Русская линия
Пресс-служба Псковской епархииАрхимандрит Тихон (Секретарев)06.03.2006 

Прощеное воскресение

Святая Православная Церковь в воскресение 5 марта в последний день перед наступлением Великого поста, воспоминает страшное событие, которое когда-то произошло в раю: падение Адамово. Вспоминает, как прародители Адам и Ева не сохранили заповеди Господни, нарушили Божию заповедь, вкусили от запрещенного плода, и из чистых, безгрешных и святых стали несчастными грешниками.

Вот тогда-то Господь и произвел Свой суд над человеком, сказавши, что человек был создан бессмертным, не должен был умереть, а теперь: «Земля еси и в землю отыдеши!» — земля ты, прах ты и в прах превратишься.

Этот грозный приговор сбывается над всеми людьми, ни один человек от смерти не уходил. Мы плохо помним или вовсе не знаем этот грех Адама, его неисполнение того, что заповедовал Господь, но Церковь нам об этом напоминает, когда начинается Великий пост. Напоминает о том, как Адам своим непослушанием принес много вреда себе и своему потомству, и призывает нас просить у Господа, чтобы Господь научил нас истинному покаянию и исправлению жизни. В начале поста мы уподобляемся Адаму.

Господь нас учит: если вы прощаете друг другу прегрешения ваши, то и Отец Небесный простит вам, а если не прощаете, то и Отец Небесный не простит вам.

Воспоминание Адамова изгнания из рая подводит итог всему подготовительному периоду перед Великим постом. Теперь мы знаем, что человек был создан для жизни в раю, для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Пост является церковным законом, и, если мы его выполняем, он освобождает нас от порабощения греху, от плена этого мира. И первый пролом через крепость греха есть наше прощение тех, кто обидел нас, на кого мы рассержены, затаили злобу и обиду. Пост по-настоящему начинается с вечерни Прощеного Воскресения.

Наместник Свято — Успенского Псково — Печерского монастыря Архимандрит Тихон (Секретарев) о начале Великого поста

«Насколько дорог человек в очах Божиих мы видим из Священного Писания, Евангелия: не ангел пострадал за человека, не пророк, не великий какой -либо Святой, а Сам Господь пошел на Голгофу, чтобы вернуть человека в рай. Господь пришел на землю напомнить о высоком назначении человека, как об образе и подобии Божием, но человек, грешное существо, иногда не понимает и не слышит этих напоминаний.

И вот в Неделю Адамова изгнания из рая переносишься мыслью в начало человеческой истории и думаешь, как было все премудро устроено Творцом, но безрассудство Адама разрушило гармонию мира, гармонию человеческих отношений.

И мы можем вернуться в этот потерянный рай, но рай духовный, рай вечный, не материальный, где нет „ни болезни, ни печали, ни воздыхания“, где миллионы Святых и миллиарды Ангелов, и где Сам Господь — Источник бытия и творения.

Вернуться в Богообщении, в любви, в Духе Святом. Это все нам и напоминается в Богослужебных текстах, в самом благодатном состоянии души в этот особенный день, который называется Прощеное Воскресение.

Люди живут в семье, где бывают недоразумения, обиды; или работают в коллективе, где тоже могут быть в течение года всевозможные проблемы, нестроения, и Прощеное воскресение напоминает всем нам, что мы должны ни один раз прощать, а семьдесят крат седмерицею, как говорил Господь, то есть прощать всегда, везде и постоянно. Слово „простите“ уходит из нашего обихода, а оно ведь глубокое, примиряющее, оно вносит мир в отношения людей.

Как бы хотелось, чтобы мы, помимо других важных и современных слов, почаще говорили: „простите“ в нашем обиходном общении, и это слово вносило бы в нашу жизнь умиротворение. А где мир и согласие — там и результат: будь это творческая работа, или производство, или семья.

Умение прощать и любить, как часто говорил наш старец Иоанн Крестьянкин, столько бы принесло блага, радости и твердости в семьях, в обществе, в государстве. Дай Господи, чтобы Прощеное воскресение нам об этом напомнило, а из нашего общения не исчезало слово „простите“.

В Святой Церкви после вечерни, когда уже начинает звучать великопостный напев, совершается Чин прощения. Прежде, чем попросить прощения, подходят к иконе Спасителя, просят: „Боже, милостив буди мне грешному“, к иконе Божией Матери.

Отец Иоанн напоминал в своих проповедях: мы должны попросить прощения у Небожителей, у Пресвятой Богородицы — нашей Покровительницы.

Затем священники просят прощение друг у друга, у прихожан, а прихожане у священника, друг у друга и своих близких: „Прости меня ради Христа. — Бог простит“, — отвечает тот, у кого просят. Просят прощения все, невзирая на ранг и положение: просит прощение Святейший Патриарх, просит все священство, весь православный народ. Примирение с другими и с самим собой — первый шаг к посту.

Как мы можем не простить? Мы будем скованы своей обидой. И не просто так говорить „прости“ сквозь зубы, а „прости ради Христа“, потому что мы у Христа Спасителя в молитве просим „и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим“. Мы просим у Господа прощения за наши грехи, и прощаем своих ближних. Это удивительный день!

Послушайте Феофана Затворника: „Прощеный день — великий небесный день Божий! Когда бы все мы как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с Небом“. Этот день примирения, прощения обид великий райский день.

Возможно, сначала человек будет формально просить прощения, в некоторой степени формально прощать, но от формального, внешнего можно и нужно перейти к внутреннему. Должен заметить, когда два человека хотят примириться, то здесь могу быть некоторые тонкости.

В Отечнике описывается такой случай: поссорились два послушника, и один сказал старцу, что его друг не прощает его, тогда старец спросил: „А с каким настроением ты просишь у него прощения? — Ну, он же виноват, а я делаю ему одолжение и прошу у него прощение. — И старец посоветовал: скажи — я виноват, и начинай просить прощение“. И послушник был прощен, друзья примирились.

Великая и глубокая мысль: Я виноват. И отец Иоанн Крестьянкин всегда говорил, когда ссорятся два человека — вина лежит на каждом. Семья ли это, работа, начальник или подчиненный, или общество — на каждом лежит вина. И эту вину, свою личную вину мы должны сознавать и говорить: простите, виноват. Надо быть честным перед собой и перед другими в признании своей вины, когда примиряешься.

Что интересно, когда человек не мирный, когда потеряны ориентиры — в таком настроении нельзя принимать решения, общаться. И если хочешь, чтобы твое слово имело положительный результат, то ты говори другому человеку тогда, когда он спокоен и ты мирен.

Прощеное Воскресение — ступенька к миру в семье, в обществе, на производстве, в коллективе. И по опыту нам каждому ясно, какая радость, когда ты со всеми примирился. Если невозможно примириться при личной встрече, то можно написать, позвонить, но надо непременно сделать шаг навстречу примирению. Кто — то не хочет с тобой примириться, так ты перед Богом скажи, что ты простил.

На первой неделе Великого поста Богослужения в монастыре начинаются в шесть утра, без перерывов и заканчиваются к часу дня: утренние молитвы, утреня с канонами Святому и канонами дня, читаются Часы, служится вечерня, после вечерни заупокойная лития и перерыв до Великого повечерия. В Великое повечерие читается вечером четыре дня: понедельник, вторник, среда и четверг Великий покаянный канон Архиепископа Андрея Критского с припевом „Помилуй мя Боже, помилуй мя!“

Человек, которого называли „земной ангел и небесный человек“, обращаясь к самому себе, восклицал: „Душе моя, душе моя, возстани, что спиши?“ Эти замечательные песнопения Канона, и покаянные и обнадеживающие, в них нет отчаяния и подавленности, но есть сокрушение от греха. Это сокрушение, ощутимое в первые вечера чтения Канона, постепенно переходит в умиротворенное, прощеное состояние души — Бог всех простил. И ты всех простил, и у тебя опять есть возможность еще раз начать новую жизнь.

Обязательно всем православным, после работы надо побыть на вечерней службе, потому что в этом каноне содержится вся история человечества. Вся история его несовершенства, и в то же время история пути к Богу: как человек ветхозаветный, или новозаветный работал над собой, сокрушался о своих грехах, сокрушался о своем несовершенстве и выходил из этого состояния греха в состояние доброты и святости. Это отражено в Каноне — обращение к Богу, вечному и живому.

В пятницу, 10 марта, после обеда у нас в монастыре исповедь, мы все исповедуемся, а в субботу и воскресение причащаемся в первой неделе Великого поста. Земля обновляется, все становится светлым, добрым. Интересный случай рассказал отец Иоанн однажды: Была некая препорядочная семья, жена — верующий человек, и она всегда причащалась в субботу первой недели поста.

Муж ее отпускал, и спустя много лет, он решил прийти в храм и причаститься, так сильно подействовало на него причащение супруги на первой седмице Великого поста, потому что наблюдал, какой преображенной приходит его жена в этот день причастия, и сам стал церковным человеком. Какие плоды причащения в человеке должны ощущаться?

Укрепляется вера христианская, все истинно видно, а окамененная душа выздоравливает для добра и жизни, душевные бури умиротворяются, человек испытывает райское блаженство от Богообщения. Но если нет в полноте этих духовных переживаний, говорил отец Иоанн, не беспокойся, значит, они у тебя есть в начатках, и постепенно наберут в твоей душе силу. В причащении мы получаем то, что нам сейчас нужно для души, для духовного совершенства. Вот так и происходит Богообщение, которое было утрачено во Адаме, но восстановлено в Таинстве причастия.

Великий пост в нашей Церкви отличается особенностью Богослужений, они проходят с особыми напевами, земными поклонами, их тысячи. В монастыре продолжается физическая работа братии, послушание, пища употребляется только растительная, без масла в определенные дни. Но это нисколько не лишает нас возможности молиться, исполнять послушания, быть более собранными внутренне, обращать особое внимание на работу над собой.

Каждый должен прочитать Православный катехизис Святителя Филарета (Дроздова), читаются особые поучения Святителя Иннокентия Херсонского в храме и в трапезной на все среды и пятницы, воскресные дни, праздники. Пост проходит незаметно, но очень благодатно, духовно и радостно.

В природе наступает весна, и в душе через пост и молитву — весна души. Человек становится чище, совершеннее.

И если за время поста почувствует молящийся вкус молитвы, это великое приобретение. Надо на пост поставить и духовную цель, например, научиться меньше раздражаться. Один пост от другого отличается, и задачи ставятся разные, но все они связаны с работой над собой, а пост самое благодатное время для собственного совершенствования. Человек меняется, поднимается на новую духовную ступень, и это заметно в братии, и в каждом из нас.

Так и проходит пост в упражнениях физического поста, поста духовного и молитвы, чтобы достичь той духовной цели, которую каждый поставил перед собой. Пост — это труд, но радостный, интересный, благодатный и вечный. Он вносит в нашу жизнь ту здоровую составляющую, которой нам часто не хватает, вносит смысл в нашу повседневную жизнь, одухотворяет ее.

Желаем всем помощи Божией, умиротворенности, примирения с нашими ближними, и не забывать о том, что человек это образ и подобие Божие. Он велик в очах Божиих и велик по своему назначению. А Прощеное воскресение — это рай на земле, тот рай, из которого мы были изгнаны свободным грехопадением Адама».

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=1316


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика