Газета.Ru | Алина Черноиванова | 24.02.2006 |
В среду, накануне Дня защитника отечества 23 февраля, московским властям в спешном порядке пришлось демонтировать с центральных городских улиц билборды, чуть не ставшие причиной серьезного скандала. К празднику комитет рекламы, информации и оформления Москвы, как обычно, заказал и разместил по городу плакаты с поздравительными словами и патриотической символикой.
Но под словами «С праздником вас, воины России!» некоторые москвичи заметили американский линкор Missouri.
Его изображение было растиражировано после того, как 2 сентября 1945 года на борту линкора официально закончилась вторая мировая война — здесь был подписан акт о капитуляции Японии (сейчас корабль находится на вечном приколе в Перл-Харборе).
Большинство жителей столицы не обратили внимания на плакаты к очередному празднику.
Но люди, знакомые с оружием и военной историей, восприняли их как издевательство над российской армией и флотом — и даже провокацию.
Причем первым делом обвинения посыпались в адрес Министерства обороны. Некоторые журналисты вспомнили, что летом прошлого года правительство утвердило программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006−2010 годы», выделив на нее $ 17,8 млн, а теперь военное ведомство распоряжается ими так, что на патриотических плакатах появляется американская техника. В итоге военные вынуждены были объясняться: в среду Минобороны заявило, что не имеет никакого отношения к этим плакатам.
В управлении информации и общественных связей Минобороны «Газете.Ru» пояснили, что их заказы на подобную рекламную продукцию проходят через ведомственное агентство «Военинформ», а там «работают люди, которые точно не спутают корабль ВМФ России с американским линкором». В самом агентстве «Газете.Ru» только подтвердили эти слова и сообщили, что таких претензий к их продукции заказчик еще не предъявлял. Что касается плаката, созданного гражданскими коллегами, как заметили в «Военинформе», довольно часто непрофессионалы в военной технике допускают подобные нелепые ошибки, и вряд ли в них стоит искать «некий злой умысел».
Столичные власти к этому моменту уже поняли, что сделали — и принялись срочно снимать плакаты с московских улиц и площадей.
Как сообщила «Газете.Ru» начальник отдел праздничного и тематического оформления города правительственного комитета Татьяна Степнина, всего было изготовлено 70 таких плакатов (50 из них вывесили по городу, а 20 оставили про запас). «Это совсем немного, — отметила она. — Обычно делаем по 700−800». Но во вторник провисевшие всего несколько дней билборды решили демонтировать, чтобы не волновать москвичей. «Бригады начали работать вечером, работали ночью и к полудню среды основную часть плакатов сняли», — сообщила Степнина. По ее словам, вместо них были вывешены плакаты с изображением аксельбанта на фоне российского флага.
Объясняя причину допущенной оплошности, Степнина рассказала, что в эскизе, который пришел к ним из оформительского комбината «Московская городская реклама», плакат выглядел по-другому. «И самолет, и корабль не были такими четкими, — пояснила она. — Были как бы смазаны».
Руководитель столичного комитета по рекламе и оформлению города Владимир Макаров в свою очередь добавил, что художники пытались изобразить не какой-то конкретной корабль, а корабль-символ (тем более что плакат тематически назывался «Слава русскому оружию») — но случайно вставили изображение американского линкора.
«По информации Музея вооруженных сил, этот корабль близок по изображению к русскому крейсеру», — цитирует слова Макарова РИА «Новости».
Впрочем, самолет-символ на плакате действительно российский. Судя по изображению и бортовому номеру на машину, это Су-30МКИ N 01 ОКБ имени Сухого. Правда, выбрав для плаката именно этот самолет, художники вновь ошиблись. Эти самолеты не стоят на вооружении России, а идут на экспорт. Самый крупный заказчик — Военно-воздушные силы Индии, так что славой русского оружия их можно назвать только с большой натяжкой.
Кроме того, Су-30МКИ N 01, изображенный на плакате как символ российской авиации, разбился летом 1999 года, накануне открытия салона в Ле Бурже.
Сам комбинат «Московская городская реклама», сделавший плакаты по заказу мэрии, официальных разъяснений пока не дал. Связаться с руководством этой организации корреспонденту «Газеты.Ru» не удалось. По словам секретаря, «они совещаются».
Фото: Константин Куцылло
http://www.gazeta.ru/2006/02/22/oa_189 768.shtml