Русская линия
Русская линия16.03.2006 

Проблемами кряшен заинтересовались японские учёные.
Интересно только, когда ими заинтересуются в самом Татарстане?

Недавно в Казани побывал аспирант Центра изучения славян Университета Хоккайдо Акира Сакурама, приезжавший с целью сбора материалов для своей научной диссертации. Молодого человека интересуют проживающие в Татарстане православные кряшены: с их образом жизни и самосознанием, взаимоотношениями с русскими и татарами, отношением к религии. Весьма любопытно при этом, что основное внимание в своём исследовании Сакурама уделяет осмыслению вышеозначенных вопросов с точки зрения самих кряшен. По его словам, интерес к данной проблеме у него побудила статья о кряшенах научного сотрудника Российской академии наук, этнического кряшена, выходца из Бакалинского района Башкирии Анатолия Иванова, опубликованная в сборнике «Мусульмане изменяющейся России».

Как заведено в этой стране, в феврале и марте в вузах Японии приостанавливается обучение, и высвобождающееся таким образом время предоставляется для научной и практической деятельности. Причём, если преподавательский состав трудится над совершенствованием учебной программы, а студенты пишут курсовые и дипломные работы, то аспиранты отправляются в экспедиции «за пищей для ума». Вот это «окно» и посвятил японский аспирант для поездки в гости к «малоизученным в России кряшенам».

В самом начале своего пребывания в Казани японский аспирант встретился с коллегами — учёными отдела этнологии Института истории Академии наук республики. Затем — нанёс визит в Дом дружбы народов Татарстана, где встретился с президентом Ассоциации национально-культурных организаций Сагитом Джаксыбаевым и председателем Казанской городской общественной организации народности кряшен Марией Семёновой. Кроме этого, он посетил молебен в кряшенском приходе при Тихвинской церкви, побывал в историко-краеведческом музее в деревне Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана, где собраны предметы быта, образцы национальных костюмов и материалы, отражающие уклад жизни кряшен. Акира Сакурама был также приглашён на занятия студенческого фольклорного коллектива «Бярмянчек» под руководством кандидата искусствоведческих наук, этно-музыковеда Геннадия Макарова, где студенты Казанской консерватории и Казанского государственного университета культуры и искусств показали ему интересные образцы традиционных народных песен кряшен разных территориальных групп, и встретился с кряшенскими учёными Татьяной Дунаевой, Аркадием Фокиным, активом Казанской городской организации и с некоторыми руководителями районных и городских организаций кряшен.

Как выяснилось, в «стране восходящего солнца» о Татарстане знают достаточно много, так как до высших учебных заведений, и, в частности — до Центра изучения славян Университета Хоккайдо — доходят изданные в республике издания. Причём, в их числе — не только фундаментальные труды о татарах, но и немногочисленные издания о кряшенах. Так, сборники «Молькеевские кряшены», «Нагайбаки», книгу Максима Глухова «Судьба гвардейцев Сеюмбеки» и ряд других трудов Акира Сакурама прочёл ещё в Японии. Безусловно, подобный интерес молодого японского учёного к истории православного тюркского народа не может не радовать. Однако, учитывая низкий уровень развития кряшеноведения в самом Татарстане, вполне может возникнуть такая ситуация, что объективные сведения о жизни кряшен нам вскоре придётся черпать из изданий, переведённых с японского языка.
Людмила Белоусова (Казань), специально для Русской линии


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика