Невское время | Камилла Нигматуллина | 03.03.2006 |
Стоит отъехать на 350 км от Петербурга, как попадаешь в другую Россию — древнюю, размеренную, снежную. За воротами монастыря в населенном пункте Печоры — сувенирные лавки и блинные теремки, стоянка для туристических автобусов и экскурсионные машины напрокат. Но уже при проходе через старинную белую арку чувствуешь, как время замедляется.
Преодолев спуск по крутому «кровавому пути», где Иоанн Грозный нес к храму тело зарубленного им в гневе преподобного Корнилия Псково-Печерского, оказываешься в центре монастыря. Вокруг — величие церквей и тишина. После обеда в обители почти не остается туристов и паломников, все монахи на работах, а до вечерней службы еще есть свободное время. Вход в «Богом зданные», то есть нерукотворные, пещеры оказался открыт, и нас провели к месту упокоения батюшки Иоанна Крестьянкина.
Теплый песок под ногами (термометр показывает 10 градусов выше нуля), тоненькая свеча в руках, длинный темный коридор — и внезапно возникшая пасхальная радость. Коридор заканчивается у большого чудотворного креста, за стенами — большие ниши, в них и стоят гробы с умершими насельниками обители и мирянами. Всего около 10 тысяч гробов, в которых лежат дворяне, бояре и воины, в том числе и современные. Здесь хоронят не закапывая, а просто складывая друг на друга гробы. Они стоят сотни лет, не источая ни запаха, ни смертного ужаса. Кто-то объясняет это особенными условиями пещер.
Отца Иоанна похоронили в нише, где лежит преподобный Симеон Псково-Печерский. Праведник к праведнику. Прошло 20 дней с памятной для многих ночи отпевания старца: гроб открыт до сих пор для поклонения батюшке, стоят не тронутые увяданием 20-дневные букеты. Опять то же ощущение отсутствия времени и победы над смертью.
Монах, проведший нас по всем лабиринтам пещер, не нашел слов, чтобы рассказать о жизни архимандрита. Все его мысли занимает чудесная смерть отца Иоанна — через несколько минут после причастия старец мирно отошел, лишь вздохнув и уронив руку на постель.
О чем еще можно говорить в этой тишине и темноте, наполненной мирными усопшими, как не о смерти, считают монахи. Их жизнь и так наполнена мыслями о собственной и о мировой кончине, поэтому иных рассказов здесь не услышать.
Панихиды по батюшке совершаются каждый день после литургии, многие приезжают сюда, чтобы спеть перед гробом поминальные песнопения. В один день, вспоминают служители, которые дежурят в пещере, какой-то приезжий хор беспрерывно наполнял афонскими молитвенными звуками эти своды. На сороковой день, по обычаю, доступ непосредственно к гробу будет уже закрыт.
Жизнь есть жизнь — и храмы сразу наводнились книгами старца и о нем, прижизненными фотографиями и снимками с похорон, дисками с записью отпевания. На память можно и просто забрать немного песка из пещеры.
Светскому человеку непонятно это трепетное отношение верующих к умершему человеку. Во-первых, этого человека здесь почитают за праведника. Во-вторых, именно смерть монаха определяет то, как он жил. Тихая кончина и нетление считаются первейшими признаками святости (как говорится в псалме царя Давида — смерть грешников люта). Наконец, усопший старец по вере просящих станет заступником за живых на небесах. Потому поклонение у гроба не страшит приезжающих сюда, а дает духовные силы…
Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю уже более 530 лет. Первые упоминания о «Богом зданных» пещерах относят к 1392 году. Выкопанную в горе церковь Успения освятили в 1473 году. В 1552—1565 годах приграничный монастырь получил мощные оборонительные сооружения. Он длительное время входил в систему укреплений рубежей Московского государства, причем имел постоянный военный гарнизон и был снабжен артиллерией. В 1581 году, когда польский король Стефан Баторий с основными войсками осаждал Псков, один из отрядов был направлен против Печерского монастыря, но так и не ворвался в крепость. В дальнейшем последовали новые нападения, отбивать вражеские атаки монастырю пришлось еще и в начале XVIII века, во время Северной войны. Сохранились в Печорах и остатки земляных укреплений, возведенных при Петре I в 1701 году. Во времена разгула воинствующего атеизма Псково-Печерский монастырь не закрывался как близкий к западным границам страны. Он оставался одним из четырех действующих монастырей в СССР. Несколько нынешних насельников — участники Великой Отечественной войны.
В пещерах Псково-Печерского монастыря сохранилось около 350 керамических и каменных надгробных плит XVI — начала XVIII века. В большинстве своем они невелики и помещены в отверстиях погребальных ниш. Самая ранняя керамида относится к 1530 году, наиболее ранней каменной плитой является надгробие 1591 года.
http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=234 981 486