Русская линия
Столетие.Ru Ирина Власова27.02.2006 

Правоверные муслимы
Историческое согласие двух мировых религий

Об исламе в наше время говорят практически все, но далеко не все имеют четкие представления о том, что представляет собой эта религия, и в чем ее основные отличия от православия.

Ислам относится к монотеистическим авраамическим религиям, так же, как христианство и иудаизм. Такая характеристика принята в религиоведении. Само слово «ислам» означает «подчинение», «вверение себя» (воле Аллаха), а того, кто подчиняется, называют «муслим» (отсюда «мусульманин»).

Ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII века в Хиджазе, среди племен Западной Аравии. Основатель — пророк Мухаммед, который родился в Мекке в 570 году. Созданная им община стала основой государственного образования — Арабского халифата.

По преданию, арабы происходят от Измаила, сына Авраама, поэтому ислам называют авраамической религией. Неоднократно Авраам упоминается в Коране, он считается отцом всех верующих и в христианстве, почитают его и иудеи.

О священной истории этого иудейского ветхозаветного праведника подробно говорится в книге Бытия. Бог заключает с Авраамом завет, до этого момента его имя — просто Аврам («высокий человек»). Завет повторяется, и Бог является Аврааму, когда тому уже 99 лет, и обещает, что будет умножено потомство его, что дана будет в наследие ему земля, которую он видит вокруг себя (Палестина). Авраму дается новое имя — Авраам — «отец великого множества». Этот завет запечатлевается заповедью обрезания. Как известно, мусульмане тоже совершают этот обряд, как и иудеи.

Господь неоднократно обещает Аврааму сына от жены его Сарры, хотя оба уже в преклонных летах. Но долго не сбывалось это обетование. И вот Сарра по обычаю того времени дает Аврааму свою служанку Агарь. От нее рождается сын Измаил. Он первый сын Авраама, по закону первородства именно он должен стать наследником обетования. Но наследником становится Исаак, он рождается у Сары, когда Аврааму уже 100 лет.

С рождением Исаака между братьями начинаются раздоры, и Сарра просит отослать Агарь и Измаила.

…Измаил — состояние ветхозаветное, оно означает подчиненность и рабство. Исаак — благодатное состояние свободы, когда человек из любви подчиняет свою волю воле Божией. Святитель Филарет говорил по этому поводу, что «Бог не отвергает Измаила, то есть внешних дел, но к вечному с собой соединению предопределяет только благодатью, насаждаемою в душе внутреннюю жизнь веры и любви». Жизнь Измаила есть деятельность нравственная по своему источнику, но рабская по своему содержанию, поэтому не обретает покой в Боге. Святитель Филарет продолжает: «В людях, находящихся в сем состоянии, нередко примечать можно Измайлово свойство — „налагать руки на всех“, он будет воинственен по отношению к другим,…осуждать всех тех, кто не идет с ним одним путем и вооружаться против них сильною, но далеко не всегда благорассудною ревностью». В Библии говорится об этом так: «Он будет между людьми, как дикий осел, руки его на всех и руки всех на него».

…Тем не менее, отношения мусульман с православием всегда складывались более-менее гладко. И дело не только в том, что веками эти две религии сосуществовали на одной территории. К православному вероисповеданию ислам гораздо терпимее, что вполне обосновано Кораном.

Мусульмане исповедают единого Аллаха и пророка его Мухаммеда, то есть ислам относится к монотеистическим религиям. При этом они признают и существовавших прежде других пророков. В Коране их перечисляется 26, к ним они относят и Иисуса Христа, причем ислам признает непорочное зачатие. Хотя Коран отрицает крестную смерть и воскресение, упоминается, что Иисус был вознесен на небо и пребудет там до суда, на котором будет свидетельствовать против неверующих.

Основное различие с православным исповеданием состоит в том, что ислам признает только трансцендентного Бога. Это значит, что Бог недоступен человеческому познанию и подлинное богообщение невозможно. Для мусульман Бог, воплотившийся и вочеловечившийся — кощунство. Для православного — доказательство безграничной любви Бога к человеку. Знаменитое христианское изречение «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» невозможно для мусульманина. В исламе Бог не есть любовь, но справедливость. Отсюда и особое чувственное ветхозаветное понимание Рая как возврат к состоянию Адама до грехопадения. Описания Рая в Коране полны чувственных образов, которые обещают прежде всего телесные наслаждения. Но для христиан Рай — это достижение духовной мистической цели, где человек должен «сделаться сопричастником Божественного естества».

К моменту появления ислама, христианство было уже распространено на востоке. К VII веку оформился догматический корпус, состоялись Вселенские Соборы. Но арабский мир выбрал другой путь. Ссылаясь на слова апостола Павла: «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла», можно сказать, что мусульмане выбрали путь младенческого подчинения, отказавшись от твердой пищи христианства. Это был выбор не в пользу тонкой духовной жизни, внутреннего делания, с равновесием между обрядом и свободой, формой и содержанием, но путь обрядового почитания, где многочисленные внешние формы заслоняют от человека подлинную духовную свободу.

Различия между христианством и исламом — принципиальны. Но у России есть огромный опыт сотрудничества с мусульманами. Православная Россия гораздо ближе мусульманскому миру, чем протестантский Запад, который все более и более становится атеистическим. Современный европеец, упиваясь своей абсолютной свободой, топчет чужие идеалы. Он начинает откровенно издеваться как над православием, так и над исламом. Это никогда не позволит себе сделать верующий, для которого существует понятие святость. По сути, исламу и православию противостоит современное богоборчество, многообразное и агрессивное.

http://stoletie.ru/tayna/60 226 143 506.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru