Пресс-служба Псковской епархии | Священник Виталий Скнар | 27.02.2006 |
Первая имела название о мытаре и фарисее, вторая — о блудном сыне, третья Неделя называется о Страшном Суде, а в народе — Масленица.
Обычно считают, что Масленица ограничивается одним днем, в советские времена этот день назывался «Проводами зимы», но Масленица — последняя седмица перед постом, когда уже не разрешается православным вкушать мясо, в церковном календаре и название у этой недели — мясопустная. Можно еще есть молочное, всю неделю пекутся блины.
Три приуготовительные недели перед Великим постом Святая Церковь установила, чтобы православные постепенно входили в строгий Великий пост, в котором, прежде всего, необходимо проникнуться духом покаяния.
Церковь уже не венчает в эту неделю, свадьбы не играются. Православному народу надо сужать круг развлечений и задумываться: кто мы? откуда мы? зачем мы живем и по совести ли? что наполняет нашу душу?
Вопросов много, и увидеть свое духовное состояние можно в тишине, наедине с самим собой.
В воскресение, 26 февраля Православная Церковь вспоминает Страшный Суд Божий.
Евангелист Матфей свидетельствует нам в Евангелии о пришествиях Господа — первом и втором. О том же свидетельствуют и другие книги Священного Писания, но, как сказал Архимандрит Алипий (1914 -1975) Наместник Свято -Успенского Псково -Печерского монастыря, «только для нашего малого детского ума эти свидетельства непонятны, так как написаны они иносказательно». Суд этот, как говорится в Евангелии, совершится, когда в конце земной истории «придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним». Во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа начнется Страшный Суд на всем человеческом.
Священник Виталий Скнар, настоятель храма Успения Божией Матери (с Пароменья) рассказывает о смысле Евангельского пророчества
Второе пришествие Христово будет сопряжено со Страшным Судом, который неминуем, о чем Сам Господь говорит в Евангелие. Чтобы понимать духовный смысл этого великого события, надо знать, что христианское учение базируется на справедливости.
Справедливость Божия или правда Божия выражается в двух аспектах: правда Божия законодательная, которую дает Святой Закон, и правда Божия мздовоздаятельная, воздающая за исполнение и неисполнение Закона.
Почему Господь дает этот Святой нравственный Закон, требует его исполнения и воздает за нарушение или исполнение оного? Потому что Бог Сам есть Существо Всеблагое, Любящее, Всесвятое. Он Сам свят и требует святости от других, и на основании этого Он и будет спрашивать за исполнение Закона.
Данное положение является догматическим и из него выводится вся истина последнего Страшного и нелицеприятного суда Божия. Конкретно об этом Господь в Евангелие говорит, что «о дне и часе том никто не знает, ни Ангелы небесные, только Отец Мой Один».
День, и час Второго пришествия Христова, когда Господь придет судить Вселенную, скрыт даже от Ангелов. Когда Господь придет и сядет на Престоле Своем судить людей, то люди разделятся по обе стороны: правую и левую, как разделяются в стаде овцы от козлищ.
Праведники встанут по правую сторону, грешники — по левую. И скажет тогда Господь «тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники спросят с недоумением: «Господи! Когда мы видели» Тебя таким и «послужили Тебе»?! Господь скажет далее: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
И тогда он скажет грешникам «тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня"… „И пойдут сии в муку вечную“, уготованную „диаволу и ангелам его“. Заметим: не потащат их, но — сами пойдут. После Страшного суда Божьего произойдет окончательное разделение людей: кто — то наследует жизнь вечную, а кто — то вкусит вечную погибель.
Хотелось бы сказать, предвидя определенные возражения вроде: как жестоко, что Бог будет кого-то судить, и как же тогда Бог есть любовь? В Православном Богословии считается, что не столько Бог будет судить, сколько совесть каждого из нас осудит нас. Каждый сам на этом Суде займет то место, которое ему приличествует, ему подобает. Господь сказал об этом: „не Я буду судить вас, но Слово Мое, которое Я вам сказал, будет судить вас“.
Поэтому мы должны сверять нашу жизнь со словом Божьим и прислушиваться: что в нашем сердце? Исполняем ли Слово Божие, Заповеди Его, или мы живем в постоянном противоборстве, в постоянной конфронтации со Словом Божиим, в постоянном преступлении Его Святой воли. Если мы будем сверять наши мысли, наши чувства, наши поступки с тем, чему учит нас Господь, то обнаружим, что мы даже не понимаем первую Заповедь блаженств, произнесенную Господом в Нагорной проповеди:
„Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное“.
А что такое „нищие духом“? Это значит, что человек не считает себя богатым духовно, сильным духом.
Мы же обычно понимаем богатство в узко материальном смысле: деньги, дом, работа, привязанности мирские — этим мы богаты, но все это суетно и проходяще. И в один момент это может отняться от нас: и деньги, и здоровье, и красота. Но Господь есть истинное богатство, которое, если человек однажды в жизни приобрел, то никто и никогда не сможет Его отнять, нельзя отнять Бога у человека.
Нищета духовная, когда человек все, что имеет мирское, земное не вменяет себе в богатство, себе в заслугу. Это и есть состояние нищеты духовной.
Вот и посмотрим на себя: действительно ли мы — нищие духом? И блаженны? Но, если мы не нищие духом, то будет ли нам Царство Небесное?
Вторая Заповедь блаженств: „Блаженны плачущие, яко тии утешатся“.
Здесь подразумевается плач над собой, над своей греховностью, плач сердечного сокрушения о своих грехах, покаянный плач. Есть ли он в нашем сердце?
„Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят“
. Чистота сердечная ведет к зрению Бога, к духовному видению Бога и духовному просветлению. Можем ли мы увидеть Господа, почувствовать Его в своем сердце, если наше сердце слепо и нечисто?
„Блаженны миротворцы, яко тии сынами Божиими нарекутся“.
Миротворцы нарекутся сынами Божьими, а мы в жизни миротворцы? Или мы злимся, раздражаемся, осуждаем, устраиваем распри, не хотим смирить свою гордыню. Гордость — это, когда любовь извращена, когда она направлена не на Бога и на ближнего, а на самого себя.
Заповедей блаженств больше, чем я назвал, но если мы на эти Заповеди блаженств посмотрим, посмотрим на тот самый путь к Богу, который указан нам в этих Заповедях и сравним с тем, что мы есть, то ответим себе на вопрос: есть ли за что нас осудить Господу?
Суд Божий есть праведный и справедливый, и мы не должны возмущаться им. Это не суд государства, основанный на юриспруденции, который судит человека по поступкам.
Суд Божий — суд нравственный, когда Господь будет судить человека во всей полноте, всеобъемлюще, и будет судить не только за поступки, но и за чувства, за мысли, за желания.
Господь как Сердцеведец знает обо всем в нас и знает, чем мы руководствуемся, когда делаем то или это. На этом Суде сам человек поймет, в каком состоянии находится его душа и не сможет занять место по правую сторону от Престола Божьего.
Само название Суда „Страшный“ — страшный для грешников. Для праведников он будет радостным. Второе пришествие Христово будет для того нам всем, чтобы открыть миру Свою любовь. Господь мог бы давно прийти, но Он ждет, зная, что многие не готовы к тому, когда обнажаться все тайные деяния человеков, когда свет Божий пронижет всю Вселенную и коснется всех сердец и откроет скрытое во мраке.
От Господа ничего не скрыто, а от людей, от человеков наше потаенное скрыто. Но когда мы окажемся перед светом Божиим, все, что есть в наших сердцах, станет очевидным и заметным, как белый день. И это увидят все окружающие, все наши близкие люди увидят, какие мы. Вот тогда и встанем сами по правую и левую сторону от Престола Господа, потому что на лбу каждого человека, как будто будет написано его добродетель и его порок.
Все станет очевидным и известным для всех, глаза откроются и на себя, и друг на друга. Есть такое известное выражение: все встанет на свои места. Потому что мы увидим духовное состояние друг друга, и встанут праведные к праведникам, а порок к пороку. Высветится все, и грешному человеку будет нестерпимо стоять перед Неприступным Божим Светом. В нас ведь есть такие вещи, в которых мы сами себе боимся признаться.
Даже для нашей собственной совести они ужасны и мучительны, а какой же ужас будет, когда об этом узнает все человечество. Для грешников этот день будет страшным, он и назван Страшным Судом, и судиться здесь будут даже сердечные намерения, тайные мысли человеческих сердец. А те, кто исполнил Заповедь любви, научились любить Бога и ближнего, отверглись самого себя и своей гордыни, для таких людей день Страшного Суда будет счастливым: они от скорбной и многострадальной земной жизни войдут туда, где не будет ночи, где праведники будут прославлять Господа Бога, и там будет непрестанное пение и славословие Пресвятой Троице, а счастье, блаженство, радость и мир будут царствовать вечно.
Все зависит все — таки от нас, Господь сказал в Евангелие: „Действуйте, пока день есть, потому что только днем можно ходить, и кто ходит во дни не спотыкается“.
Что подразумевал Господь в этих словах? День — это жизнь человеческая, совершайте дела добрые, боритесь с грехом, трудитесь над своей душой, пока есть дыхание жизни, а когда наступит ночь, закат нашей жизни, смерть, тогда уже „никто не может делати“, как сказано в Евангелие, тогда уже будет поздно каким — то образом пытаться изменить свою жизнь.
Мы предстанем пред Господом, и совесть замучает нас за все то, что мы не дали своим близким, не помогли, не любили, испортили им жизнь. Адские муки это по сути муки совести, когда человек будет мучиться всю вечность и не найдет себе оправдания, и не потому, что Бог не простит его, а потому, что он сам не сможет простить себя.
Господь намерено скрывает от нас час Своего пришествия, чтобы мы не расслаблялись и всегда были готовы предстать перед Судиею, всегда ожидали Его. Для каждого из нас этот Страшный Суд может наступить внезапно, и, в том числе и для тех, кто и думать не думает о смерти, а может оказаться лицом к лицу с ней в любой момент своей жизни. И если кому — то может показаться: что „эти попы нас постоянно пугают страшными судами“, то скажу, что никто, дорогие мои, вас не пугает, просто вас предупреждают об этом. Воспоминая Евангельские слова Христа о Страшном Суде, мы не пугаем и не смущаем своими предсказаниями — все написано в Священном Писании, в Евангелии.
И не надо наклеивать на христианское Богословие ярлыки и клейма, христианство никогда не поощряло страх, как путь к исполнению заповедей Божиих, или воли Божией.
Апостол Павел пишет, что страх несовершенен. И если есть такое слово в Писании как „начало премудрости — страх Божий“, то здесь идет речь не о „шкурном“ страхе, когда человек трепещет наказания, христианство это не поощряет, а о страхе обидеть Бога, оскорбить Бога, страх нарушить Его Святую волю и обидеть любящего нас Отца. В христианстве есть разные духовные возрасты, разные уровни людей, которые служат Богу. Первый уровень — это „шкурный“ страх, когда человек боится наказания, это рабский уровень, в котором Господу работают как рабы, из-за страха наказания. Есть наемнический подход, когда человек исполняет заповеди Божии в надежде получить что — то взамен: я, Господи — Тебе, а Ты — мне. Это не одобряется, но это лучше, чем вообще жить без Бога. Третье состояние — сыновнее.
Когда человек исполняет заповедь Божию не из — за боязни и не из-за желания что — то получить, а по любви ко Господу, и иначе он не может. Как мы своих родителей любим и выполняем их просьбы не потому, что боимся наказания, а потому, что любим. Вот это состояние сыновней любви и проповедуется христианством. Ведь сказал Господь в Евангелие слова Апостолам, но и всем нам: „Я не называю вас больше рабы, ибо раб не знает, что творит господин его, Я называю вас — друзья. И все, что слышал от Отца, все сказал вам“. Именно друзья Божии, именно дети Божии, а если дети, то должны любить и уважать своего Отца. Любящий сын помнит завет отца, и по любви к отцу боится его преступить, понимая, что это нанесет ему большую рану. Вот к таким взаимоотношениям с Господом нас призывает христианство».
В Слове на Неделю о Страшном Суде Архимандрит Алипий говорил: «Самая главная книга, которая говорит нам о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа и о Страшном Его суде над миром — Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова, которая запечатана печатями для умов человеческих. Так как эта книга написана разумом Божиим, то ее и надо читать, имея разум, просвещенный Святым Духом.
Но многие прежние и современные богословы избегают ее читать, так находят очень непонятной, неудобной для ума человеческого. Но я не советую вам избегать этой книги, пусть многое в ней непонятно, но ее надо читать, так как в начале этой книги написано:"Блажен читающий, и слушащие слова пророчества сего» (Откр. 1,3). Ее надо читать и молить Господа о том, чтобы Он открыл и объяснил ее содержание, и Господь откроет. В ней, в основном, говорится, о Страшном Суде Божием".
http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=1270