Православие и современность | 28.02.2006 |
Школа для всех
Воскресные школы: как вызвать живой интерес детей и участие взрослых? Чем занять старших учеников? Как доходчиво объяснить сложный материал младшим? Каждый из докладчиков предлагал свой интересный метод решения проблем.Вместе — интереснее
Всем известно, что единство, единомыслие — главное условие успешности любого дела. Об этом говорил протоиерей Анатолий Кожа, председатель Комиссии по воскресным школам Московской епархии, в своем докладе об организации сотрудничества воскресных школ Русской Православной Церкви. Каждая школа имеет свою специфику и направление работы, потому их взаимодействие, создание совета директоров, выпуск совместных альманахов и проведение межшкольных мероприятий обогатит и воспитанников, и преподавателей.Катехизаторская практика
Интересен опыт катехизаторской и социальной деятельности воскресных школ Санкт-Петербургской епархии. Здесь воспитанники старших групп, а также молодые прихожане храмов, которые не готовы еще к преподавательской деятельности, но очень хотят попробовать в ней свои силы, принимают участие в миссионерских выставках. Ребята сами оформляют стенды (а потом дежурят у них), посвященные различным темам: православному отношению к рождению ребенка, созданию семьи, болезни, смерти. Молодежь организует консультации в храмах во время больших церковных праздников, переписку с детьми-сиротами. Совместными усилиями воскресные школы проводят детские торжества, ставят спектакли.Истину ищут всюду
Живой отклик у участников секции вызвал рассказ об уникальном опыте заочной воскресной школы для заключенных.Шесть лет назад прихожане московского храма во имя преподобного Серафима Саровского в Раево, начав с простой переписки с заключенными, организовали 16 заочных воскресных школ, в которых на сегодня обучаются около 140 человек, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Прихожане храма составили для нее уникальную программу по изучению Закона Божиего: заключенные сами, вместе со своими адресатами «с воли» ищут ответы на многие вопросы. Они говорят, что лучше всего им помогают в этом поучения святителя Феофана Затворника. Исповедь у тех, кто решился принести покаяние, принимает священник из Вышенского монастыря, где подвизался святой Феофан.
В начале работы организаторы заочной школы заведомо отказались от материальной помощи осужденным, тем самым выясняя, кто из них действительно заинтересован в учебе. Освобождаясь, ученики не перестают ходить в храм, венчаются, некоторые продолжают обучение.
Возрождение и преображение
Воскресная школа при московском храме в честь Святой Живоначальной Троицы в Братеево зарегистрирована в городской управе как православный досуговый клуб «Возрождение». Сюда принимают всех желающих, в том числе — и некрещеных ребят.Преподаватели здесь также активно сотрудничают с общеобразовательными учебными заведениями, беседуют с детьми на классных часах, в группах продленного дня, выступают с сообщениями на предметах гуманитарного цикла. Активное сотрудничество привело к тому, что в общеобразовательных школах, куда приходят преподаватели воскресной школы, введен курс «Основы православной культуры».
Где найти хороших педагогов? Решением этой проблемы озаботились в Уфимской епархии. Ответ нашли организаторы молодежного педагогического коллектива «Преображение», он прост — воспитать самим. Все сотрудники «Преображения» — из числа старших воспитанников воскресных школ. Ребята участвуют во всех направлениях деятельности: театральной, организации лагерей, вожатских курсов. Многие из них, получив опыт работы с детьми, поступают в педагогический институт. Таким образом, сотрудничество не прекращается.
И снова об «Основах православной культуры»
На секции, посвященной воскресным школам, выступила известный педагог и автор православных учебников Л.В. Сурова. Она подняла проблему подготовки учителей по ОПК, отметив, что сегодня преподавание этого курса зачастую напоминает печально известный пролеткульт, целью которого была борьба с культурой. Но ведь задача педагога — не бороться с произведениями искусства, а показать, как ценности Православия связаны с ними, как они влияли на развитие национальной культуры, объяснить, как они могут изменить внутреннюю жизнь каждого человека…Встречаться чаще
В заключение заседания с концертом выступили воспитанники нескольких воскресных школ. И всем было очень жаль, что секция работала всего один день. Большое количество участников, их интерес говорят о необходимости проведения подобных встреч и на региональном уровне.Трудное служение
За время работы секции «Опыт молодежной работы Русской Православной Церкви» было сделано восемь ярких докладов, в которых не было общих фраз и нравоучений. Выступающие делились со слушателями реальным опытом работы с молодежью, предлагали оригинальные методики.Живой интерес вызвало обстоятельное выступление диакона Михаила Першина, заведующего информационно-издательским сектором отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви. Он попытался дать ответ на вопросы: «Почему наши дети уходят из Церкви? Почему ученики воскресных школ и православных гимназий, заучив чуть ли не наизусть все походы апостолов, получив множество знаний, остаются по сути нецерковными людьми?».
Многие говорят, что во всем виноваты учебники, по которым учили еще до революции. Ответ отца Михаила звучит иначе: дети изменились. Если раньше ребенок вначале получал опыт благодатного участия в Таинствах, а затем узнавал все о жизни Церкви, то сегодня ситуация кардинально изменилась. Дети обучаются на рациональном уровне, но знания не связаны с их повседневной жизнью. И потому необходимо, во-первых, связать Закон Божий с литургическим опытом ребенка, а во-вторых, больше уделять внимания аскетике, читать и разбирать с детьми патерики и отечники, чтобы они понимали, что Православие — это не набор заученных понятий, а борьба со злом, которая происходит здесь и сейчас. В этой битве воин — каждый христианин, в ней нет сторонних наблюдателей.
По словам отца Михаила, несколько веков назад проблем в сфере воспитания было гораздо меньше. С распространением городской цивилизации появились праздные дети, которых стало нужно занимать. Поэтому в начале XX века зародилось скаутское движение, а сейчас в России существует Братство православных следопытов, к которому каждый год примыкает все больше и больше молодежи.
В заключение отец Михаил кратко охарактеризовал цели подобной формы работы с детьми. Необходимо, чтобы ребенок осмыслил пространство Православия и не стал от него дальше. Если он и не станет церковным человеком, то должен хотя бы отвечать «нет» сатанизму и сектам. В первую очередь этому поможет опыт участия в Таинствах.
Старший инструктор Братства православных следопытов М.И. Буланов предложил собравшимся правила проведения молодежных походов различной степени сложности. Он подчеркнул, что каждый организатор должен очень хорошо знать, а главное — выполнять требования инструкции о технической безопасности, чтобы радость от общения с природой ничем не была омрачена.
Священник Святослав Худовеков, представитель отдела по делам молодежи Смоленско-Калининградской епархии, рассказал о миссионерских семинарах, на которых готовят молодых ребят к бытовым встречам с сектантами. П.Б. Липатов, президент благотворительного фонда «Архитриклин», рассказал о том, как в подмосковном городе Клин при местном храме организуются городские праздники, массовые гуляния, возрождаются старинные традиции и забытые обычаи. При этом прозвучало предупреждение: в миссионерской работе с молодежью необходимо не забывать о едином на потребу — о том, что главное в нашей жизни — общение с Богом.
Материалы подготовила Марина Шмелева
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/01church/109.html