Русская линия
Русский вестник Д. Мамонов21.02.2006 

Антиевангелие Михаила Булгакова

«Кто не со Мною, тот против Меня;
и кто не собирает со Мною, тот расточает».

Слово Иисуса Христа в Евангелии (Мф. 12, 30).

Любопытные вещи происходят в культуре ХХ века. Вот большой мастер литературы, которого мир не читает, написал пошленькую повесть «Лолита» про извращенцев. И после этого весь мир признал В. Набокова великим, и только тогда стали читать его действительно выдающиеся произведения, которым «Лолита» в подметки не годится. Другой крупный писатель, известный в России, был долго безразличен Западу, пока он в конце своего писательского пути не сочинил антихристианский роман «Мастер и Маргарита». Тотчас признали М. Булгакова великим, а ЮНЕСКО даже объявило «год Булгакова».

Предлагаем самим читателям дать оценку этому многозначительному явлению.

Сегодня «Мастер и Маргарита» издается, переиздается, иллюстрируется, инсценируется и экранизируется. На нем ученые, двигая науку, защищают множество диссертаций, один кандидат филологии работает над монографией «Влияние запятых на уточнение образного начала во всемирно известном романе «Мастер и Маргарита». Вот только неизвестно, как теперь на том свете относится раб божий Михаил к популярности своего романа. Там-то на блат у Воланда рассчитывать не приходится!..

До того, как Булгаков сочинил «Мастера и Маргариту"… А, может, он и не сочинял, может, ему было продиктовано откуда-то слева из-за спины писателя? Нет, в выдающемся таланте Михаила Афанасьевича мы не сомневаемся. Но уж больно хитро ввинчивается в сознание читателей, не знающих Евангелие, что прототипом добренького, но жалкого дервиша по имени Иешуа является Сын Божий Иисус Христос- Спаситель человечества. Желал ли сам Булгаков, чтобы читательская масса слепо поверила, что его Иешуа и есть Сам Христос, Тот, от Чьего Рождества весь мир уже два тысячелетия отсчитывает время новой эры своего жития?

Еще до «Мастера и Маргариты» Булгаков написал повесть-предупреждение «Роковые яйца». Предупреждение о том, какие бедствия могут возникнуть, если человек найдет яйцо древнего дракона и, обеспечив согревание его, даст возможность дракону вылупиться из яйца. И вот, будучи автором такого тревожного анализа, писатель вдруг сам посвящает остаток своей жизни, чтобы высидеть яйцо дракона. И вылупился из яйца роман «Мастер и Маргарита». Роман антихристианский по всем параметрам, а в значительной мере- сатанинский. При этом талантливо сделанный, потому и получивший популярность среди людей, неграмотных в области христианских знаний и не способных прочитать Евангелие.

Талантливо- это всегда хорошо? Талантливо придуманное оружие для уничтожения человечества — это хорошо или плохо, хотя и талантливо? Над созданием такого оружия давно трудится дьявол, а уж он намного талантливей людей. И если мы внимательно вчитаемся в произведение Булгакова, то можем обнаружить, что роман об Иешуа и Пилате пишет не Мастер…

Выдающийся русский мыслитель В. С. Соловьев в преддверии ХХ века высказал пророческое опасение: «Нас ожидает трагедия эстетизма». И начался «серебряный» век русской литературы. Почему уже не золотой? Потому что ХХ век- это век нарастающего безбожия. А безбожие начинается с отказа от различения добра и зла. И тогда уже не важно, служит ли талант злу, лишь бы сделано талантливо. Вот смысл трагедии эстетизма: человеческий талант (данный Богом Его твари) сам по себе объявлен выше заповедей Творца, выше Закона Божия. Человек- сам себе бог.

И безбожный роман Булгакова- это самый талантливый отклик в советской литературе на спецзаказ безбожной власти. Большевистский сатанизм, впервые в истории человечества утвердивший государство, воюющее с Богом, взорвавшее тысячи храмов, расстрелявшее и замучившее в тюрьмах сотни тысяч священников, монахов и других верных чад Церкви, этот столп мракобесия нуждался в опоре на деятелей культуры, в защите талантами, в воспевании художественным словом. В собственном, ловко исполненном антиевангелии, оскорбляющем Бога. Такой заказ (неведомо для себя!) выполнил Булгаков, ненавидевший советскую власть, но позволивший себе начать борьбу с дьявольщиной с помощью дьявольского же оружия. Отсюда- итог.

Поразительно, что этого не хотят видеть даже некоторые люди, причисляющие себя к членам Православной Церкви. На ежегодной городской православно-педагогической конференции в Твери в 2004 году представительница кафедры теологии Тверского госуниверситета заявила, что роман «Мастер и Маргарита» будто бы «ведет к постижению Евангелия». Вскоре после этого в электричке солидный мужчина средних лет, присосавшийся к пивной жестянке, увидев у меня православную газету, решил завязать религиозную дискуссию и спросил: «Как имя Бога- Иешуя?». Вот плоды «постижения Евангелия» через булгаковскую чертовщину.

Задумаемся, кто наиболее популярен из персонажей романа? Конечно, не Иешуа. Разве Мастер? Но это самый плоский образ, скорее формула, нежели полнокровная личность. Самыми симпатичными читательской толпе оказываются хулиганская компания чертей во главе с котом, внешне интеллигентный Воланд — прямой образ интеллигента серебряного века, и прельстительная Маргарита, которая есть самая настоящая ведьма! А восхищение автора балом сатаны говорит и об авторе.

Чем привлекательны Воланд и его веселая шайка? Тем, что они наказывают плохих людей. А откуда берутся плохие люди? Их же и плодит нечистая сила! Стало быть, она наказывает тех, кого сама сформировала такими мерзавцами. А читатель рад: каковы молодцы Воланд с компанией, они наше общество от нечисти очищают! Нет, господа, самолично Булгаков не мог додуматься, чтобы вот так окрутить читателя вокруг пальца. Тут нужна подсобная сила- нечистая. Она и самого писателя за нос провела. И читателей, и литературоведов, и актеров с режиссерами и так далее…

А вот господа из ЮНЕСКО, назначившие всемирный «год Булгакова», эти, похоже, знают, в чем «ценность» сего сатанинского романа. Ведь именно ЮНЕСКО оплачивает «половое воспитание» российской молодежи, которое есть воспитание в духе Воланда- массовый разврат наших детей под видом будто бы доброго дела.

Богоборческая власть не опубликовала книгу, хотя и безбожную, но показывающую демонический мир как явно существующий. А богоборцы утверждали, что нет ни Бога, ни дьявола. Нынче это многократно публично заявлял Познер, председатель телеакадемии, продолжающей богоборческое дело большевистского режима. На телевидении показали антихристианский фильм «Последнее искушение Христа», а теперь сделали сериал по «Мастеру и Маргарите».

Роман Булгакова вышел в печать, когда советская борьба с Богом кончилась. И эта книга- посмертное послание богоборческой эпохи- начала работать над сознанием людей именно теперь, когда все получили право читать Евангелие и идти в Церковь. Ведь поклонникам Воланда нужна духовная смерть народа, а не возвращение к Богу. Для этого удобно приспособить извращение Евангелия, поданное в романе Булгакова весьма хитро. Сначала всезнающий «профессор» утверждает, что Христос- реальное лицо, а затем ведется как бы исторически доказательный рассказ об Иешуа.

И вовсе не случайно в российской школе, безбожной и поныне, ввели изучение этого романа. В наш век свободы каждый старшеклассник может, наконец, познакомиться с Евангелием. А чтобы он этого не сделал, вот ему антиевангелие под видом «популяризации» Евангелия — читать весело, и ложь против Христа примут легко. Великий подарок современному безбожному воспитанию! И, что очень важно для разрушителей России, — книга учит, что различать добро и зло вовсе не нужно. В искусстве они, видите ли, равноправны. А уж если весело- значит, полезно!

У Гитлера была формулировка: «Главное, чтоб было весело!» Мы как раз живем в удивительно веселую эпоху, как включишь телевизор- сплошное хохмачество, будто в стране с вымирающим народом радостно жить. Вот вам и бал сатаны!

Сколь многочисленны инсценировки «Мастера и Маргариты», теперь еще и телесериал… О чем это все? О том, как очистить общество от нечисти? Или только увлекательное зрелище и развлекуха? Ведь сам Булгаков никогда просто хохмачом не был, почитайте его фельетоны- там все нацелено на исправление общества.

Однако цель спектаклей и экранизаций романа — всего лишь позабавить публику. И чтобы, в отличие от эстрадного плоскостопия, было бы это ловко подано, то бишь талантливо. А раз талантливо, значит, оправдано любое содержание… И уже не важно, что забава-то строится на жутком кощунстве! Трагедия эстетизма в том, что безбожный роман становится популярным и среди тех, кто мог бы служить добру. Но этим людям говорят: служи добру, только Бог тут ни при чем, а поможет дьявол.

Добрый человек спросит: «А что, уже и развлечься нельзя, просто поиграть; обязательно, что ли, идеология?» Да играйте сколько угодно! Только если футболисты бьют по мячу- это просто игра. А если гоняют по полю человеческий череп, тут уже идеология, то есть это игра воспитывающая. Игра в «Мастера и Маргариту» пропитана идеологией, потому что это игра в антихристианство.

Кто встречал читателей, желающих взять пропагандирующего добро Иешуа в качестве идеала для подражания? Не найти? Потому что это карикатура на Спасителя. А подражателей Маргариты? Таких сколько угодно. И фальшиво интеллигентный Воланд без поклонников не останется. Ах, как хочется этим поклонникам романа выглядеть интеллигентными, то есть добравшимися до уровня мировой элитарной культуры! Вспомним, что как раз демонстрируя гордую «образованность», именно интеллигенция (в отличие от «простого», трезво мыслящего народа) первой признала себя потомком обезьяны. Вот это элитарное обезьянство и ведет людей к безмыслию, к неспособности дать оценку очевидному. Оценку тому, как роман изящно вдалбливает в сознание безграмотной читательской массы перевернутое понятие о христианстве, понятие безбожное, где дьявол- бог, то есть полновластный хозяин во Вселенной. Где Воланд- страж справедливости. Вершитель добра, исправитель общества.

Булгаков, конечно же, знал Евангелие. Как нужно было ему духовно ослепнуть, чтобы весь свой талант посвятить созданию книги, враждебной Христу! Именно Христос показан в ней издевательски карикатурно. Множество исторических реалий, имена, взятые из Евангелия, должны внушить читателю, что Иешуа и есть точный портрет Христа. Эта задача достигает цели особенно легко, поскольку в нашей стране безбожным воспитанием пронизаны несколько поколений, и даже доктора наук и академики Евангелия не знают. Что говорить об остальной массе людей, отторгнутых от Церкви и от Истины? Все эти люди приняли пародию за истину.

У Булгакова Иешуа (подразумевается Христос) показан слабым, внушающим жалость, не умеющим толком обратиться к Пилату. Бормочет ему: «Добрый человек!», не может запомнить, что Пилата нужно именовать «игемон» и, только получив удар хлыстом, дрожа, начинает вести себя, как требуют. А что говорит Евангелие?

Там рассказано, как фарисеи однажды послали стражников схватить Иисуса, но те не решились Его взять потому, что «Он говорил, как власть имеющий». А вот свидетельский рассказ Иоанна Богослова об аресте Спасителя.

«Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я… И когда сказал им: «это Я», они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я… Симон же Петр, имея меч, извлек его и ударил первосвященнического раба и отсек ему правое ухо… Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его» (Иоанн 18, 3−12).

Мы видим, что целый вооруженный отряд и толпа с кольями не смогли Его взять- пали перед Христом, и лишь с разрешения Его Самого арест стал возможен. И только потому, что такова была воля Божия, чтобы Богочеловек- Сын Божий дал добровольно распять Себя на Кресте в Жертву за спасение всего человечества.

А что в романе Булгакова? Там висит на кресте тело бедного Иешуа, по которому ползают мухи — вот и все, что узнают о Крестной Жертве те, кто после телесериала бегут в магазины не за Евангелием, а чтобы купить пародию на Истину.

И тот, кого читатели романа принимают за Иисуса Христа, почитаемого всем христианским миром как Бога Слово, Коим сотворена Вселенная, в романе показан настолько ничтожным, что он просит (!) Воланда устроить посмертную судьбу Пилата и Мастера. То есть в сознании толпы поклонников романа «Мастер и Маргарита» писателем и артистами Христос превращен в лицо, подчиненное воле дьявола.

А чтобы люди, знакомые с Евангелием, не могли оспорить булгаковский бред, Иешуа в романе про записи своего ученика, которому дано имя Апостола Евангелиста Матфея (Левия), заявляет: «решительно ничего из того, что там записано, я не говорил». В этих словах обнаруживается сверхзадача популярного романа.

А ведь гнев Божий никто не отменял, господа! И Ад существует даже для тех, кто в него не верит! «И если праведник едва спасется, то нечестивый и грешник где явятся?!» (1 послание Петра, гл. 4, стих 18).

Д. И. МАМОНОВ,
сопредседатель Союза
православных педагогов
г. Тверь

http://www.rv.ru/content.php3?id=6142


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru