Православие и современность | Владислав Боровицкий | 08.03.2006 |
Эта история началась полтора года назад, когда настоятель ртищевского храма священник Вячеслав Кузнецов обнаружил, что его предшественником на этом месте в 60-е годы XX века был протоиерей Савва Котляров, отец ныне возглавляющего Санкт-Петербургскую кафедру митрополита Владимира, являющегося также священноархимандритом Александро-Невской Лавры. Сам будущий глава Санкт-Петербургской митрополии, приезжая к отцу, служил в храме чтецом.
На письмо Епископа Саратовского и Вольского Лонгина с просьбой передать Александро-Невскому храму частицу мощей святого из северной столицы поступил положительный ответ. Воодушевленные таким образом прихожане ртищевского храма собрали тридцать тысяч рублей, на которые была написана икона благоверного князя Александра. 12 сентября, когда Русская Православная Церковь празднует перенесение мощей благоверного Александра Невского из города Владимира в Санкт-Петербург, новый образ был установлен в ртищевском храме. Началась подготовка к поездке в Лавру.
— Я уж и не чаяла, что моя мечта поехать за мощами сбудется. На работе все последние месяцы — не продохнуть, — рассказывает мне моя соседка по автобусу Лариса Васильевна Молотова.- Но начались морозы. Владыка Лонгин благословения на дальнюю дорогу не давал. А в феврале я уже смогла взять отпуск. Ну, разве не удивительно?
Подобные истории я слышал и от других паломников, неизменно подчеркивавших премудрость Божественного Промысла, собравшего их в видавшем виды автобусе. В Питер едет и стар и млад. В непростой путь верующие отправились целыми семьями. И уже к концу первого дня стало очевидно — не в первый раз. Кто-то погружен в молитву, по соседству мужчины вспоминают свои многочисленные поездки в ставший родным для православных ртищевцев пензенский Свято-Тихвинский Керенский монастырь в райцентре Вадинское. Некоторые жили и трудились там месяцами. «Жаль не остался», — вздыхает кто-то.
Рядом останавливаются девочки: салон автобуса утопает в духоте, и ближе к выходу они отдыхают от жары. Слышен обрывок разговора:
— Ты о монастыре не думала?
— Рано. До окончания школы целых четыре года.
Из динамика негромко звучат слова акафиста: «Познай свою братию, российский Иосифе, не в Египте, но на небеси царствующий, благоверный княже Александре, и прими моления их…».
Ветхозаветный Иосиф, управляющий Египтом под властью фараона, своим смирением и мудростью добился умножения племени израильского. Святому Александру Невскому пришлось куда труднее. Спасая Северную Русь от одновременного нашествия с Востока и Запада, победитель шведов и Тевтонского ордена был вынужден идти на поклон к ханам. Великий князь понимал: сопротивление степнякам принесет большее зло. Подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке были оценены безмерно уважавшим своего правителя народом. Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении, ибо было ознаменовано чудом: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой.
Верно, помощь небесного покровителя спасла жизнь императору Александру II, когда в 1879 году царский поезд был взорван боевиками «Народной воли». У ртищевских железнодорожников сомнений на этот счет не было. Свидетельство тому — построенный вскоре на собранные путейцами средства храм, освященный в память святого князя, понимавшего свое призвание как служение «за благочестие и за вся свои люди».
…Спустя сутки мы едем по Невскому проспекту, берущему свое начало от стен Александро-Невской Лавры, возведенной по указанию императора Петра I. Именно при нем открытые перед Куликовской битвой нетленные мощи благоверного князя Александра Невского были перенесены в новую столицу и установлены в Свято-Троицком соборе монастыря.
Сам монументальный ансамбль монастыря — яркий образец архитектурных поисков XVIII века. А на кладбищах, расположенных на территории Лавры, эпохи перемещались. Старейшее из них — Лазаревское, где похоронен М.В. Ломоносов. В некрополе мастеров искусств покоятся Ф.М. Достоевский, П.И. Чайковский, М.И. Глинка. Почти у входа в собор попадаются плиты со звездами, чей-то прах охраняет гранитный красногвардеец. В двух минутах ходьбы от них на Никольском кладбище стоит высеченный словно из валуна крест на могиле выдающегося историка советской поры Л.Н. Гумилева. Рядом горят свечи на очищенном от снега месте упокоения митрополита Ленинградского Иоанна (Снычева).
…До вечерней службы еще несколько часов, но выделенные для ртищевцев номера в лаврской гостинице пусты: все паломники спешат приложиться к святым мощам.
Всенощное бдение в наполненном сотнями петербуржцев огромном соборе уже началось, когда узнавший о прибытии ртищевской иконы наместник Лавры архимандрит Назарий (Лавриненко) попросил принести образ в алтарь. Установленная на горнее место икона остается в алтаре до конца службы, после чего переносится к раке с мощами. К иконе тут же выстраивается длинная очередь.
19 февраля — кульминация поездки. После воскресной литургии частица мощей вкладывается в икону. Начинается торжественный молебен. Событие в новейшей истории Лавры, вновь открывшейся только в 1996 году, небывалое. Ни наместник, ни прихожане не припомнят, когда последний раз частица мощей святого князя покидала стены обители.
— Мы очень рады, что с этого дня устанавливается духовная связь между Лаврой и храмом города Ртищева, — обращается к паломникам от лица паствы и братии архимандрит Назарий.
— Ближе к Лавре становится вся Саратовская епархия, — произносит с амвона ответное слово благочинный Ртищевского округа протоиерей Дионисий Абрамов.- Ведь теперь помолиться к святым мощам в Ртищево будут приезжать все православные саратовцы.
Остаток дня занимает посещение часовни блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, молебен у раки с мощами праведного Иоанна Кронштадтского в Свято-Иоанновском женском монастыре, встреча со знаменитой чудотворной Казанской иконой Божией Матери в Казанском кафедральном соборе. Именно в соборе в годы коммунистического режима располагался музей атеизма, где утаивались мощи благоверного князя. Напоминает о святом князе и сказочный деревянный храм в честь иконы Казанской Божией Матери в селе Вырица, куда на следующий день мы заехали поклониться могиле святого Серафима Вырицкого. Будущий старец до своего ухода в монастырь вел успешную торговую деятельность. Решившись на постриг за несколько лет до октябрьского переворота, он отписал большую часть своего имущества Лавре.
Обратная дорога не обошлась без поломки. К нашему счастью, поблизости оказались и автомастерская, и кафе. Некоторые паломники усаживаются к стойке спиной: денег не хватает даже на чай, все потрачено без остатка на иконы, книги, масло и записки. Те же, кто делает заказы, и здесь обнаруживают дорогое имя. Рядом с продавщицей стоит небольшой ящичек для сбора пожертвований. Надпись сообщает, что скоро в валдайском селе Ялжебицы должно начаться восстановление храма во имя благоверного князя Александра Невского.
На следующий день, в канун праздника защитника Отечества, под колокольный звон новая святыня Саратовской епархии вносится под своды заполненного ртищевского храма. Перед образом покровителя российского воинства начинается благодарственный молебен.
— Надо бы тропарь по такому поводу составить, — на прощание делится своей мечтой отец Вячеслав.- Начало представить нетрудно: «Днесь град Ртищев радуется…».
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/01church/110.html