Правая.Ru | Дмитрий Голиков | 23.02.2006 |
Столь уверенный пафос ведущего задал тон всему ходу собрания. Глава СПГ Валентин Владимирович Лебедев рассказал об истории создания сборника, о том, что СПГ в целом не мог не отреагировать на ту кошмарную геополитическую угрозу России, которую представляла волна «оранжевых революций» в приграничных с ней государствах, а также выразил принципиальную для всего СПГ (а также и самого Византистского Клуба) мысль о том, реальное политическое противостояние в России идет не между сторонниками «капитализма» и «коммунизма», «авторитарной» и «демократической» систем, а между сторонниками национального и антинационального путей развития Отечества. Вслед за ним выступали другие авторы сборника — Ирина Медведева, Татьяна Шишова, Владимир Семенко и, конечно же, сам Кирилл Фролов. Другие авторы сборника, к сожалению, не смогли присутствовать на презентации: отец Всеволод Чаплин был в командировке в бразильском Порту-Алегри на генеральной ассамблеи Всемирного совета Церквей, а публицист Алексей Мартюшев не смог выбраться из эпицентра оранжевых событий — города Киева.
Выступления Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой, написавших в соавторстве две статьи для сборника, были в основном посвящены морально-нравственному и духовно-психологическому состоянию статистов оранжевой революции в Киеве. Особенно интересным было замечание Ирины Медведевой о том, что во время тех событий по статистическим данным в Киеве приступы психических болезней резко увеличились, а на Майдан очень часто приезжала скорая психиатрическая помощь. В выступлении Владимира Семенко произошел переход от украинской проблематики к российской, были затронуты проблемы новой, исламистской угрозы для России.
Наконец выступил сам Кирилл Фролов, в своей яркой и бескомпромиссной речи обозначивший основные императивы православной миссии: в 90-е годы, — начал он, — для нас главной угрозой были либеральные экуменические тенденции; теперь им на смену пришла угроза суррогатного консерватизма, расхожие представления о том, что Церковь должна уйти в добровольное гетто, отказаться от миссионерства, довольствоваться положением этнографического музея в «светском обществе». Эта порочная тенденция, — продолжил Фролов, — прямо отвечает именно либеральной политики максимального ограничения прав Церкви, вытеснения ее за пределы общественно-культурной и политической жизни. «И в этом плане, — продолжил Фролов, — квази-консервативный эскапизм — первый союзник либералов в деле реального разрушения государства и Церкви. Вместо подлинно православных „симфонических“ отношений Церкви и государства эскапистские тенденции приводят к абсолютно секулярному проекту управления самой Церковью репрессивным органом „по делам религии“, как это было при советской системе. Это прямо противоречит святоотеческому учению о православной миссии, словам святого Василия Великого о том, что христианин должен быть в трех местах: в храме, в библиотеке, в аудитории. Это означает три принципа: церковность, образованность, экспансия. Это означает, что сознательная церковная молодежь должна идти учиться на политологические и философские факультеты, на факультеты, экономики, журналистики и международных отношений, в Высшую школу ФСБ, наконец… Если активное и систематическое миссионерство на всех возможных уровнях не станет сегодня главной задачей православной общественности, то завтра мы проиграем Историю».
В качестве печальных примеров эскапизма Кирилл Фролов привёл публикацию священника Олега Стеняева, в которой он называет активную политическую и правозащитную деятельность неправославным делом, мотивируя это тем, что христиане должны жить по церковным канонам, а не по свтским законам. Кроме того, Кирилл Фролов обратил внимание на опасный характер борьбы с теологическими факультетами в светских гуманитарных ВУЗах и с госаккредитацией духовных школ. В этой борьбе объединились те самые псевдоконсерваторы и либеральные враги Церкви, которые хотят изгнать Церковь из системы образования руками самих же православных.
В подтверждение тезисов Фролова Аркадий Малер подтвердил, что вместе с кардинальными изменениями во всем российском обществе в 2000-е годы идет процесс резкой смены поколений во всех политических кругах, и православная молодежь должна стать не только главным объектом православной политики, но и ее главным субъектом, показавшим новое лицо политического православия.
На презентации также выступали заведующий отделом публикаций ОВЦС МП отец Александр Макаров, поздравивший СПГ с приходом новой, молодой силы и отец Даниил Сысоев, высказавший строгое замечание о том, что православная политика должна иметь своим основанием фундаментальное богословие, а не сиюминутные интересы частных групп, а также о том, что каждый политический вопрос должен рассматриваться «с точки зрения Бога», а не нации и государства, понятых в секулярном смысле. На это Аркадий Малер специально заметил, что именно в идее Третьего Рима снимается трагическая оппозиция церковного универсализма и великорусского партикуляризма, а также то, что сам Византистский Клуб был инициатором ныне существующей Кафедры Теологии (!) в самом Институте философии РАН.
Из других посетивших презентацию православных активистов стоит отметить выступления двух историка Владимира Махнача и директора радио «Радонеж», Евгения Никифорова, стоявших у истоков создания СПГ, а также профессора экономики, член-корреспондента РАЕН Михаила Гельвановского, игумена Высоко-Петровского монастыря Петра Пиголя и отца Сергия Рыбко, явно представляющего новое направление в православной мисси. В частности, отец Сергий призвал воцерковлять ищущую молодежь проповедями на рок-концертах и развернутой церковной интерпретацией всех основных достижений современной культуры. Из действующих политиков на презентации присутствовали депутат Госдумы от фракции «Народная воля» Александр Фоменко и лидер партии «Новые Правые» Владимир Шмелев, подаривший Кириллу Фролову в честь его дня рождения огромный экземпляр книги «Пролог» уникального издания 20-хх гг. XVII столетия!
Молодое поколение православных активистов (если не считать самого Кирилла Фролова и Аркадия Малера) на вечере представляли также редакция сайта Правая.ru (Илья Бражников и Михаил Тюренков), глава Консервативного Пресс-Клуба Михаил Голованов, лидер движения «Народный Собор» Олег Кассин (недавно отстаявший восстановление храма Иоанна Предтечи в Сокольниках), лидер Союза Православных Татар Евгений Бухаров, представители Евразийского Союза Молодежи, консервативные публицисты Максим Брусиловский, Владимир Тор, Юрий Коринец, Артур Устян, Денис Малюков и многие другие.
Всем собравшимся было очевидно, что православно-политическое движение в России находится на подъеме во многом за счет прихода новой смены молодых активистов, не знакомых с давлением атеистического государства и готовых отстаивать интересы Церкви в новом Российском Государстве без оглядки на различные препятствия с разных сторон. Очевидно также, что с начала 2000-х годов в России возникают и будут возникать новые православно-политические проекты, ориентированные на миссионерскую экспансию и активную медийную борьбу за сохранение и утверждение православно-имперской идентичности России: это и новые информационно-аналитические интернет-сайты, новые журналы и газеты, новые клубы и научные центры, и, конечно, новые политические организации, историческим вдохновителем которых остается Союз Православных Граждан.