Комсомольская правда | Борис Андреев | 06.03.2006 |
Все началось с того, что самозваный киевский патриарх Филарет направил в Афины своим экзархом (официальным представителем) одного низложенного за прегрешения бывшего греческого священника. А для пущей важности возвел его в епископский сан. Греческая церковь с негодованием назвала эту акцию «наглым вызовом». Но дело даже не в личности новоявленного «епископа». Греки вообще не пожелали вести дела с Филаретом и его патриархатом и именуют «самостийщиков в рясах» не иначе как «схизматической группировкой на Украине».
Из Афин в Киев ушло гневное послание, в котором указывается, что в Киевском патриархате «имеются преступления и пренебрежения священных канонов, которые, к сожалению, не оставляют надежды на исправление, по крайней мере в ближайшем будущем». А причины афинский Синод видит в «чисто националистических соображениях, эгоизме и тщеславии» Филарета и его приспешников. Кстати, самому Филарету (в миру — Денисенко) досталось больше всех. Ведь он, пишут греки, «бывший иерарх братской Русской православной церкви, вверг народ в смятение и не раскаялся», за что РПЦ совершенно справедливо «вынуждена была извергнуть его из сана и предать анафеме».
За этими на первый взгляд сугубо церковными разногласиями видны и политические реалии. Нравится это кому-то или нет, но миллионы православных в мире ощущают себя и в мировоззренческом, и в культурном плане неподвластными влиянию Запада. Киевские раскольники, опирающиеся на политическую поддержку украинских властей, из этого ряда выбиваются. Не случайно их до сих пор не признали все другие православные церкви. Четкая позиция греков этот бойкот только укрепляет.