Русская линия
Трибуна Андрей Полынский07.03.2006 

Прочь, нечистая!
Наш корреспондент побывал в Троице-Сергиевой лавре и участвовал в древнем христианском обряде изгнания бесов

Жуткий вой сотряс тишину Троицкого храма. От неожиданности прошелся морозец по коже. Два дюжих мужика с трудом тащили тщедушную девушку, густым басом изрыгающую проклятия. Еще секунду назад, казалось, в храме яблоку негде было упасть, а тут народ мгновенно отхлынул, образовав вокруг бесноватой полукруг. Мужики насильно приложили ее голову к мощам Преподобного Сергия…

Как правило, все приехавшие в Троице-Сергиеву лавру на отчитку (так называется обряд изгнания бесов), стараются сначала получить благословение от Сергия Радонежского, то есть приложиться к святым мощам Преподобного. Затем спешат в надвратный храм Иоанна Предтечи. Здесь ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, проводит отчитку от бесов архимандрит Герман (Чесноков) — пожалуй, самый известный экзорцист России. Впрочем, экзорцист — не вполне православное определение. Так в католической традиции называют священника, обладающего особым даром изгнания нечистого духа. В православии экзорцизм называется отчиткой, проводить которую имеет право любой священник, у которого на то есть специальное благословение правящего архиерея.

К 15 часам — именно в это время начинается отчитка — поднимаюсь на второй этаж надвратного Иоанно-Предтеченского храма. Здесь полно народу. Многие из страждущих — с чемоданами и авоськами. Видно, приехали издалека. В основном это люди среднего возраста, но есть и молодые. Вот супружеская пара — иностранцы, говорят между собой по-немецки. А рядом восточной внешности женщина — с раскосыми глазами и скуластым лицом. В стильном пальто — бритоголовый новый русский с толстенной золотой цепью на бычьей шее.

Появляется священник: уверенные, быстрые движения, выразительное лицо, проницательный взгляд. Спрашивает, все ли из присутствующих крещены в православной вере: к обряду отчитки могут быть допущены только православные. Затем приступает к проповеди, которая длится более часа. Несмотря на страшную тесноту и духоту, все слушают, затаив дыхание.

Священник говорит о том, что человека, живущего по заповедям Божиим, охраняет благодать. От лукавых духов этого человека защищает некая огненная оболочка. Но если человек начинает грешить, то благодать нисходит с него и он становится беззащитным перед натиском злых духов. Так он становится одержимым, бесноватым.

— Для лукавых духов нет преград! — гремит голос пастыря над сводами храма. — Они могут пройти и через стену, и через человека. Они начинают стеснять части нашего тела, стягивать жилы, сдавливать кровеносные сосуды. От этого в организме повышается давление, начинается закупорка вен. Демоны вызывают ужасную тоску в груди, от которой человек не хочет жить. Христос нас предупреждает, что с демонами можно бороться только молитвами и постом!

По окончании проповеди отец Герман призывает всех опуститься на колени. Начинается основной обряд отчитки. Голос священника, читающего молитвы на церковнославянском, которые сочинили святые отцы еще в IV веке, звучит страстно и властно.

— Изжени всякого лукавого нечистого духа сокрытого и гнездящегося в сердце их…

Тут я услышал, как в текст молитвы начинают вплетаться посторонние нечленораздельные звуки.

— Духа льстивости, духа лукавства, духа идолослужения, духа лжи, духа нечистоты, действуемого по наущению дьявола…

Стоявшая рядом со мной азиатка вдруг начала изрыгать звериный рык, переходящий в какой-то клекот. Я с опаской отодвинулся.

— От верха, от низа, от гортани, от сердца, от очес, от рук… От ума, от души, от чувств…

Новый русский с золотой цепью захрюкал, кивая головой. Женщина сзади сплюнула в кулек пену изо рта. Сжатый со всех сторон толпой, я в панике уже и не знал, куда деваться.

— Повелевает Господь диаволу именем Своим: убойся! Бежи! — властный голос пастыря становится все громче. Он принялся разбрызгивать на молящихся святую воду, которую прислужники едва поспевали подносить к нему в чанах. В этот момент все звуки перекрыл басовитый вопль: «Ой, горячо, горячо! Жже-о-от!» Это та самая девушка, что вели двое мужчин.

— Бежи! Изыди! — отрывисто, словно ударяя хлыстом, приказал священник. И осенил ее крестом. В этот момент тело девушки вдруг дернулось, будто в конвульсиях, и обмякло, поддерживаемое спутниками. Лицо приняло осмысленное и несколько удивленное выражение. Было слышно, как она пропищала что-то невнятное тонюсеньким девичьим голоском…

Священник Николай Кравченко, клирик храма Петра и Павла (Сергиев Посад):

— Откуда только не приезжают люди к отцу Герману. Даже из дальнего зарубежья. Многие тут же крестятся. И даже мусульмане. Я недавно крестил в нашем храме одного муллу из Адлера. Он рассказал, что однажды стал видеть бесов — такая жуть, что жить невозможно. Он обратился к своему муфтию: «Я все сделал, что при таких случаях предписывает ислам. Не помогает. Что мне делать?» Муфтий ответил: «Езжай в Сергиев Посад на отчитку к отцу Герману». «Но ведь тогда мне надо будет покреститься!» — воскликнул удивленный мулла. «Другого выхода у тебя нет», — сказал как отрезал муфтий. Я знаю, что при подобных проблемах исламские учителя признаются своим прихожанам: «Тебе поможет только русский поп».



Архимандрит Герман (в миру — Александр Чесноков). В молодости служил в особом отделе Пограничных войск Среднеазиатского округа. Неоднократно участвовал в задержании диверсантов. Был представлен к званию Героя Советского Союза. Но звание так и не получил. Учился на экономическом факультете Московского автодорожного института, в Московской духовной семинарии. По окончании семинарии стал монахом с именем Герман.

http://www.tribuna.ru/ru/text.aspx?divid=99&tid=4616

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru