впервые оркестр «выселили» из занимаемого им помещения в ноябре 1995 г. в соответствии с распоряжением премьера правительства Москвы «О передаче в пользование приходу Русской Православной Церкви Московского Патриархата церкви Власия в Староконюшенном пер. (ул. Рылеева, 20) памятника архитектуры». Церковь св. Власия была получена оркестром в 1982 г. Чтобы поднять храм из руин, потребовались огромные материальные и моральные затраты и два года реставрационных работ. «Возвращению храма в лоно Церкви коллектив, безусловно, был рад, просил у московского правительства только об одном — равноценное помещение взамен. „Предоставили“ три сырых подвала, а „Боян“ после череды арбитражных судов с инструментами, реквизитом силой вышвырнули на улицу».
«А.И.Полетаев боролся за свое детище — «Боян», был у Вас, Юрий Михайлович, на приеме. Вы письменно указали своему заместителю О.М.Толкачеву, курирующему Москомимущества: «отдайте «Бояну» все, что занимает театр «Новая опера», после его отъезда из «Зенита». Напомним, что муниципальная «Новая опера» переезжала в великолепные реконструированные за счет бюджета Москвы помещения на Каретном ряду. Лишь в январе 1999 г. между «Бояном» и Департаментом государственного и муниципального имущества г. Москвы был заключен договор аренды на помещения в «Зените». Договор «Боян» был вынужден заключить на кабальных для себя условиях. Стоимость аренды была навязана чиновниками такая, словно имелось в виду не учреждение культуры, а коммерческое предприятие. Срок аренды предусматривался всего на 10 лет. И, наконец, оркестр получил далеко не «все, что занимает театр «Новая опера», после его отъезда из «Зенита». В гримерные и другие подсобные помещения за сценой вселилась некая предпринимательница, устроив здесь пошивочные мастерские. В итоге переодеваться артисты вынуждены в общих туалетах, а выходить на сцену — через зал, «по головам» публики.
Все последующие годы А.И.Полетаев писал, доказывал, убеждал — в этих условиях «Бояну» приходится лишь выживать. Неоднократно письменно обращался и лично к Вам, Юрий Михайлович, предлагал даже перейти из федерального подчинения «под патронаж» Москвы, по примеру ряда других творческих коллективов столицы. Однако все аргументы дирижера рушились о «бескомпромиссность» Вашего зама О.М.Толкачева, который ни на йоту не желал уступать своих позиций. Как следствие, из месяца в месяц росли долги «Бояна» по арендной плате. Начались судебные тяжбы оркестра с городом. В настоящий момент прошли все возможные московские арбитражные суда, которые «Боян» проиграл и пребывает теперь в ожидании нового «выселения», — говорится в обращении «Народного Собора».
Поэтому, перед очередным «выселением» оркестра «Боян» «Народный Собор» настоятельно просит мэра Москвы учесть, что «если «Боян» ведет битву за искусство, то есть высшие идеалы, то чиновники — за здание в центре Москвы, причем действуют вопреки воле мэра и за его спиной». А также вспомнить о том, что о бедственном положении русского оркестра «Боян» в последнее время стало известно широкой общественности, «и никто не гарантирует, что не повторится ситуация, схожая с Ю. Бутовым». «Но и в случае «успешной» работы судебных приставов издержки постфактум будут для московских властей чрезвычайно велики, поскольку «выселения оркестра «Боян» — и предыдущее, и планируемое даже при наличии долгов незаконны», поскольку, напоминает «Народный Собор», в соответствии со ст. 53 закона о культуре «при передаче здания, в котором размещена организация культуры, другим предприятиям, учреждениям и организациям (в том числе религиозным) государственные органы, осуществляющие передачу, обязаны предварительно предоставить организации культуры равноценное помещение».
«По сути, речь идет не просто об изгнании прославленного на весь мир и единственного в своем роде русского оркестра, но — уничтожается один из символов, олицетворяющих русскую культуру, которых, к сожалению, у нашего народа год от года остается все меньше. Долги «Бояна» по арендной плате, созданные ему искусственно, по столичным меркам незначительны, и могут быть списаны оркестру росчерком пера. В конце концов, может их оркестр компенсировать и сам — своеобразным бартером, своей игрой на площадках города. Существует множество других вариантов разрешения проблемы, но все они лежат вне судебно-арбитражного и коммерческо-правового поля. Нелепо и даже глупо, а в целом аморально мерить душу народа квадратным метром и рублем! В связи с вышеизложенным просим Вас, как мэра столицы, вернуться к Вашей былой резолюции: «отдайте «Бояну» все». Поверьте, «Боян» этого стоит! Уникальный русский оркестр «Боян» необходимо сохранить во что бы то ни стало! Это важно для Москвы, России, всего нашего народа!», — говорится в обращении.
Русская линия