Русская линия
Русское Воскресение Геннадий Мокеев22.02.2006 

Еремей Псковский
Колокольный мастер

Еремей Псковский — выдающийся русский зодчий рубежа ХIV-ХV веков. Упоминается в числе трех мастеров, возводивших храмовый комплекс «Дома Святой Троицы» в центре Пскова.

В Псковской 2 летописи под 1415 годом записано: «Купци псковскыя разбиша старую церковь святую Софию и начаша новую делати… Мастер Еремей съверши церковь камену святых мучениц Веры, Любве, Надежи и матери их Софии, а повелением купецких старост… и всех купцов». По записи Псковской 1 летописи под 1416 годом: «Свершена бысть церковь… в Домантове стене». Позднее, по Описи 1585 г. у «великомученицы Софьи, что во Пскове в Домантове стене, — в приделе Семион святый» (Сб. МАМЮ, V, с. 164,174). По Описи 1699 г. «на церковной олтарной стене колокольня каменна на трех столпах,… на ней два колокола». По Церковному Уставу «сентября в 17 день святыя мученицы Софии и трех ея дщерей, — к малой вечерни благовест за пол-третья часа звон в два колокола».

Судя по раскопкам остатков церкви В.Д. Белецким в 1951 году, храм, придел и звонница «на олтарной стене» строились в 1415−16 г. г. одновременно, причем для звонницы была увеличена часть восточной стены храма с севера от апсиды.

Церковь св. Софии мастера Еремея была предпоследней в «Домантовой стене». Предыдущие каменные храмы с 1372 года строил Кирилл. Но его цепочка из 8 храмов прервалась в 1390 году во время эпидемии (мора). Однако строительный поток возобновился с 1394 года, и связывать его можно с работой Еремея. Он, очевидно, был учеником Кирилла, так как продолжил его дело возведения в центре Пскова храмового комплекса «Дома Святой Троицы».

К 1395 году появилась вместо деревянной каменная церковь Воскресения Христова на Площади с приделом св. Георгия, к 1398 году была перестроена каменная церковь Покрова Богородицы «межю Рожеством и Духом Святым», к 1404 году возведена церковь святителя Николы на Гребле «над Рыбницким Рядом» с приделом св. Кира и Иоанна, в 1407 г. сначала обыденная деревянная затем очевидно каменная церковь Афанасия Иерусалимского (перестроена в 1483 г.), наконец, в 1415−16 гг. — церковь св. Софии с приделом св. Симеона Столпника.

Восемь указанных храмов составили две их «Еремеевских линии» в Довмонтовой стене между двумя «Кирилловскими». Причем еще в 1357 г. деревянная церковь Софии стала вторым собором Пскова, в 1417 г. — церковь Николы с Гребли — третьим собором, в 1468 г. церковь Покрова — пятым собором. Таким образом, Еремей построил три соборных храма и все в Довмонтовой стене.

Более того, в 1394−95 гг. на Персях Пскова — мощной каменной стене Крома, окружавшей вечевую площадь, была возведена «колокольница Святой Троицы». «Плоская» городовая стена позволяет говорить о том, что «колокольница» была звонницей. Кто ее строил — не сообщили. Но звонницы существовали на всех Еремеевских храмах: на церковь Воскресения она появилась вероятно тоже в 1395 г., на церковь Покрова — в 1398, на церковь Николы — в 1404, на церковь Афанасия — после 1407 г., наконец, на церковь Софии — в 1416 году. Так Довмонтов город в первую очередь оказался «наполнен» звонницами — наиболее оригинальными псковскими объектами.

В связи со строительством псковских храмовых звонниц мастеру Еремею, очевидно, можно приписать изобретение особой «псковской» конструкции извлечения звона. Если на больших соборных звонницах Новгорода, Ростова, Москвы, да и на Персях Пскова с 1395 года звон производился со звонничной площадки ударом языка по колоколу, то в небольшой псковской храмовой звоннице он производился раскачкой колокола (католический способ звона). Но в Пскове к оси колокольных ушей прикреплялся горизонтальный шест и, дергая веревкой с земли за этот шест, раскачивался колокол. Сегодня своеобразный псковский способ звона за шесты можно видеть в Псково-Печерском монастыре.

В Новгороде Великом Софийская звонница «на городе» появилась раньше псковской, а соборная в Ростове Великом — позднее. Но в этих городах звонница не получила «массового» распространения, как в Пскове. Здесь же она «спустилась» с «города» на храмы. Кучное их строительство Еремеем при церквах «Дома Святой Троицы» на рубеже ХIV-ХV вв. в Довмонтовой стене (около 6 звонниц) было причиной их последующего появления по всему Пскову и Псковской земле. Мастера Еремея очевидно можно считать их «родоначальником». Разнообразные по формам звонницы придали псковским храмам местный колорит, своеобразие, уникальность.

http://www.voskres.ru/architecture/mokeev7.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru