Невское время | Протодиакон Андрей Кураев | 04.03.2006 |
Богословских причин и объяснений консерватизма достаточно, назову некоторые из них. В религии есть то, что в нее вкладывает человек, и то, что вкладывает Бог. Изначальный тезис христианского богословия — непостижимость Бога. Но желает ли Бог быть тождественным собственной непостижимости?.. Раз религия — это то, что входит в нашу жизнь от непостижимого Бога, надо быть готовым к тому, что в мире богословия права нашей рассудочности могут быть поруганы. То есть догматика — это защита прав Бога перед человеческим своеволием, попытка защитить Откровение от людей.
Богословие — это то, что Бог дарит людям, заговорив с нами на детском языке. Однажды Пятачок попросил моего любимого богослова Винни Пуха сочинить вопилку по поводу новоселья ослика Иа. Пух ответил: «Видишь ли, Пятачок, поэзия — это не то, что ты идешь и находишь, а то, что находит на тебя. Поэтому единственное, что мы можем сделать, — пойти и встать на такое место, где нас могут найти».
Консерватизм вытекает из невозможности богословия, потому что я точно знаю, что не смогу это воссоздать. Вот предположим, я не уважаю свои книжки — хочу и поменяю что-то, моя вещь. Другое дело, если в моем распоряжении окажется икона Андрея Рублева. Могу ли я решить, что она немного потускнела и я ее подправлю?.. В XIX веке реставраторы считали допустимым достроить, дорисовать, доделать, если что-то утрачено. Сегодня — нет, если памятник дошел с дефектами, то их надо сохранить. Современная тенденция — консервация памятников культуры.
Православие — это религия любви. А любовь сама по себе чувство консервативное, оно стремится все сохранить. Даже в ситуации простой влюбленности смена девушкой прически может вызвать серьезный кризис: «Что ты наделала? Я же тебя полюбил вот в этом платьице, с этой прической. А сейчас тебя не узнаю». Отсюда один из парадоксов церковной истории. Если человек действительно любит и Церковь, и Православие, то именно эта любовь делает его консерватором.
Следующее обоснование консерватизма, которое присутствует в самой Церкви: вера в то, что Христос — это Бог, который стал человеком. Сама суть христианства в этом — не саморазвитие, самоулучшательство, а снисхождение Неба к земле. Это поясняет и притча о заблудшей овечке. Нет в Евангелии такого сюжета, что на овечку напали волки, а у нее оказался черный пояс по каратэ, она отбилась, прибежала к пастырю и бросилась ему на шею. А есть совершенно другая притча, что Пастырь пришел к овечке, нашел ее и принес обратно в стадо на своих плечах. Вся библейская история состоит из рассказов о том, как Бог искал человека. Начиная с согрешившего Адама, который прятался в раю и которому Бог говорил: «Адам, где ты?» И кончая Апокалипсисом: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему…»
То же самое с обратной перспективой иконы: точка схождения линий находится в молящемся человеке. Очень часто образ не укладывается в поле иконы. Это сознательный замысел; получается, что икона выходит из своего пространства, чтобы освятить мир. Византийская архитектура почти не знает вертикали. Есть красивый оборот речи: храм взметнулся своими куполами ввысь. Но ничего «ракетного» в византийском храме нет. Он, как боровичок, плотно стоит на земле. И вот из общего пафоса христианства, что Небо сходит на землю, следует, что земля меняется, когда к ней прикасается Небо. И Церковь дорожит следами этого преображения. Получается, что Рождество Христово продолжается до сих пор. И это ощущение опять же делает христиан консерваторами.
Наконец, если бы в христианстве все было понятно, то это было бы знаком того, что христианство — это человеческий культурный артефакт. Если бы я понял всю православную догматику, то я бы стал атеистом. Я бы пришел к следующему выводу: ага, я понимаю, как это сделано, по таким-то рецептам и лекалам, а значит, на всем христианстве стоит жирный штамп made in humanity (сделано человечеством).
Есть в христианстве эзотерика, не в смысле какого-то секрета, а в том, что оно не понятно, пока ты сам не стал причастен опыту, который на этом косноязычном языке пробует высказать себя. А реформатор говорит: мне ничего из этого не понятно, поэтому вы меняйтесь. Это с собой надо что-то сделать, чтобы стало понятно. Итак, есть нечто в христианстве, что по своей сути непереводимо на язык светской идеологии.
http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=234 981 453