Крупнов.Ru | Юрий Крупнов | 06.03.2006 |
Вклад Ирана в создание справедливого мироустройства
Значение Иранской революции 1979 года заключается прежде всего в том, что благодаря ей в мире появилась мощная держава, активно предлагающая фундаментальные принципы справедливого мироустройства.Частые упрёки Ирана в «закрытости» или «национализме» представляются несерьёзными.
Именно Иран в лице предыдущего Президента Мохаммада Хатами (Mohammad Khatami) внёс в мир единственный на сегодня универсальный принцип «Диалога цивилизаций», согласно которому мир и процветание человечества напрямую следуют из уважения ко всем тысячелетним цивилизациям и их открытого диалога. Этот принцип прямо противостоит принципам «Столкновения цивилизаций» или унификации мира в рамках глобализации.
И правильно сделали организаторы международного общественного форума «Диалог цивилизаций» (http://www.wpfdc.com), которые положили предложенный Ираном принцип в основу созданной ими уникальной площадки общения и выработки основ нового справедливого мирового порядка.
Далее. Именно Иран в последние годы является единственным государством, который строит на пространствах Передней и Центральной Азии целостный макрорегиональный проект диалога наций и культур. Этот проект является единственной альтернативой политико-географическому проекту США «Большой Ближний Восток» (The Greater Middle East), который включает территорию от Судана до Пакистана и от Севера Индии до Великого Кавказского хребта и предназначен для превращения в своего рода «бензоколонку» США по обеспечению ими себя углеводородными ресурсами и для контроля над Евразией.
Россия также не считает доктрину «Большого Ближнего Востока» перспективной. И вовсе не случайно она совместно с Германией и Францией не поддержала агрессию США и Великобритании против Ирака в марте 2003 года, а совсем недавно первой пригласила победившую на выборах в Палестине ХАМАС к прямым переговорам. Однако своего системного проекта по отношению к данному региону у России пока нет. Одним из следствий этого, между прочим, является и бездарная сдача российских позиций на Кавказе.
Наконец, именно Иран показал и доказал, что независимое развитие любого государства-цивилизации в современном мире возможно исключительно на основе оригинальных доктрин, стратегий, программ и проектов развития и не может строиться на основе модернизации.
Исламская революция 1979 года по существу выступила контрреволюцией по отношению к интенсивно производимой после свержения правительства Моссадыка в 1954 году и под руководством шаха модернизации, которую и называли «Белой революцией».
Этот факт имеет огромное значение для всех стран мира и для России, в частности. Мы должны ясно понимать, что многолетние призывы «модернизировать Россию» являются, в лучшем случае, свидетельством малограмотности поборников модернизации, а чаще всего элементом стратегий по уничтожению субъектности России.
Модернизация предполагает замещение под видом экономических и технологических инноваций культурно-исторической органики страны органикой принципиально иного свойства — и в конечном счёте, мы потом наблюдаем интенсивный процесс отторжения чужеродных тканей. Развитие является организацией цивилизационного и технологического прорыва на основе тысячелетней традиции.
Ядерное будущее Ирана
Стоит ли удивляться, что неуклонно и стремительно возрастающая мировая роль Ирана приходит в прямое противоречие с планами строительства Соединёнными Штатами Америки гиперимперии (http://www.kroupnov.ru/5/3141.shtml) и переустройства Земного шара и человечества по законам глобализации?Ничего кроме недоумения не может вызывать истерия, которую США и их союзники развернули вокруг так называемой «ядерной программы» Ирана. Хотя по уму правительствам и общественности всех приличных стран мира следовало бы выступать прежде всего против беспардонных действий тех же США, администрация которых в рутинном порядке в эти дни требует у Конгресса выделить ей 85 миллионов долларов, чтобы, по словам госсекретаря Кондолизы Райс, «усиливать поддержку сетевого инфраструктурного обеспечения иранских реформаторов, политических диссидентов и правозащитников» («We will use this money to develop support networks for Iranian reformers, political dissidents and human rights activists»).
Почему руководители и МИДы других государств не возмущаются этим языком, более свойственным начальнику отдела секретных диверсионных операций, и тому лицемерию, которое позволяет высшему руководству США называть это «поддержкой чаяний иранского народа («We are going to begin a new effort to support the aspirations of the Iranian people»)?
Столь же чудовищной и попросту неприличной является логика, которая навязывается мировому сообществу при обсуждении ситуации с развитием ядерной сферы в Иране.
Показательным здесь являются рассуждения заместителя директора Института Европы РАН, председателя Совета по внешней оборонной политике Сергея Караганова в «Российской газете» за 6 февраля.
Сначала он исчерпывающе доказывает, что «иранцы имеют моральное право желать обладания ядерным оружием. Они находятся в очень опасном регионе. С юга находится ядерный Пакистан, который может взорваться в любой момент. С запада — нестабильный Ирак с американскими войсками, а дальше ядерный Израиль… Иранцы обоснованно сетуют на во многом несправедливое отношение к себе международного сообщества…».
Но затем, вместо того, чтобы заняться Пакистаном, нестабильным Ираком и ядерным Израилем, Караганов вдруг начинает пугать Россию Ираном: «Получение Ираном ядерного оружия неприемлемо… для России, находящейся в непосредственной близости от него и в пределах досягаемости потенциальных иранских носителей ядерного оружия».
Дальше — больше: «Ядернизация Ирана с высокой степенью вероятности спровоцирует создание «арабской ядерной бомбы» Саудовской Аравией, Египтом. О понятии стратегической стабильности, которой старые ядерные державы достигли, пройдя несколько раз по грани жизни и смерти человечества, придется забыть. Вероятность ядерной войны с неизвестными последствиями возрастет на порядок. Никто не знает, как поведет себя ядерный Тегеран, не победят ли в его руководстве элементы, призывающие даже сейчас к уничтожению других стран, к перекрытию Персидского залива. Будет окончательно добит Договор о нераспространении. Резко возрастет риск всякого рода упреждающих ударов, даже до обретения Ираном ядерного оружия…».
Разумеется, человеку, которого журнал «Россия в глобальной политике» (благо Караганов является основателем и председателем Редакционного совета данного журнала) пропагандирует как «единственного россиянина», который «вошел в список мировых интеллектуалов», дозволяется многое.
С таким интеллектом не составляет труда представить дело так, что Иран покупает или делает ракеты в целях их использования против России. Или что возникновение «арабской ядерной бомбы» определяется появлением бомбы иранской, а не израильской.
Но даже единственному в России мировому интеллектуалу нельзя передёргивать очевидные вещи, насиловать логику и факты в особо извращённых формах.
Во-первых, почему тот же Сергей Караганов вместе с другими противниками «ядернизации» не выступает за ядерное разоружение Израиля? Ведь это стало бы не только решающим аргументом в пользу любого рода действий против военной «ядернизации» Ирана, но и доказало бы справедливый характер и действенность принятого режима нераспространения?
Во-вторых, как в здравом уме возможно усомневать дееспособность руководства и народа Ирана («никто не знает, как поведет себя ядерный Тегеран, не победят ли в его руководстве элементы, призывающие даже сейчас к уничтожению других стран…») и абсолютно не задаваться подобными вопросами по поводу того же Израиля? Не является ли это безусловным свидетельством наличия у Караганова и тысячи других политиков и экспертов вплоть до руководства отдельных стран, которые разделяют его точку зрения, предвзятого, уничижающего и оскорбительного отношения к Ирану? Отношения, которое не основано ни на каких реальных фактах и явно противоречащего фундаментальным принципам иранской цивилизации.
В-третьих, почему Караганов строит обильные предположения, но ничего не говорит о единственном за последние пятнадцать лет случае безответственного и просто дикого поведения в ближневосточном регионе — речь идёт, разумеется, об агрессии США и нескольких других стран против Ирака в марте 2003 года? Причём, напомним, агрессии, которая прикрывалась точно таким же поводом: якобы наличием у Ирака ОМП — оружия массового поражения.
В-четвёртых, почему Караганов ничего не говорит об официально заявленной США ещё в начале 1990-х годов программе демократизации Ближнего Востока (откуда и родился потом проект «Большой Ближний Восток»). Ведь именно это является фундаментальной основой действий и «переживаний» США, ключевым основанием для недопущения независимо действующего Ирана, как и до этого — Ирака.
Об этом студентам факультетов международных отношений рассказывают на первом курсе. А Караганов молчит.
В-пятых, наконец, не кажется ли господину Караганову, что его рассуждения в «Российской газете» на деле являются одним из элементов реализации антироссийской стратегии по недопущению нашей ядерной энергетики на мировые рынки, и в том числе в одну из ключевых «территорий» этого рынка — Иран.
Американская газета «Chicago Tribune» считает необходимым предложить Путину «хороший способ, как постоять за себя»: «Уже многие годы Россия строит в Бушере атомный реактор. Многие годы США требуют остановить это строительство. Сейчас реактор уже практически готов. Так какой теперь самый лучший способ привлечь внимание Тегерана? Правильно — положить бушерский проект под сукно и вообще убрать из Ирана всех русских — от ученых и инженеров до секретарш, причем быстро» (http://www.inosmi.ru/print/225 584.html).
Этот совет особенно хорош в ситуации, когда в мире быстро прошёл и закончился «ядерный ренессанс» и наступила жёсткая конкурентная схватка лидеров мировой ядерной энергетики за заказы на строительство АЭС.
Одним из таких лидером пока что является и Россия. Очевидно, что это не по нраву не только ряду мировых интеллектуалов, но и правительствам тех стран, которые также способны строить атомные станции, но которых в Иран пока не приглашают.
Союз России и Ирана
Для России в связи с обострением ситуации вокруг Ирана возникает уникальная возможность выступить в качестве мировой державы.Во-первых, в рамках поставленной Президентом России 22 декабря 2004 года на заседании Совета Безопасности задачи добиться «лидерства в мировой энергетике» и в целях реализации своих обязанностей председательства России в G8, «Большой восьмёрке», которая работает в 2006 году под эгидой обеспечения международной энергетической безопасности, мы просто обязаны продемонстрировать мировому сообществу как можно решать проблему иранской, а также и ближневосточной и южноазиатской (Индия) энергетической безопасности на основе опережающего развития ядерной энергетики.
Во-вторых, именно сейчас необходимо переносить иранский принцип «Диалога цивилизаций» на официальный формат межгосударственных отношений и требовать признания нового формата в качестве нормы международных отношений и права.
России пора перестать оправдываться самой или оправдываться за Иран. Пора перейти к позитивным дипломатическим стратегиям и предложить Ирану долгосрочный союз.
Подобный шаг не только бы остудил перегревшиеся головы тех, кто призывает «ударить по Ирану», но и, главное, обеспечил бы России и миру прочную геополитическую конструкцию для обеспечения стабильности в Азии и мире.
Пора перестать пользоваться избитым и созданным для прошлого века языком описания мировых процессов.
Иран давно уже не тот Иран, который был при шахе или тот, что был сразу после шаха. Иран давно уже не только Восток или Ислам.
Иран является сегодня абсолютно новым субъектом мирового развития и требует к себе нового отношения как к перспективной и во всех отношениях оригинальной державе, не боящейся смелого технологического обновления при опоре на многовековые и тысячелетние традиционные ценности своей уникальной цивилизации.
А для России Иран может стать тем союзником, с помощью которого реально удерживать мир от сползания в хаос и строить новый справедливым мировой порядок.
Союзные проекты развития
На сегодняшний день очевидны те стратегические проекты, которые могли бы стать основой долгосрочного союза России и Ирана. Первый проект — «Стабильная Центральная Азия».
Именно от прочности мира и развития в Центральной Азии зависит судьба не только Евразии, но и всего мира. Данная проблематика подробна разработана лучшим российским геополитиком Вадимом Цымбурским, утверждающим, что «Центральная Азия должна быть провозглашена общим стратегическим тылом Ирана, Китая и России», что для этого необходимо «обеспечить стратегическое сотрудничество России, Китая и Ирана, которое имело бы декларированный геоэкономический смысл. Формирование транспортных потоков со стороны Индийского океана, идущих на север, в сторону Европы фактически утвердило бы российско-китайско-иранскую транспортную и ресурсно-поточную олигополию, обеспечиваемую взаимодействием трех держав в Центральной Азии и их совместным противодействием любым попыткам дестабилизировать это звено Лимитрофа». Лимитроф — это «особая геополитическая реальность», «великий межцивилизационный пояс (лимитроф), который тянется от Прибалтики через Восточную Европу и, охватывая Кавказ, постсоветскую Центральную Азию и так называемую старую Тибето-Синьцзяно-Монгольскую Центральную Азию, заканчивается в Корее», который «прочно дистанцирует Россию от силовых центров, сложившихся на платформах других цивилизаций, и определенная политика, проводимая в рамках этого пояса, позволит России обеспечить себя против прямых атак со стороны соседних приокеанских силовых центров» (http://www.politstudies.ru/universum/esse/7zmb.htm).
Одним из ключевых моментов в данном проекте является стабилизация ситуации в Афганистане и кардинальное изменение хозяйственных основ этой страны с производства наркотиков на другие индустрии. Без Ирана позитивно влиять на Афганистан попросту невозможно.
Второй проект — «Большой Кавказ», который интегрирует Каспийский и Черноморский регионы и не позволяет расчленять Кавказ через реализацию Соединёнными Штатами Америки нового искусственного региона Большого Ближнего Востока (The Greater Middle East), а также организацию США, НАТО и ЕС столь же искусственного Большого Черноморского региона (БЧР, например, с помощью блока ГУАМ, оси Украина-Грузия и др.), который должен способствовать расчленению Кавказа в меридиональном направлении («вдоль»). Подробнее смотрите Кавказскую доктрину России (http://www.cmnews.ru/news.asp?t=1&nid=1992&nd=16&nm=2&ny=2006).
Третий проект — совместное строительство новой глобальной инфраструктуры ядерной энергетики с основой в ядерном сотрудничестве России с Ираном и Индией . Такая инфраструктура может строиться исключительно на признании за каждой из стран суверенного права на опережающее развитие ядерной сферы (подробнее данная идея изложена в статье «Миром будет править русский джоуль» — http://www.kroupnov.ru/5/2781.shtml — и в проекте Ядерной доктрины России — http://www.kroupnov.ru/5/2841.shtml).
Четвёртый проект — продвижение новых укладов общественного развития, построенных вокруг принципа личности.
Шиизм и православие являются теми уникальными традициями, в которых глубоко разработана проблематика личности как высшей реальности человека или «истинного человека», того, что собственно и определяет богоподобие человека, его созданность по образу и подобию Божиему. Это позволяет народам ирано-шиитской и православной традиции осмыслять собственные историю и будущее через принцип личности и проектировать инновационные социальные системы на основе данного принципа — и в оппозицию принципу индивида и общественному строю, организованному вокруг интересов индивида.
Если идея индивида лежит в основе неолиберализма и глобализации, то идея личности — в основе мировоззрения, которое построено на задачах мирового развития, т. е. сохранения и развития мирового целого, и реализуется в мироизации.
Россия и Иран могли бы предложить совместную версию нового мирового порядка, основанного на принципе личности. Основой здесь является недопустимость господства одних народов и стран над другими, отказ от разделения людей, народов, стран на «сорта», что и ведёт к любого рода дискриминации, и, в конечном счёте, унификации и поровнению человечества, сведения многообразия и цветущей сложности человечества к его переделке в инкубаторскую человекомассу.
Стоит напомнить ясную позицию Президента Российской Федерации В.В. Путина, которую он заявил 6 декабря 2004 года в Анкаре: «Я не хочу, чтобы как в Германии, где произошло разделение на западников и восточников, появились люди первой и второй категории. Причем люди первой категории имеют возможность жить по стабильным демократическим законам, а людям с так сказать темным политическим цветом кожи добрый, но строгий дядя в пробковом шлеме будет указывать политическую целесообразность, по которой они должны жить. А если туземец будет возражать, то его накажут с помощью ракетно-бомбовой дубинки, как в Белграде» (http://www.kremlin.ru/appears/2004/12/06/1409_type63380_80 827.shtml).
Отсюда и пятый проект — совместное инициирования процессов мирового развития в интересах большинства человечества, организация процессов мироизации (http://www.kroupnov.ru/5/3141.shtml).
Мироизация может и должна стать созидательной альтернативой глобализации в ситуации, когда, как сформулировал В.В. Путин 3 декабря 2004 года в Нью-Дели, ««представляются крайне опасными попытки перестроить созданную Богом многоликую, многообразную, современную цивилизацию по казарменным принципам однополярного мира» (http://www.kremlin.ru/text/appears/2004/12/80 609.shtml).
Ялтинский миропорядок далее невозможен. Но и допускать приход ему на смену разрушительной глобализации в виде американской гиперимперии также нельзя.
Необходим новый и справедливый мировой порядок.
И если Россия и Иран сумеют построить союз, то следующий миропорядок имеет все шансы быть ирано-российским.