Русская линия
Православие.RuАрхиепископ Хабаровский и Приамурский Марк (Тужиков)03.03.2006 

Дальним Востоком Россия не кончается

Недавно на Богословских курсах при Московской Духовной Академии прошла встреча слушателей с Архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком. Владыка рассказал о возрождении церковной жизни в Хабаровской епархии, а также о проблемах, актуальных сегодня для Дальнего Востока, ответил на вопросы слушателей. Представляем вашему вниманию некоторые выдержки из его выступления.

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК — ЭТО ОСОБЫЙ КРАЙ

Владыка Марк
Владыка Марк
Дальний Восток — это особый край. И нужно понимать, что Россия здесь не кончается, а начинается. Это русская земля, прославленная трудами наших многих первопроходцев, миссионеров, святых подвижников благочестия, напитанная кровью новомучеников российских, защитников Отечества.

Отсюда воссиял свет Православия народам Китая, Японии, Кореи и других азиатских стран. Здесь были явлены величайшие святыни — Албазинская и Порт-Артурская чудотворные иконы Божией Матери. Эта земля связана с именами выдающихся церковных и государственных деятелей: святителя Иннокентия Московского, Иннокентия Иркутского, Николая Японского, Иоанна Шанхайского, епископа Александра (Кульчицкого), генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева-Амурского, Невельского, Пояркова…

Сегодня, после мрачного периода безбожия, Русская Православная Церковь восстанавливает свою миссионерскую деятельность на Дальнем Востоке. За последнее десятилетие совместными усилиями государства и Церкви в Хабаровском крае восстановлены и построены заново десятки прекрасных храмов. Среди них самый крупный православный храм России к востоку от Урала — Спасо-Преображенский кафедральный собор (одновременно под его сводами может поместиться более 3 тысяч человек) и собор Успения Пресвятой Богородицы (высота первого вместе с крестами составляет 98 метров, второго — 53 метра).

Несколько слов о том, как я оказался в этом благословенном крае. Сам я из Москвы, учился в школе на территории Зачатьевского монастыря, затем в техникуме легкой промышленности. Потом два года в Гатчине под Питером служил в армии, работал в проектном институте, учился в финансово-экономическом институте. По благословению духовника поступил в Московскую духовную семинарию, затем — в Московскую духовную академию, служил в Астраханской епархии, а в год окончания академии меня рукоположили в епископа и отправили служить на Дальний Восток. На тот момент во всей Хабаровской епархии — кстати, в ее состав входила еще и Еврейская автономная область — насчитывалось 24 священника и 18 приходов (около 100 храмов по Амуру было взорвано в безбожные времена).

Сейчас у нас зарегистрировано около 50 православных общин. Всего же несёт своё служение более 60 священников. Решением Священного Синода создана Хабаровская духовная семинария, и 1 сентября 2005 года в ней начался первый учебный год. Это учебное заведение призвано стать православным образовательным центром всего Дальневосточного региона. Могу сказать, что открытие семинарии и закладка комплекса зданий для нее стали возможны потому, что край являет пример тесного сотрудничества и глубокого взаимопонимания между церковной и светской властью.

При поддержке губернатора Хабаровского края Виктора Ивановича Ишаева сейчас на высоком берегу Амура, рядом с кафедральным собором, уже идет возведение семинарского комплекса: административный и учебный корпус — 5 классов по 30 человек, актовый зал и общежитие на 150 человек. В этом году предполагается завершить этап строительства семинарии «под крышу» с домовым храмом во имя святителя московского Алексия (он проходил свое служение на Дальнем Востоке).
Я часто думаю над тем, что, если Господь дает нам возможность восстановить общину, храм, епархию, значит, Ему это угодно; но в то же время Он испытует, насколько нам это нужно. Всегда тяжело посылать молодого священника с семьей на отдаленный приход, но, напутствуя его, обычно говорю, что нужно служить там, где это полезно для Церкви и народа Божьего.

О НАШИХ СОСЕДЯХ — КИТАЕ И ЯПОНИИ

Не секрет, что население России сейчас неуклонно сокращается, нас замещают другие народы… Такие страны, как Китай, Индия, Малайзия, Индонезия, мусульманские государства, страны Южной Америки бурно развиваются, растет численность их населения. И они делают постоянные «выбросы» своих трудовых ресурсов, которые, в частности, перемещаются к нам. На Дальнем Востоке (да и вообще в России) стремительно увеличивается число китайцев. К примеру, в Благовещанской епархии (Амурская область) проживает 950 тысяч населения; официально зарегистрированных китайцев — 650 тысяч. Миграция осуществляется при полном попустительстве местных властей.

Очевидно, что для решения проблемы необходимы не только четкая позиция государства, но и усвоение нашими соотечественниками православного мировоззрения, утверждения его самой жизнью. Взять, например, тех же китайцев: это очень трудолюбивые люди, они работают лишь за половину урожая и не предаются пьянству. У наших же людей все понятия зачастую перевернуты. Работать? — Не хотим! Защищать государство? — Не хотим! Детей рожать? — Не хотим! (И не родившиеся младенцы убиваются по обоюдному согласию родителей). И после всего этого мы хотим жить в нравственной чистоте и материальном достатке?!

Как-то ко мне пришел ответственный за воспитательную работу в военной части с просьбой освятить казарму — увеличилось число суицидов среди военнослужащих. В разговоре выяснилось, что он из баптистов. Тогда я его спросил, почему они сами не освятят казармы. «Мы этим не занимаемся», — последовал ответ. Что ж, в этом маленьком эпизоде всё логично: возвращать людей к духовной жизни — это предназначение именно Православия.

Сегодня мы должны осмыслить, что происходит с каждым из нас. Важна также реакция человека на происходящие события, его гражданская позиция.

На начало 2005 года, как я узнал, готовилась поездка Президента РФ в Японию. Одним из центральных вопросов намечалось обсуждение статуса наших островов, на которые претендует Япония. И вот архиереи Дальнего Востока собрались вместе, чтобы выразить свое отношение к данной проблеме. В обращении на имя Президента было отражено общее мнение наших прихожан — граждан России по этому, столь волнующему их вопросу. Тогда та поездка не состоялась. А уже к лету японцы выдвинули по отношению к нам еще более жесткие требования…

Кстати, характерной была реакция некоторых представителей центральной власти на наше обращение: «А чего это они заговорили? Пусть сидят себе и молчат!». К сожалению, образ православного человека ассоциируется у них с каким-то забитым существом, который, мол, все проглатывает, что ему ни дадут.

Почему мы должны отдавать побежденному в минувшей войне государству, подписавшему полную и безоговорочную капитуляцию, наши острова? Ведь до сих пор, согласно международному праву, на территории Японии находятся американские военные базы. Нельзя не упомянуть и о том, что наша дипломатия до сих пор не решила вопрос о возвращении золотого запаса, который оказался в японских банках после Октябрьского переворота, и уплаты ссудного процента за многие десятилетия.

Нужно бескомпромиссно отстаивать и наши духовные ценности и интересы. Хочу еще раз подчеркнуть, что у нас прекрасный губернатор, первый в истории России, который является действующим членом-корреспондентом Российской академии наук, доктором экономических наук. За 15 лет его губернаторства (а он принял замерзающий Хабаровск) в крае построено дорог больше, чем за все советское время! Однажды Президент спросил нашего губернатора, как у него получаются такие результаты. И тот ответил: да очень просто, мы живем по нашей программе, а не по программе Грефа!

На самом деле, здесь сохранилась не просто система управления, но и вертикаль власти. Благодаря этому есть возможность аккумулировать средства и проводить решения на благо Дальневосточного региона и Хабаровского края, в частности. Губернатор любит повторять, что Дальним Востоком Россия не заканчивается, она здесь начинается. Действительно, от того, в каком состоянии находится Дальний Восток, зависит и состояние России в целом.

Если бы, к примеру, Большой Уссурийский остров был полностью отдан Китаю, тогда граница вплотную подошла бы к Хабаровску. Слава Богу, что в 2000 году было принято решение построить на Большом Уссурийском острове часовню в честь воина Виктора. И вот эту часовню построили за месяц. Святейший Патриарх летел в Японию через Владивосток, а на обратном пути — с остановкой в Хабаровске. До последнего момента мы скрывали, что хотим просить Патриарха посетить эту часовню. Когда ему сказали об этом, он согласился.

Тогда благодаря тому, что Патриарх посетил остров, удалось пробиться к средствам массовой информации и довести эту проблему до общественного мнения в стране. Когда же была дана широкая огласка, китайцы уже не могли свободно чувствовать себя в переговорном процессе. Так, благодаря святой часовне, Китай не подошел вплотную к Хабаровску. И все же, когда часть острова передали китайцам, то по недосмотру нашего МИДа они провели границу прямо по паперти часовни. Сейчас идут согласования о том, чтобы отодвинуть колючую проволоку от дверей часовни хотя бы метров на пять.

А сами китайцы еженедельно проводят радиопередачи об «утраченных территориях», будто бы простирающихся до Урала. Поэтому тысячи китайцев, которые едут к нам, не чувствуют себя на чужой земле, они просто «возвращаются» — к этому их усиленно готовят. Надо учитывать, что страны, подобные Китаю, входят в современное политическое и экономическое пространство не с христианскими стандартами, а со своими. И навязывают их всеми силами. Вот чему надо противостоять!

О ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ И МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСАХ

Почему для России так важно ввести сегодня во всех общеобразовательных школах предмет «Основы православной культуры»? Да потому, чтобы те, кто приехал сюда жить, вписывались в православную систему ценностей, а через это — интегрировались в российскую культуру. А «вписаться» они могут через систему образования — ведь очень важно, в какой среде человек воспитывается.

В конце концов, двуглавый орел символизирует и светскую и духовную власть, которые вместе несут ответственность за свой народ и страну. О нашем государстве всегда раньше говорили как о Руси святой. Наши предки не боялись выходить против превосходящих сил противника, ибо «если Бог с нами, то кто против нас?». И сегодня очень важно возродить ответственное отношение к своему Отечеству.

И не стоит отводить России роль сырьевого придатка, как это пытаются делать на Западе; у нас есть всё — интеллектуальные силы, основные фонды, огромная территория — только трудись!

Взять, к примеру, Сахалин. Это — нефть, газ, уголь, древесина, рыба, икра, крабы… Когда же в первый раз я увидел Южно-Сахалинск, то решил про себя, что так, наверное, может выглядеть город после атомного взрыва — такая там царила разруха в буквальном смысле слова. Если бы у нас всюду проводилась разумная политика, отстаивались бы государственные и национальные интересы, то всё было бы по-другому. Когда самая большая ценность — человек, это одна политика; если же наибольшей ценностью объявляются деньги — совсем иная.

Между тем закон защищает не человека, а деньги. Возьмем, к примеру, бензольное пятно, которое недавно пришло в Хабаровск в результате экологической катастрофы на китайском предприятии: его длина была уже 180 километров.

Сам Китай стоит вплотную к глобальной экологической катастрофе — у него около 60% очистных сооружений от числа необходимых, и то старых. Поэтому все, что остается от вредных производств, напрямую сбрасывается в реки. Когда же зафиксировали эту аварию со спутника, ее просто было невозможно скрыть. На самом деле Китай на протяжении уже многих десятилетий отравляет Амур и все прилегающие территории. Содержание тяжелых металлов в пятне, когда оно подходило к Хабаровску, было ниже нормы. Зато когда взяли на анализ рыбу, которая, по сути, отравляется год за годом, то обнаружилось, что содержании фенола (а он не выводится из организма) превышает предельно допустимые нормы в разы.

Если Китай будет вкладывать деньги в очистные сооружения, то себестоимость продукции резко вырастет, что при низком качестве сделает ее неконкурентоспособной. Поэтому проблемы эти остаются нерешенными.

Печально, что наше государство, в свою очередь, не предпринимает никаких шагов для того, чтобы православные храмы в Харбине были восстановлены. Я встречался с последним китайским священником, который много лет провел в заключении в лагерях. Он рассказывал, что у храмов стоит полиция, и китайцев туда не пускают. После того, как этот священник преставился ко Господу, китайские власти препятствуют рукоположению новых священников.

Но унывать нам не следует, ведь каждый проходит послушание на том месте, на которое он поставлен Промыслом Божиим. Нужно, безусловно, понимать, что происходит вокруг, не отгораживаться от происходящих процессов, а, прежде всего, помнить слова Спасителя: «Царство мое не от мира сего». Нужно выполнять то послушание, которое на тебя возложено.

Одна из главных задач нашей епархии — строительство храмов, и здесь предстоит еще немало трудов. В храмах должно быть достойное духовенство, поэтому, вновь подчеркну, столь значимо событие — открытие Хабаровской духовной семинарии на весь Дальний Восток. Ведь добрые пастыри должны воспитываться там, где им предстоит служить; если они приспособлены к данным климатическим, экономическим и социальным условиям, то и служить будет легче.

Как говорят сами местные жители, у нас только один холодный месяц в году. Остальные — очень холодные.

Записал Василий Писаревский

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 302 161 900


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru