Русская линия
Интерфакс-РелигияАрхиепископ Егорьевский Марк (Головков)07.03.2006 

Порочный круг насилия на Святой земле нужно преодолевать

На вопросы портала «Интерфакс-Религия» отвечает заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, бывший член Русской духовной миссии в Иерусалиме епископ Егорьевский Марк

— 5 марта патриарх Алексий встретился с находящейся в Москве делегацией движения ХАМАС. Что ждала Русская православная церковь от этой встречи?

— Не мы являлись инициаторами приглашения ХАМАСа, их пригласило руководство нашего государства. Но, с другой стороны, представители этого движения являются сегодня той силой, которая была избрана с помощью демократической процедуры в Палестинской автономии.

Представители делегации обратились с просьбой к Святейшему Патриарху, чтобы он их принял… Но в свое время и Христа упрекали за то, что Он общается с мытарями и грешниками. В церковь приходят самые разные люди, и мы не делим людей на «чистых» и «нечистых», никому не отказываем. Само желание человека прийти в церковь говорит о том, что он, может быть, старается как-то измениться.

Поэтому мы воспринимаем это посещение не с точки зрения политической (церковь отделена от государства), а с точки зрения духовной, и наша задача — поделиться видением Русской православной церкви на те события, которые происходили и происходят в Палестине, нашим взглядом на прошлое, настоящее и будущее Палестинской автономии.

Позиция Церкви в этом вопросе достаточно ясна: мы столкнулись с огромным количеством актов насилия на Святой Земле, этот порочный круг насилия нужно преодолевать, и мы будем говорить об этом всем, в том числе и представителям ХАМАСа как той силе, которая сейчас находится у власти.

— На прошлой недели было объявлено, что при Совете муфтиев России создается комиссия по исламо-христианскому диалогу, куда, помимо мусульман и православных войдут также католики, пятидесятники и представители других христианских деноминаций, так как, по мнению Совета муфтиев, Межрелигиозный совет, объединяющий лишь представителей традиционных религий России, показал свою неэффективность. Как воспринимают в Русской православной церкви эту инициативу?

— Этот крен я считаю неоправданным. Нужно понимать, что люди живут не абстрактно, а в конкретных исторических условиях, в конкретной стране. В России есть представители разных религий, есть и католики, и пятидесятники, но нужно понимать, что христианские неправославные организации всегда были и остаются малочисленными общинами нашей страны, которые не имеют серьезного влияния на жизнь российского народа.

Поэтому создание такой комиссии — неудачная, непродуманная инициатива, которая, по сути, подрывает доверие к главе Совета муфтиев со стороны Русской православной церкви и лишает его того кредита ее доверия и уважения, которым он пользовался с начала нашего сотрудничества.

Надеюсь, что он как человек образованный поймет неверность и ошибочность этой инициативы.

Я также не разделяю пессимизма, с которым Совет муфтиев оценивает эффективность работы Межрелигиозного совета. Я думаю, это просто болезненная реакция Совета муфтиев, связанная с какими-то издержками личных взаимоотношений, возможно, это его реакция на книгу Романа Силантьева. Мы, в свою очередь, недавно тоже выразили возмущение в отношении книги советника муфтия Гайнутдина Али Полосина…

Мне кажется, обида — это не то чувство, которым должен руководствоваться религиозный лидер, религиозных людей всегда отличала мудрость — и представителей христианства, и представителей ислама. Поэтому я думаю, что в этой оценке, прозвучавшей со стороны Совета муфтиев, игнорируется хорошая, долгая история наших взаимоотношений.

Благодаря Межрелигиозному совету многое делалось и делается в России, он стал организацией, которая известна и пользуется заслуженным авторитетом не только у нас в стране, но и за ее пределами. Создавать альтернативную организацию — это просто недальновидный и близорукий подход.

— Недавно исполнилось 88 лет со дня отречения Николая II. Незадолго до этой даты представители Российского императорского дома вновь подняли вопрос о необходимости юридической реабилитации царской семьи. Как Вы к этому относитесь?

— Я считаю не вполне удачной идею реабилитировать царя на уровне светских властей, потому что, как бы то ни было, реабилитация уже произошла, когда было принято решение о переносе найденных под Екатеринбургом останков в царскую усыпальницу Петербурга, и в торжественной церемонии их перезахоронения приняло участие высшее руководство страны.

Другой вопрос, что Церковь не уверена в подлинности останков, перевезенных в Петропавловский собор. Но тем не менее сам этот акт является, на наш взгляд, актом покаяния, доброй воли, который лучше, чем разного рода бумажки или прочие свидетельства, показывает, что в Екатеринбурге свершилось беззаконие, и государственная власть как символ нашего народа принесла тогда некое покаяние в содеянном.

Кроме того, через два года Русская православная церковь канонизировала царскую семью. После всего этого вопрос о реабилитации сам собой отпадает, становясь уже каким-то надуманным крючкотворством, а попытки реабилитировать царя выглядят мелко и несерьезно.

Вспомним, что большинство христианских мучеников, в том числе пострадавших, как и Николай II, от большевиков, тоже не реабилитированы, и никто не добивается этого, потому что святые в реабилитации не нуждаются. Тем более это неактуально в случае с царской семьей, где факт состоявшейся реабилитации и так очевиден

Люди, которые поднимают этот вопрос, мне кажется, просто хотят показать, что именно они являются наследниками императора, то есть в большей степени это делается не для того, чтобы реабилитировать царя, а для себя и ради себя.

— Как восприняли в Русской церкви экранизацию книги Дэна Брауна «Код да Винчи»?

— Безусловно, отрицательно. Еще раньше очень много было высказано критических замечаний в отношении этого романа, в котором, помимо прочего, есть масса ошибок.

Сам я этой книги не читал и не собираюсь, потому что, узнав о ее содержании, считаю бессмысленным, извините, погружаться в это болото.

Думаю, что демонстрация фильма, снятого по Дэну Брауну, будет способствовать разделению нашего народа на людей, которые относятся с уважением к религиозному мировоззрению, и на тех, кто настроен атеистически и пытается тем или иным способом взять один из рубежей некоего реванша за то, что все больше и больше людей понимают: без Бога и духовных ценностей Россия не может существовать как стабильное, процветающее государство.

http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=64


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика