Русская линия
Правая.Ru Дмитрий Голиков23.02.2006 

«Бесы оранжевой революции»

17 февраля в формате традиционного заседания «Византистского Клуба» в Институте философии РАН состоялась презентация сборника Союза Православных Граждан (СПГ) «Бесы оранжевой революции», посвященной деструктивной природе событий, под обсуждением которых прошел весь 2005 год

Однако значение данного мероприятия далеко не исчерпывалось одной лишь презентацией. Во-первых, это была фактически презентация всего проекта СПГ, активно работающего вот уже пятнадцать лет: в одном зале были собраны все легендарные лидеры СПГ и одновременно практически все представители молодого поколения православных активистов. Во-вторых, именно в этот день отмечалось 33-летие пресс-секретаря и главы московского отделения СПГ Кирилла Фролова. Таким образом, эту презентацию можно было считать большим собранием всего актива московской православной общественности, в сравнении с федеральным слетом недавних Рождественских чтений. Вечер открыл глава Византистского Клуба и новый член Центрального совета СПГ Аркадий Малер, заверив собравшихся, что появление столь многих «аксакалов» православно-политического движения на этом Клубе символизирует преемственность поколений тех, кто боролся за интересы Церкви еще при советской власти и тех, кто будет отстаивать эти интересы в эпоху, когда Православие будет государственной религией России.

Столь уверенный пафос ведущего задал тон всему ходу собрания. Глава СПГ Валентин Владимирович Лебедев рассказал об истории создания сборника, о том, что СПГ в целом не мог не отреагировать на ту кошмарную геополитическую угрозу России, которую представляла волна «оранжевых революций» в приграничных с ней государствах, а также выразил принципиальную для всего СПГ (а также и самого Византистского Клуба) мысль о том, реальное политическое противостояние в России идет не между сторонниками «капитализма» и «коммунизма», «авторитарной» и «демократической» систем, а между сторонниками национального и антинационального путей развития Отечества. Вслед за ним выступали другие авторы сборника — Ирина Медведева, Татьяна Шишова, Владимир Семенко и, конечно же, сам Кирилл Фролов. Другие авторы сборника, к сожалению, не смогли присутствовать на презентации: отец Всеволод Чаплин был в командировке в бразильском Порту-Алегри на генеральной ассамблеи Всемирного совета Церквей, а публицист Алексей Мартюшев не смог выбраться из эпицентра оранжевых событий — города Киева.

Выступления Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой, написавших в соавторстве две статьи для сборника, были в основном посвящены морально-нравственному и духовно-психологическому состоянию статистов оранжевой революции в Киеве. Особенно интересным было замечание Ирины Медведевой о том, что во время тех событий по статистическим данным в Киеве приступы психических болезней резко увеличились, а на Майдан очень часто приезжала скорая психиатрическая помощь. В выступлении Владимира Семенко произошел переход от украинской проблематики к российской, были затронуты проблемы новой, исламистской угрозы для России.

Наконец выступил сам Кирилл Фролов, в своей яркой и бескомпромиссной речи обозначивший основные императивы православной миссии: в 90-е годы, — начал он, — для нас главной угрозой были либеральные экуменические тенденции; теперь им на смену пришла угроза суррогатного консерватизма, расхожие представления о том, что Церковь должна уйти в добровольное гетто, отказаться от миссионерства, довольствоваться положением этнографического музея в «светском обществе». Эта порочная тенденция, — продолжил Фролов, — прямо отвечает именно либеральной политики максимального ограничения прав Церкви, вытеснения ее за пределы общественно-культурной и политической жизни. «И в этом плане, — продолжил Фролов, — квази-консервативный эскапизм — первый союзник либералов в деле реального разрушения государства и Церкви. Вместо подлинно православных „симфонических“ отношений Церкви и государства эскапистские тенденции приводят к абсолютно секулярному проекту управления самой Церковью репрессивным органом „по делам религии“, как это было при советской системе. Это прямо противоречит святоотеческому учению о православной миссии, словам святого Василия Великого о том, что христианин должен быть в трех местах: в храме, в библиотеке, в аудитории. Это означает три принципа: церковность, образованность, экспансия. Это означает, что сознательная церковная молодежь должна идти учиться на политологические и философские факультеты, на факультеты, экономики, журналистики и международных отношений, в Высшую школу ФСБ, наконец… Если активное и систематическое миссионерство на всех возможных уровнях не станет сегодня главной задачей православной общественности, то завтра мы проиграем Историю».

В качестве печальных примеров эскапизма Кирилл Фролов привёл публикацию священника Олега Стеняева, в которой он называет активную политическую и правозащитную деятельность неправославным делом, мотивируя это тем, что христиане должны жить по церковным канонам, а не по свтским законам. Кроме того, Кирилл Фролов обратил внимание на опасный характер борьбы с теологическими факультетами в светских гуманитарных ВУЗах и с госаккредитацией духовных школ. В этой борьбе объединились те самые псевдоконсерваторы и либеральные враги Церкви, которые хотят изгнать Церковь из системы образования руками самих же православных.

В подтверждение тезисов Фролова Аркадий Малер подтвердил, что вместе с кардинальными изменениями во всем российском обществе в 2000-е годы идет процесс резкой смены поколений во всех политических кругах, и православная молодежь должна стать не только главным объектом православной политики, но и ее главным субъектом, показавшим новое лицо политического православия.

На презентации также выступали заведующий отделом публикаций ОВЦС МП отец Александр Макаров, поздравивший СПГ с приходом новой, молодой силы и отец Даниил Сысоев, высказавший строгое замечание о том, что православная политика должна иметь своим основанием фундаментальное богословие, а не сиюминутные интересы частных групп, а также о том, что каждый политический вопрос должен рассматриваться «с точки зрения Бога», а не нации и государства, понятых в секулярном смысле. На это Аркадий Малер специально заметил, что именно в идее Третьего Рима снимается трагическая оппозиция церковного универсализма и великорусского партикуляризма, а также то, что сам Византистский Клуб был инициатором ныне существующей Кафедры Теологии (!) в самом Институте философии РАН.

Из других посетивших презентацию православных активистов стоит отметить выступления двух историка Владимира Махнача и директора радио «Радонеж», Евгения Никифорова, стоявших у истоков создания СПГ, а также профессора экономики, член-корреспондента РАЕН Михаила Гельвановского, игумена Высоко-Петровского монастыря Петра Пиголя и отца Сергия Рыбко, явно представляющего новое направление в православной мисси. В частности, отец Сергий призвал воцерковлять ищущую молодежь проповедями на рок-концертах и развернутой церковной интерпретацией всех основных достижений современной культуры. Из действующих политиков на презентации присутствовали депутат Госдумы от фракции «Народная воля» Александр Фоменко и лидер партии «Новые Правые» Владимир Шмелев, подаривший Кириллу Фролову в честь его дня рождения огромный экземпляр книги «Пролог» уникального издания 20-хх гг. XVII столетия!

Молодое поколение православных активистов (если не считать самого Кирилла Фролова и Аркадия Малера) на вечере представляли также редакция сайта Правая.ru (Илья Бражников и Михаил Тюренков), глава Консервативного Пресс-Клуба Михаил Голованов, лидер движения «Народный Собор» Олег Кассин (недавно отстаявший восстановление храма Иоанна Предтечи в Сокольниках), лидер Союза Православных Татар Евгений Бухаров, представители Евразийского Союза Молодежи, консервативные публицисты Максим Брусиловский, Владимир Тор, Юрий Коринец, Артур Устян, Денис Малюков и многие другие.

Всем собравшимся было очевидно, что православно-политическое движение в России находится на подъеме во многом за счет прихода новой смены молодых активистов, не знакомых с давлением атеистического государства и готовых отстаивать интересы Церкви в новом Российском Государстве без оглядки на различные препятствия с разных сторон. Очевидно также, что с начала 2000-х годов в России возникают и будут возникать новые православно-политические проекты, ориентированные на миссионерскую экспансию и активную медийную борьбу за сохранение и утверждение православно-имперской идентичности России: это и новые информационно-аналитические интернет-сайты, новые журналы и газеты, новые клубы и научные центры, и, конечно, новые политические организации, историческим вдохновителем которых остается Союз Православных Граждан.

http://www.pravaya.ru/dailynews/6747


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика