Русская линия | Константин Новиков | 27.02.2006 |
Документ, разработанный полпредом президента в Южном федеральном округе Дмитрием Козаком, прошел экспертизу в профильных министерствах и находится на экспертизе в администрации Президента, от чьего имени и будет внесен в парламент. Будучи рассмотрен в приоритетном порядке, он может быть принят уже к лету.
Ранее сообщалось, что поводом к рассмотрению документа стал тяжелейший кризис, охвативший все властные структуры на Северном Кавказе, из-за чего тот вот-вот превратится в «макрорегион общественно-политической и экономической нестабильности».
Регионов, не способных покрыть из собственных средств менее трети, а нередко пятую, а то и десятую, часть своих нужд, в России, по словам Дмитрия Козака, немало, и первыми среди них числятся Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария, Ингушетия и Северная Осетия. «Чем больше ты зависишь от федерального центра, тем меньше должно быть у тебя самостоятельности. Если субъект федерации в силу объективных или субъективных причин не может самостоятельно зарабатывать деньги, то там нужно вводить прямое федеральное правление» — считает полпред Президента.
В регионах, на 80−90 процентов зависящих от траншей из федерального бюджета, жизнь местной политической элиты во многом крутится вокруг распределения этих денег, а не попыток вывести свою экономику из кризиса. В условиях Северного Кавказа подобная деятельность оборачивается покушениями, взрывами и другими преступлениями против выскопоставленных чиновников. К тому же дотационная, то есть убыточная, экономика не способствует росту прямых доходов населения, которое тем легче оказывается замешано в криминальном бизнесе, а то и прямо в террористической деятельности.
Укрепление финансовой дисциплины должно стимулировать местных чиновников и предпринимателей к повышению экономических показателей ради достижения желанной самостоятельности от центра. «Кто дает деньги, тот ими и должен управлять… Хочешь избежать таких ограничений — зарабатывай, создавай налоговую базу», — считает Козак.
Возможность назначать глав регионов у Москвы имеется уже сегодня (в том числе и на Северном Кавказе), однако свободно смещать их по своему усмотрению Кремль не может. В случае принятия документа Государственной Думой, а в этом можно не сомневаться, у Кремля появиться возможность влиять на оказавшихся не эффективными «назначенцев», что серьезно облегчит и текущий диалог с национальными элитами и возможность оперативно вмешиваться в ситуацию.
Надо сказать, что последствия от принимаемого решения могут коснуться не только Северного Кавказа. Убыточных регионов в России насчитывается 67 (по данным на 2005 год"), и половина из них «соответствуют» предложенному цензу для введения в них прямого федерального правления.
Первоначально ценз предлагался в размере 80 процентов «дотационности», в преложенном же на рассмотрение проекте он снижен уже до 70 процентов, а значит круг регионов где Кремль может при желании этот закон применить существенно расширен. К тому же у Москвы есть возможность изменять нормы отчисления налогов из регионов в федеральный бюджет, т. е. теоретически сделать банкротом любой регион. А значит, дальнейшее укрепление «вертикали власти» у нас в стране — это всерьез и надолго.
Константин Новиков, депутат Тульской областной думы, специально для Русской линии
http://rusk.ru/st.php?idar=161734
|