Русская линия
Православие.RuМитрополит Тихон (Шевкунов)21.02.2006 

Нерешенные проблемы прошлого

Дорогие братья и сестры! На Рождественских чтениях совершенно справедливо говорили о многих крайне острых современных и грядущих проблемах церковного общества. Мне же хотелось бы предложить обсудить то, что и впредь будет мешать нам справиться с этими нынешними и грядущими проблемами. Это — нерешенные проблемы прошлого.

Наверное, каждого из нас когда-то потрясал вопрос: почему, как в России могло случиться то, что произошло в 1917-м году? Великое отступление с массовым богоборчеством, неспособность многомиллионного православного народа противостоять кучке откровенно лживых отвратительных смутьянов, предательство тысячелетних для России основ духовной жизни, отступление от Бога, полная неспособность во всех слоях общества отстоять имперскую государственность. Короче говоря, как мог русский народ допустить то, что произошло с Церковью и с Россией в начале прошлого века?

Глядя на этот период истории нашего Отечества сквозь призму Священного Писания и Предания, мы видим, что русский народ в некоей своей, значимой для Бога части, забыл о Творце и Спасителе, о Христе. Выросло поколение, которое не знало и не хотело знать Живого Бога. Только эта страшная причина могла настолько поразить дух народа, что он стал совершенно не способен к преодолению тех духовных испытаний, которые встали на его пути. Хотя многие тогда были прекрасно осведомлены о религии, могли знать о каких угодно правильных вещах: о государственной необходимости Церкви, о религиозных традициях и православной культуре.

То же зачастую происходит и сейчас; то же, если ничего не изменить, будет происходить и в будущем. Вот уже двадцать лет как по телевидению, в журналах и газетах немало рассказывается о вере, христианстве, о Церкви. Не говоря уже о том, что, слава Богу, возрождаются храмы, люди могут услышать слово о Православии. Но каково это слово? О чем оно? К сожалению, проповедь о Христе сегодня, не всегда первое дело во внутренней шкале ценностей, в том числе, и у нас, священников. Забывая о главном, мы не исполняем миссии, к которой призваны: приводить человека ко Христу. В результате, о православной вере большинство наших соотечественников знает лишь то, что это вера предков, что когда наступает пост, не надо есть мясо, молоко и яйца, что на Крещение надо купаться в проруби и взять воду из церкви, что на Пасху красят яйца и пекут куличи, что молодым хорошо бы обвенчаться, а покойников надо бы отпеть. К сожалению, СМИ, особенно светские, весьма охотно подхватывают именно эту простую и понятную им информацию о православии и развивают ее уже до совершенно гипертрофированных и прямо антицерковных форм. Этот-то «закон Божий», эти «основы православной культуры» очень успешно преподаются сегодня большинству народа как раз через главного ментора и воспитателя современного человека — телевидение и другие СМИ.

В итоге люди, ничего не знающие о Боге или имеющие о Нем самые смутные, ложные представления, научаются купаться в проруби, креститься у икон, ставить свечи, и все это — без Христа. На наших глазах создается суррогат религии, который выдается за православие. И люди входят в эту странную религию, потому что не имеют реального представления о том, что такое Церковь на самом деле. Последствия этой псевдорелигиозной жизни без живого общения с Богом очевидны как для человеческой души, так и для национально-религиозного сообщества: это строительство дома на песке.

Конечно, есть прекрасные примеры действенного проповедывания православной веры в том числе и на телевидении, но все же, проповедь о Христе, о Царствии Божием сегодня остается первой и главной задачей, без деятельного решения которой все остальное будет весьма проблематично. И эта задача не только пастырей Церкви, но и всех мирян, особенно тех, кому дана возможность обращаться через церковные и светские периодические издания, через электронные СМИ ко многим людям. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16,15).

И второе, о чем хотелось бы сказать. Сейчас много и правильно говорят о национальных проектах. А есть ли такой духовный и гражданский проект с точки зрения церковного сознания? Жизненно важный, реально значимый для всех и каждого гражданина нашей страны, церковного и нецерковного. Общее Дело, которое должна и может возглавить именно Православная Церковь, которое будет правильно осмысленно, поддержано и подхвачено всем народом? И в состоянии ли сегодняшняя Церковь увидеть такое Божие Дело и поднять его? Я думаю, что, конечно же, в состоянии, и она давно уже говорит о нем.

Три с половиной миллиона по официальной статистике, семь-восемь миллионов по неофициальной — вот число детей, которых ежегодно убивают их матери и врачи в России. Мы — на первом месте в мире.

Будем смотреть правде в глаза:

1. общество, которое всеми силами не сопротивляется подобному явлению — нежизнеспособно.

2. кому, как не Церкви встать на пути этого страшного национального греха? Какое покаяние, как не всенародное движение по прекращению этого греха может быть действенно перед Богом?

Когда говорят, что убыль населения в сегодняшней России около одного миллиона — это неправда. Правда — восемь-девять миллионов, вместе с теми, кому не дали родиться. И после этого мы говорим о каких-то демографических проблемах, о мигрантах, которых нам надо привезти в нашу страну, о духовно-нравственном здоровье нации, о возрождении России…

Если бы Церковь, ее средства массовой информации, начали это движение, объяснили, что невыносимо дальше терпеть такую ситуацию, этот национальный позор, если бы мы всеми доступными для нас способами смогли вынести дискуссию в законодательные органы, во все общество, в государственные СМИ, то церковные средства массовой информации во многом исполнили бы свой долг и оправдали свое существование.

Что практически необходимо сделать? Несмотря ни на какие сопротивления, формировать твердое и правильное общественное мнение по этому вопросу. Следующее — законодательная база запрещения абортов.

Убежден, нас поддержат самые влиятельные и авторитетные люди страны, самые широкие слои общества. И воспримут это движение, как действительно Общее Дело. Люди увидят: Церковь поднимает важнейшие вопросы и так или иначе не остановится до тех пор, пока эти вопросы не решит.

Хочу подчеркнуть: здесь не надо переводить все на уровень идиомы — борьба с абортами. Это намного глубже. Это проект духовного и физической защиты нации и государства. Об этом уже много лет говорит Святейший, об этом долгие годы как глас вопиющего в пустыне говорят такие священники как протоиерей Димитрий Смирнов, протоиерей Александр Шаргунов.

Нация, которая допускает убивать своих детей, существовать не сможет. Отчего у нас столь многое не ладится, отчего мы уже столько лет так неудачливы в своих начинаниях? Потому что детей убиваем, не в последнюю очередь поэтому. Потому что уже почти двадцать лет назад был отменен закон о даже самом минимальном ограничении детоубийств. Если мы не найдем в себе силы остановить это, у нас реально нет будущего. Это — лакмусовая бумажка. Пока одни купаются в детской крови, а другие считают, что это нормально, а третьи наживаются на убийствах и продаже лекарств из убитых детей, ни о чем хорошем говорить не приходится.

И еще надо понять: все уже устали от бесконечной борьбы «против». Мы порой превращаемся в каких-то странных перманентных революционеров. Это скучно и во многом пошло. Нам надо трудиться в первую очередь не против чего-то, а за что-то.

Вот о двух таких практических задачах, которые для меня, не только как для священника, но и как для руководителя православного издательства и Интернет-сайта «Православие.Ru» стоят сейчас, я хотел с вами поделиться и призываю вас, коллеги, координировать эту работу и браться за нее всерьез. Как конкретно? Надо собираться вместе и решить задачу: всеми возможностями вывести вопрос, о котором мы сейчас говорим на общенародное обсуждение и добиться законодательных решений. А наработок — множество, что стоит только один центр «Жизнь»!

Вопрос из зала: Есть более важные задачи: кучка олигархов владеет всеми богатствами страны. Вы что, не видите этой проблемы?

Ответ: Несомненно, то, о чем Вы сказали, очень важная проблема. Но проблема ежегодного привычного убийства миллионов детей, не идет ни в какое сравнение ни с чем. В том числе, и с вопросами социальной справедливости. Помните слова Достоевского насчет слезы ребенка? А что насчет крови восьми с половиной миллионов детей каждый год? О чем тут говорить? Конечно, проблемы есть. Мы можем еще назвать десяток таких проблем. Если будет победа над этим, самым страшным и вопиющим, тогда мы сможем начинать делать что-то другое.

Вопрос из зала: Как Вы видите место церковных СМИ в этом деле?

Ответ: Очень многое уже сделано православными публицистами, центром «Жизнь». Наша задача — выстроив четкий план, поднять эту тему на должном уровне по всей стране. Увидеть союзников, в том числе и в светских СМИ. Реализовать наконец наши возможности церковных СМИ как инструмента в христианском деле, в деле Православия. Все организационные вопросы давайте обсудим отдельно.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 221 123 315


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика