Русская линия
НГ-Религии Михаил Солодовников01.03.2006 

Возвращение Святой Марии
Рязанская евангелическая община пытается восстановить храм

Наряду с Москвой и Тверью Рязань стала одним из первых русских городов, в которых появились немецкие лютеранские общины. Здесь они начали появляться еще во времена Реформации в начале XVI века. Московский царь Василий III (отец Ивана Грозного) был сторонником идеи «догнать и перегнать Запад», иначе говоря, он хотел, чтобы у его подданных был сносный уровень жизни. Для этого он стал приглашать в Московию иностранных специалистов, в частности из Германии.

Но европейцы поначалу не очень спешили в нашу страну, так как их не устраивал российский образ жизни. Однако, когда в Германии началась Реформация, которая сопровождалась социальными катаклизмами, вызванными преследованиями приверженцев Мартина Лютера, то Василий III, будучи откровенным прагматиком, воспользовался этой ситуацией. Он пригласил образованных людей и хороших ремесленников из числа преследуемых лютеран в более спокойную, чем тогдашняя Германия, Россию.

Так в Рязани и ее окрестностях появилось несколько тысяч немцев евангелическо-лютеранского исповедания: военных, врачей, аптекарей, ремесленников и крестьян. Российские власти постарались создать переселенцам более или менее приемлемые для них условия, в том числе фактически обеспечив им свободу вероисповедания. Уже в 20-е годы XVI века в Рязани в так называемой Немецкой слободе появился приход Святой Марии.

В XIX веке он вошел в состав Московского консисториального округа Евангелическо-Лютеранской Церкви Российской империи. До 1822 года приход существовал де-факто, а с 1822-го он уже имел официальный статус. В течение более чем двадцати лет лютеранские богослужения совершались в частных домах рязанских немцев, специально для этого арендованных. В 1843 году производитель зеркал Карл Хенеке передал в пользование приходу Святой Марии флигель одного из своих домов постройки 20-х годов XIX века.

Средства для переоборудования флигеля под храм поступили от гастролировавших в Рязани немецких артистов (потребовалось всего лишь два концерта). В 1861 году тогдашняя официальная владелица флигеля Амалия Хенеке подарила его приходу. Здание храма обрело традиционные для немецкой церковной архитектуры готические черты и, несомненно, стало одним из украшений района Немецкой слободы.

Храм Святой Марии посещали многочисленные гражданские и военные чиновники из числа российских немцев, предприниматели, представители технической и творческой интеллигенции. До революции его прихожанами были и почетные граждане города Эмиль Рингель и Август Штейерт. Из-за своего небольшого размера храм и в дореволюционные годы не мог вместить всех желающих. По переписи населения 1897 года, в Рязани и губернии насчитывалось свыше 700 лютеран, причем не только немцев, но и латышей, эстонцев, ингерманландских финнов.

После октябрьского переворота 1917 года евангелическо-лютеранский храм Святой Марии был у верующих отобран, и, увы, до сих пор он используется не по назначению… В середине 1990-х годов его по непонятным причинам передали рязанской церкви евангельских христиан-баптистов. Вероятно, и власти, и баптистские лидеры постперестроечной эпохи даже не подозревали о том, что в Рязани есть и немецкое население. Однако, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, в Рязани и области проживали 1054 российских немца. Немецкое население на Рязанщине традиционно имеет преимущественно лютеранские корни, в основном это потомки выходцев из Пруссии, Мекленбурга, Брауншвейга, Саксонии, Курляндии и Лифляндии.

Очевидно, и власти, и сами баптисты не предполагали, что лютеранство, ликвидированное в советские годы в Рязани, может вновь выйти за пределы семейных преданий и домашних посиделок.

Нынешний вид храма Святой Марии только своим фасадом напоминает былую красоту: стрельчатые окна замурованы, на них висит расписание работы баптистской церкви. На башенке здания растет дерево, с флангов храм напоминает все что угодно, только не храм. На здании нет памятной доски или знака о том, что это, пусть пока бывший, но евангелическо-лютеранский храм.

А что же рязанские лютеране? Начиная с октября 2004 года на базе рязанского общества немецкой культуры «Анфанг» по инициативе миссии «Служение лютеранского часа» начался процесс возрождения евангелическо-лютеранского прихода Святой Марии. С марта 2005 года возобновлены воскресные богослужения по немецкой евангелическо-лютеранской традиции, которые проходят в арендуемых помещениях. Приход занимается как духовным окормлением российских немцев Рязани, так и культурно-просветительской деятельностью в их среде.

В настоящий момент готовятся документы, необходимые для реституции храма Святой Марии. Приход намерен использовать здание не только под богослужебные цели. У лютеран есть намерение проводить там концерты духовной музыки, лекции по немецкой истории, философии, культуре. Есть идея организовать общественный музей «Рязанская немецкая слобода». Его экспозиция будет посвящена рязанцам нероссийского происхождения (не только немцам!), которые веками способствовали обустройству города и губернии. Они внесли ощутимый вклад не только в развитие культуры Рязанского края, но и всей России. Безусловно, восстановление храма Святой Марии в прежнем дореволюционном облике — это восстановление пусть небольшого, но одного из значимых очагов российской многонациональной духовной культуры.

Владимир Васильевич Солодовников — кандидат исторических наук

http://religion.ng.ru/style/2006−03−01/8_santamaria.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru