Русская линия
Православие.RuИеромонах Иоанн (Лудищев)20.02.2006 

Проблемы современного человека в письмах духовников XX века. Часть 10. Эсхатологическая настроенность

Те, которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатки сделанных ими грехов.

Преподобный Иоанн Дамаскин

В письмах отца Иоанна (Крестьянкина) мы находим предостережения супругам от совершения страшного греха детоубийства: «Знайте, что за каждого, по воле матери не рожденного младенца, те, другие, которых она родит на „радость“ себе, воздадут ей скорбями, болезнями, тугой душевной. Это закон. После детоубийства нельзя ожидать благополучной жизни на земле, а уж о жизни в вечности даже и помыслить страшно. Одно слово — ад. Ад на земле, ад за гробом. И знаете, почему это только так и не иначе? Да потому, что делать это страшное злодеяние Вы будете в ведении, сознательно убивая ангельскую младенческую душу» [8: 7].

В другом письме он с сожалением пишет о холодности к такому греху: «Вы так спокойно и деловито толкуете о причине убийства младенца, что неудивительно вселение в Вас темной силы. Ведь детоубийство — это убийство ангела. Впустить в себя тьму нетрудно, а вот избавиться от нее — куда сложнее. Теперь Вам необходимо глубокое и искреннее покаяние, без оправданий, без следствия, ибо грех остается грехом, да еще смертным.

И исповедь не только словами, но осознанием сердечным о падении своем, чего, к сожалению, должен еще раз отметить, у Вас нет.

После покаяния надо пособороваться и понести наказание — епитимию, которую даст Вам духовник на исповеди (чаще всего это — 40-дневное чтение покаянного канона). А дальше — терпеливо молиться и ждать милости Божией в прощении греха и исцелении от одержимости. А когда изволит Господь помиловать — это уже Его дело» [8: 57].

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Поскольку из Божественной проповеди для всякого явно, что настанет время изменения, нужно не о времени любопытствовать… и не изыскивать каких-нибудь умозаключений, которыми иной ослабит в душе надежду на Воскресение, но, подкрепляясь верою, стараться доброй жизнью закупать будущую благодать.

Святитель Григорий Нисский

Одной из проблем современного человека является нагнетаемая в обществе мысль о конце мира и приходе антихриста.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «Жизнь сейчас трудная, шквал устрашающей информации расшатывает и без того хрупкое равновесие, чтобы на эти от врага возбуждаемые бури мы не реагировали так болезненно, надо твердо верить, что миром правит только Бог, и стараться, сколько возможно, жить по заповедям Божиим» [8: 21]. То, что происходит в мире, по словам отца Иоанна, — не открытие, всему этому надлежит быть, и второе пришествие близится, а люди будут по обетованию спасаться до последних дней мира. Одни спасаться, другие погибать. И главное их делание спасительное — сохранить веру. Батюшка Иоанн, проживший долгую жизнь, писал, что во времена его молодости, когда явно сокрушались устои былой жизни, облагодатствованные люди не дерзали объявить то время концом истории. «А нынче дерзких много, а жить надо, спасаться надо, и милость Божия все та же, но мы огрубели настолько, что только ощутимые удары жизни несколько приводят нас в сознание нашей хрупкости и обращают к Богу» [7: 23]. Он отмечает, Господь принес в мир не мир, но меч. И этот меч Господень рассекает до самых последних глубин, а успокоение, утешение, и осмысление происходящего только в Вере.

Мысли о близком конце мира все больше занимают умы. Отец Иоанн приводит слова митрополита Вениамина (Федченкова), объясняющего, что причина подобных явлений лежит «в душе человеческой: ее всегда соблазняет все таинственное, необыкновенное, сверхъестественное, чудесное, а особенно страшное. Но периодически подобные движения, как извержение вулканов, начинают выходить наружу» [8: 229]. Обычно это связано с какими-либо политическими потрясениями, катастрофами, притеснениями.

Проявлением этого состояния является смущение, возникающее в обществе по поводу ИНН, новых паспортов, налоговых карточек, пенсионных удостоверений.

Отец Иоанн (Крестьянкин) с сожалением отмечает, что мало из тех, кто волнуется об этой темой, стал жить соответственно своим думам, заботясь о спасении души. Он напоминает о той печати, которую ставит нам ежедневно наш образ жизни. «Если человек забыл Бога и живет наживой неправедной, молитву и церковь из жизни вытеснил телевизор и всякие безобразные видики, то печать уже стоит у многих» [8: 220].

Наше сопротивление грядущему — наша вера в Бога, наша жизнь по вере. Любовь, радость, мир, милосердие — при любых государственных системах Богом посрамлены не будут.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Краткий обзор эпистолярного наследия духовников ХХ века позволяет увидеть множество проблем, стоящих пред современным человеком.

В письмах, посвященных проблемам духовной жизни, они предостерегают человека от ожидания быстрых результатов труда. Пастыри ведут своих духовных чад не к поиску духовных восторгов, а к пониманию, что Господь дарует благодатные ощущения за глубину смирения. Они советуют постепенно входить в духовную жизнь и строить ее исходя из своего положения в обществе и образа жизни.

Одной из причин, почему духовная жизнь остается неизвестной современному человеку, является неисполнение в жизни наставлений духовников. Человек часто уклоняется со спасительного крестного пути следования за Богом на поиски более легкого пути.

Периоды духовного охлаждения, которые происходят на пути духовной жизни — это тоже наука из наук, которые мы проходим, где, по словам отца Иоанна (Крестьянкина), главным в нас должно оставаться «желание видеть небо над головой, небо чистое, звездное — небо Божие».

Смущения и недоумения при действии страстей служат доказательством, что человек не познал самого себя. «Сила для желающего стяжать добродетели заключается в том, чтобы не малодушествовать, когда случится пасть, но снова продолжать свой путь» [6: 188]. Осознание своей греховности позволяет опытно увидеть необходимость искупителя.

В письмах пастыри показывают, что ни место, ни внешняя обстановка не могут повлиять на человека в вопросах спасения. Прежде всего, человек должен изменяться внутри, преодолевать свои страсти и привычки, а не бежать от самого себя, переезжая с места на место, в поисках лучшей жизни.

Наше прошлое и все, что мы пережили, никогда не исчезает бесследно, оно часто смущает воспоминаниями о прежней греховной жизни. Эти воспоминания порой заставляют сомневаться в прощении исповеданных грехов. Пастыри советуют в этом случае увидеть действие «врага», успокоиться и стараться молитвой отогнать подобные мысли.

По их словам, единственный подвиг современного христианина состоит в сохранении веры и безропотном терпении скорбей и искушений. Они напоминают, что в наше время «нельзя браться за подвиг, да еще самочинно — гордыня до такой степени помрачила умы и чувства, что ничего, кроме пагубы, эти подвиги не дают» [7: 67].

В своих письмах они показывают, что молитва — это самый трудный подвиг, который до последнего вздоха человека сопряжен с тяжелой духовной борьбой.

Современные люди мало воспитаны в настоящем церковном понимании веры, покаяния, духовного делания. Они не видят в своей жизни и жизни окружающего мира Промысла Божьего и, не умея находить Его, лишают себя величайшего утешения среди скорбей и страданий. Пастыри свидетельствуют, что Господь знает наше сокровенное и по вере и стремлению к истине правит нашу жизнь, часто врачуя и исправляя то, что по неведению и недопониманию может препятствовать исполнению воли Божией в нашей жизни.

Пережитый опыт, который мы приобретаем в страдании, навеки остается достоянием человека. В душе человека рождается та добродетель, которую трудно приобрести в жизни спокойной. «Настанет момент Вашей жизни, когда Ваше настоящее сделается прошлым, когда Вы с радостью будете вспоминать те трудности, которые Вам дали ощутить и свои плоды, и даже, быть может, будете жалеть о некоторых своих духовных состояниях, которые в других условиях Вы воспроизвести не сможете» [19: 106].

Во взаимоотношениях между людьми духовники советуют быть терпимыми к чужим немощам, не пытаться насаждать в людях то, что они сейчас принять не могут.

В своих письмах они показывают печальное состояние людей, находящихся во взаимной вражде. Своим духовным чадам пастыри отказывают в переписке и христианских таинствах до осознания ими необходимости примирения.

При разлуке с близкими духовные отцы советуют находить утешение в вере, «разлученные телесно, утешаемся общением духовным, молитвенным. За скорбь земной разлуки Господь утешит нас радостью вечного общения в Его горних обителях» [3: 192].

Каждый человек сам ответственен пред Богом и людьми за тот выбор, который он делает в своей жизни. Только после выбора самого человека следует благословение духовника и родителей. Пастыри учат своих чад обдумывать поступки и их последствия.

В переписке с духовными чадами мы встречаем множество проблем, возникающих в семейной жизни. Духовные отцы призывают к ответственности при создании семьи, предостерегают от вступления в брак в период духовного становления и предлагают временный испытательный срок для проверки чувств будущих супругов. Не советуют вступать в брак с неверующими людьми.

Некоторыми из основных причин семейных проблем являются супружеская неверность, неправильное понимание духовного подвига в семье, отсутствие материального обеспечения в семье, пьянство. Во всех этих случаях они просят бороться за сохранение семьи, напоминают о выполнении прежде всего семейных обязанностей. Отец Иоанн (Крестьянкин) в своих письмах показывает, что, если супруг ставит под угрозу материальное обеспечение семьи, то он сам своими действиями дает повод к разводу.

Батюшка Иоанн в своих письмах просит быть очень внимательными в вопросах воспитания детей в вере и послушании родителям. Это умение следовать воле родителей в дальнейшей жизни поможет им избежать многих ошибок.

В вопросах выбора духовника пастыри советуют не спешить называть духовным отцом «первого встречного священника», а походить и присмотреться ко многим, а потом сделать выбор. Духовник не живет за свое чадо, он только помощник, советник и молитвенник, дающий благословение на обдуманное человеком предложение. Они подчеркивают, что приказов в духовной жизни быть не может, надо ценить дар свободы, который никак не нарушает отношений между духовником и чадом.

Другой проблемой современного человека является нагнетаемая обществом мысль о близком конце света. Отец Иоанн (Крестьянкин) с сожалением отмечает, что, волнуясь об этом, человек не меняет свою жизнь, не заботится о спасении души, об исполнении заповедей Божиих.

Письма духовников ХХ века, несомненно, являются драгоценным, замечательным примером пастырского руководства.



Библиография

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами. — М.: Российское Библейское Общество, 1995. — 1376 с. ил. + Прил. (988 — 1008, 1347 — 1376 с.);

2. Антоний Сурожский, митр. Труды. М.: Практика, 2002. — 1080 с., 51 илл.;

3. Афанасий (Сахаров), свт. Собрание писем. — М.: Правило веры, 2001. — 752 с.;

4. Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Письма из ссылки. — Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. — 304, фотогр.;

5. Душе милующей. Как спастись в современном мире. Духовные наставления подвижников благочестия нашего времени. — М.: панагия; Ковчег, 2002. — 400 с.;

6. Иоанн (Алексеев), схиигумен. Письма. — М.: Сретенский монастырь, 2002. — 192 с.;

7. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. — Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2000 — 312 с.;

8. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. — Выпуск 2. — Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2002, — 288, фоторг.;

9. Иоанн Лествичник, преп. Лествица или скрижали духовные в русском переводе с алфавитным указателем. — М.: Сретенский монастырь; Троицкое слово, 1999. — 416 с.;

10. Иоанн (Маслов), схиархим. Избранные письма и проповеди. — М.: Самшит-издат, 2003.-190 с.;

11. Иоанн (Маслов), схиархим. Слово перед исповедью. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. — 112 с.;

12. Иоанн (Снычев), митр. Дай мне твое сердце. Письма духовным чадам. — СПб.: Царское дело, 1997. — 350 с.;

13. Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). О тайне человеческой жизни. — М.: Лодья, 1999. — 192 с.;

14. Иосиф, митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Свет радости в мире печали. М.: Паломник, 2004. — 688 с.

15. Никон (Воробьев), игумен. Нам оставлено покаяние. — 2-е изд., испр., доп. — М.: Б. и, 2002. — 478 с.;

16. Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. — М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. — 488 с.;

17. О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения. — М.: Новоспасский монастырь, 2002. — 208 с.;

18. Отец Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах. / сост. и коммент. Ивана Всеволодовича Шпиллера. — Красноярск: Енисейский благовест, 2002. — 592 с., ил;

19. Поведский Валерий, протоиерей. Таллинский пастырь. Письма Проповеди. Воспоминания — Б. м.: Православное издательское общество священномученика Исидора Юрьевского; Таллинская Никольская Церковь, 2001. — 288;

20. Савва, схиигумен. Бисер духовный. Воспоминания духовных чад. Собрание духовных творений. Проповеди и наставления Молитвы на всякую потребу. — М.: Трифонов Печерский монастырь; Ковчег, 2004. — 928 с.;

21. Серафим (Роуз), иером. Приношение православного американца. — 4-е изд. — М.: Калифорния: Российское Отделение Валаамского Общеаства Америки; Братство преподобного Германа Аляскинского Платина, 2003. — 700 с., фотогр.;

22. Смирнова М. Великовражский старец протоиерей Григорий Долбунов: Житие. Чудеса. Поучения. — М.: Лепта-Пресс, 2003. — 368 с., 8 ил. (Лики святости);

23. Фомин С. Пастырь добрый Жизнь и труды Московского старца Протоиерея Алексея Мечева. — 2-е изд., испр. и доп.- М.: Серда-Пресс, 2000. — 768 с.;

24. У пещер Богом зданных. Псково-Печерские подвижники благочестия XX века / Составители Ю. Г. Малков и П. Ю. Малков. — М.: Правило веры, 2003. — 560 с., фотогр.

http://www.pravoslavie.ru/put/60 217 152 520


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru