Труд | Сергей Жигалов, Александр Петров | 22.02.2006 |
В Государственном архиве СССР нашлись документы, на основании которых подпись была признана подлинной. Есть материалы о Журавлеве и в архиве Самарской области. В одном из них говорится о проведении подписки на создание святой иконы, которую жители города решили поднести царю Александру III по случаю спасения его и всего семейства при крушении поезда 17 октября 1988 года. А другой документ сообщает, что крестьянину села Утевка Григорию Журавлеву за написание иконы было уплачено 50 рублей.
Конечно, желающих выполнить такой заказ нашлось бы немало и кроме Журавлева. Но поручили именно ему как мастеру высокого класса, хотя Григорию Николаевичу было тогда всего тридцать два года. Вручал икону, видимо, тогдашний самарский губернатор А.Д. Свербеев. В девяностые годы XIX столетия, когда в Самаре возвели не сохранившийся до наших дней храм Спасителя, именно Свербеев, ставший к тому времени сенатором, настоял на том, чтобы главную икону — покровителя города святого Алексия — написал Журавлев, хотя большую часть заказов разместили в Петербурге.
По некоторым сведениям, Григорий Николаевич по приглашению царя ездил в столицу с братом Афанасием и написал портрет всей августейшей семьи, за что и был одарен Николаем Вторым роскошным альбомом, ежемесячной пенсией в двадцать пять рублей золотом, зимним и летним выездами.
— Умер Журавлев в 1916 году от скоротечной чахотки. Теперь в Утевке уже нет ни одного жителя, кто бы лично знал Григория Николаевича и мог рассказать, каким он был, как жил и работал, — говорит глава местной сельской администрации Людмила Сонюшкина.- Но знает о нем у нас каждый…
Бывший директор Утевской средней школы Кузьма Данилов, пенсионер Владимир Петрушин, писатель Александр Малиновский, сотрудники Нефтегорского районного управления культуры на протяжении многих лет по крупицам собирали воспоминания старожилов о знаменитом земляке. О его жизни и творчестве рассказывает выставка, открытая Нефтегорским детским музеем в сельском доме культуры. Здесь фотокопии икон, царского альбома, газетные публикации и книги, посвященные Журавлеву. Его иконы есть и в местном храме, в проектировании которого Григорий Николаевич принимал самое активное участие. Когда здание было готово, на специальном подъемнике живописца возносили под самые купола, и он расписывал стены библейскими сюжетами. Часть из росписей сохранилась до сих пор.
Журавлев остался в памяти земляков жизнерадостным человеком, охотно показывал детям, как рисует. Брал в зубы кисть, макал в плошки с краской и выводил на бумаге диковинные картины. В доме его отца была столярно-иконная мастерская, так что первые уроки живописи мальчик получал, как говорят, не выходя за порог. В тринадцать лет Григорий получил в подарок от настоятеля местной церкви отца Василия масляные краски. Видимо, Григорий чувствовал в себе Божий дар живописца. Целыми днями, до боли в деснах, стирая в кровь губы, клал на бумагу мазок за мазком, добиваясь только ему ведомого сочетания красок. Изограф, лишенный многих мирских радостей, с упоением создавал на бумаге свой мир, увенчанный божественным сиянием, смирением и добротой. Его иконы «Богоматерь Скоропослушница», «Избранные святые», «Святой Лев — Папа Римский» поражают знатоков тонким письмом, глубоким проникновением в образы, возвышенным торжеством духа. Даже трагический библейский сюжет на иконе «Усекновение главы Иоанна Предтечи» воспринимается как победа над злом.
…Сельский священник отец Василий учил подростка чтению и письму, духовно окормлял его. В двадцать два года Журавлев с отличием экстерном окончил Самарскую мужскую гимназию, самостоятельно изучил анатомию. Любил читать Пушкина, Достоевского, Толстого, жития святых. Носил его брат Афанасий и на посиделки, когда зимними вечерами сельская молодежь собиралась у кого-нибудь дома. Конечно, он понимал, что в женихи не гож, но ведь сердцу не прикажешь. До сегодняшних жителей Утевки от прадедов дошли рассказы о сердечной привязанности Григория. Известно и имя — Екатерина Грачева. Художник увековечил ее вместе с маленьким сыном Федором на иконе, которую современники назвали «Утевской мадонной».
Писал ее Журавлев восемь лет. Если из других своих работ он не делал секрета, то эту старался скрыть от чужих глаз. Видимо, не хотел, чтобы по селу ходили досужие разговоры. Когда икона была закончена, Екатерина получила ее в дар. После революции хранить икону дома стало опасно.
— Екатерина передала ее своей подруге Александре Подусовой, а сама — от греха подальше — уехала из села. Икона затем хранилась у сына Подусовой, где она теперь — неизвестно, — рассказывает руководитель Нефтегорского музея Алла Ижедерова.
Похоронен Григорий Николаевич Журавлев около церкви, которую сам проектировал и украшал росписями. За могилой любовно ухаживают земляки. В утевский дом культуры, где находится выставка, рассказывающая о жизни и творчестве великого изографа, организован туристский маршрут. А с икон глядят на нас лики святых. Как живешь, человече, во что веруешь, что несешь людям? — чудятся в их взглядах такие вот непростые вопросы. Всей своей жизнью ответил на них убогий житель русского села Утевка, великий изограф Григорий Николаевич Журавлев.