Русская линия
Православие и современность Елена Гриценко,
Игумен Нектарий (Морозов)
06.03.2006 

Ушел в себя и… заигрался

В редакцию газеты «Православная вера» пришло два письма от наших читателей. На первый взгляд, они говорят о разном, однако на самом деле посвящены одной и той же теме — теме зависимости, несвободы. Почему и от чего современный человек попадает в зависимость? Что с этим делать? Мы попытались разобраться вместе со священником.

Все мы когда-то были детьми и, конечно же, играли… в ролевые игры. Скажете, нет? А как же «Казаки-разбойники», «Дочки-матери», «Царь горы» или появившаяся в перестроечные годы «Мафия» — «менты» против «рэкетиров». Конечно, к концу школы у ребят появляются новые интересы. Однако так происходит далеко не у всех. Как правило, именно в это время иные родители узнают о существовании до сих пор неизвестных им ролевых игр. Обычно эта новость сопровождается просьбой помочь сшить костюм, к примеру, знатной дамы XII века, необходимый к ближайшим выходным. Подростки объясняют родителям, что ничего страшного в этом нет, ролевые игры — это что-то вроде театра на природе, где есть «мастер», выполняющий роль режиссера, несколько групп играющих — «команды» — и некий сценарий, описывающий «отыгрываемые» события на начальном этапе. А дальше — все подчинено правилам игры и собственно тому, насколько хорошо игроки, импровизируя, проживают предложенные им роли.

Родители сначала настороженно относятся к новому увлечению своих отпрысков. Потом успокаиваются, видя, что дети, забыв дискотеки и компьютеры, штудируют книги по истории костюма, кроят и вышивают или долгими вечерами клепают у себя в комнате детали рыцарских доспехов. Через несколько лет бОльшая часть «игроков» оставляет «ролёвки» в прошлом. Впрочем, находятся те, кто, несмотря на возраст, место работы, наличие семьи и ребенка, не оставляет юношеского увлечения. Что ими движет: желание на несколько часов стать тем, кем хотелось бы, но не суждено родиться — Жанной д’Арк, мальтийским рыцарем, Робин Гудом, или подсознательная необходимость пусть ненадолго, «понарошку», в игре проявить отдельные качества своей натуры (благородство, милосердие, нежность, склонность к шуткам и чудачеству), которые боятся или стесняются показать в реальной жизни в силу каких-то причин? Что это: бегство от сложностей нашего мира или своеобразный поиск себя и своего места в нем?

Однако среди «ролевиков» со стажем есть и те, кого в ролевой среде принято называть «заигравшимися». Нет, не в силу их возраста (35−40, а иногда и 50 лет) или несоответствия их положения в обществе и хобби, без которого не проходят ни одни выходные. В данном случае имеются в виду те, кто переносит мировоззрение и мироощущение своего любимого персонажа (как правило, из мира фэнтези) на реальный мир. «Заигравшиеся» люди постепенно входят в образ настолько, что полностью отождествляют себя со своим героем: называют себя эльфом, джедаем, магом, вампиром, выбирают соответствующее имя, придумывают «квэнту» — автобиографию, которая обычно начинается словами: «Меня зовут… Я из такого-то мира». И все это вместе именуется воспоминанием: «Я вспомнил, что 500 лет назад (вариации: в Предначальную эпоху, в Дни Битвы Гнева и т. п.) я был…». Постепенно мир ролевых игр проникает в самую сущность человека.

Одна моя подруга — общительная, жизнерадостная студентка, замечательный бард — за несколько лет такого «отождествления» себя с одним из персонажей Средиземья («мира» английского писателя Дж. Р.Р. Толкиена) превратилась в истеричную, агрессивную, высокомерную девушку. Ее «героиня» — эльфийка из так называемых Перворожденных (первых разумных существ Средиземья), по иерархии фэнтезийного мира принадлежащая к высшей расе. Люди, по Толкиену, стоят на низшей ступени — «пришедшие следом», или «атани». Вот и наша Татьяна, совершенно серьезно считая себя представительницей высшей расы, сначала относилась к людям с легкой долей иронии, затем это переросло в презрение и почти неприятие. Все попытки вернуть ее к реальности были тщетны. «Ты слепа, — набросилась она однажды на нашу общую знакомую, — если не видишь, кто я на самом деле. Твой слабый человеческий ум просто неспособен на это. Так и не берись судить о том, чего не понимаешь».

Другая моя знакомая пошла еще дальше. Нет, она не выказывает агрессии или грубости по отношению к «человеческой расе» — мило улыбается, приглашает в гости, зазывает на уроки средневекового танца. При этом не только сама искренне считает себя «высокорожденной эльфийкой, подданной Первого Дома», но и свою маленькую дочь с годовалого возраста воспитывает в подобном убеждении. Люба вместе с мамой учит стихи на придуманном Толкиеном эльфийском языке, играет в куклы, носящие эльфийские имена… Ей неинтересен окружающий мир. Девочка живет в выдуманном, искренне веря, что он и есть настоящий. Тем более, что это поддерживается, кроме того, и авторитетом мамы. Подобные истории не единичны.

Слушать их и странно, и смешно, и… страшно. Страшно, когда человек отказывается от своей принадлежности к народу Божиему, отрекается от самого себя. Где-то подспудно ощущая это, такие люди скрывают свои «игры» от окружающих. Если же об их «увлечении» становится известно посторонним, камуфлируют свою тягу к придуманному миру под кружки самодеятельности, театральные студии и тому подобные объединения. Внешне они совершенно безобидны и тем не менее явно больны. С душой не шутят.

Как говорит один мой знакомый: «У каждого свои тараканы в голове». Тараканов обычно травят различными препаратами, наводя порядок в квартире. Каким же средством навести порядок в головах наших «заигравшихся» сограждан? Подскажите!

Елена Гриценко

Мнение священника

Иеромонах Нектарий (Морозов), настоятель Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»:

Вопрос: «Как навести порядок в головах наших „заигравшихся“ сограждан?» — далеко не праздный: и «заигравшихся» очень много, и порядка нет. И не все заигрались в «ролевые игры», воображая себя героями мира, придуманного Толкиеном. Кто-то еще основательнее заигрался в политику, кто-то в бизнес, кто-то в «красивую жизнь», потеряв при этом жизнь реальную, фактически — потеряв самого себя. И цена всего этого — человеческая боль и слезы — уже не игрушечные, а реальные: реальные войны, в которых гибнут тысячи людей, кажущихся политикам не более чем «живыми фигурками» на карте «виртуального» для них, политиков, мира. Реальная нищета, в которую ввергают своих сограждан «новые хозяева жизни», доводя вчера еще прибыльные предприятия до банкротства, забирая и ничего не отдавая взамен… Как удается людям настолько заиграться, что они всего этого не замечают? Откуда вообще это отношение — к жизни и к происходящему в ней — как к игре?

Мне памятна с давних пор книга известного западного психолога Эрика Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Она проникнута совершенно чуждым Православию духом, но в ней содержатся очень глубокие и верные мысли, которые христианин сможет положить в «сокровищницу сердца». И в частности, автор пишет в ней о том, что человек, оказавшийся в пожизненном заключении, не выживет, если не будет… играть. Играть во что угодно — в «побег», в «учебу» и т. п. Иначе он сойдет с ума от сознания безысходности: ведь если не занять себя чем-то, то остается лишь ждать неминуемой смерти.

И это действительно так, только применить эту модель точно так же можно к обычной человеческой жизни, в которой нет одного — веры в Бога. Без Бога она превращается в умирание, в бег в никуда, и от сознания этого тоже можно сойти с ума, если… не играть. Вот почему мир, забывший, оставивший Бога, весь погрузился в какие-то странные игры — интеллектуальные и, напротив, глупые, несуразные и смешные, но на самом деле — страшные. Вот почему так трудно бывает современному человеку бестрепетно всматриваться в существующий «реализм действительной жизни».

И нет другого «рецепта», нет другого способа наполнить зияющую внутреннюю пустоту, избавиться от необходимости играть и лгать самому себе, кроме как обрести Того, Кто действительно является для каждого из нас «Альфой и Омегой», началом и бесконечным концом, Кто создал нас и Кто является подлинным смыслом и содержанием нашего бытия, — Бога.

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/100.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru