Русская линия
Российская газета Елена Яковлева17.02.2006 

Чужое кощунство
«Карикатурный» скандал в зеркале общественного мнения

В российском массовом сознании доминирует почтительное отношение к религиозным ценностям. По данным опроса фонда «Общественное мнение», лишь 6 процентов населения полагают, что богов, пророков, святых можно изображать в смешном, карикатурном виде. По мнению подавляющего большинства (85 процентов), это недопустимо.

Сквозь призму этих установок общественным мнением России был воспринят скандал, разгоревшийся вокруг опубликованных в европейских газетах карикатур с изображением пророка Мухаммеда. Осведомлены об этих публикациях 71 процент россиян. Практически столько же (69 процентов) имеют представление о бурной реакции мусульманского мира, последовавшей за публикациями карикатур. Впервые услышала об этой истории в ходе опроса примерно четвертая часть респондентов.

Оценивая ситуацию, россияне настроены скорее осуждать публикацию карикатур, нежели протестные действия со стороны мусульман.

О своем осуждении карикатур с изображениями пророка заявили 63 процента опрошенных, причем чаще других — люди пожилые (71 процент), высокообразованные и жители больших городов (по 70 процентов). Лишь 13 процентов опрошенных не видят в этих публикациях ничего предосудительного. Четвертая часть опрошенных не смогла сформулировать свою точку зрения по данному вопросу.

Большинство участников опроса, осудивших публикацию карикатур (примерно 40% от всех опрошенных), при ответе на открытый вопрос говорили о недопустимости кощунственного отношения к религиозным чувствам представителей любой веры. Те же, кто не нашел в этом ничего предосудительного, чаще затруднялись аргументировать свою позицию, чем приводили те или иные доводы. Лишь 1 процент опрошенных защищали в этой ситуации свободу слова и печати, примерно столько же — апеллировали к историческим прецедентам и чувству юмора.

В отношении к массовым акциям протеста, развернувшимся в мусульманском мире в связи с публикацией карикатур, среди россиян нет единодушия. Каждый четвертый относится к этим акциям отрицательно, каждый пятый — положительно, каждый шестой-седьмой — безразлично.

Те, кто заявил об отрицательном отношении к акциям протеста, аргументировали свою позицию прежде всего агрессивным, насильственным характером протестных действий, некоторые квалифицировали их как проявления экстремизма и вандализма. Фактически тот же довод выдвигали те, кто говорил, что подобного рода конфликты должны решаться мирным путем. По мнению 4 процентов, скандал вокруг карикатур искусственно раздут и имеет политическую подоплеку. Некоторые люди (2 процента) полагают, что этот конфликт может привести к религиозной войне.

Люди, воспринявшие акции протеста положительно, отстаивают право мусульман на защиту своих религиозных канонов, с сочувствием относятся к оскорбленным чувствам верующих. В той или иной формулировке эти доводы приводили практически все, кто оправдывает бурную реакцию мусульманского мира на карикатуры.

По мнению 38 процентов опрошенных, развернувшиеся события будут иметь серьезные последствия для отношений между мусульманским и западным мирами (этой точки зрения придерживается каждый второй высокообразованный россиянин). Конкретизируя свои представления о возможных последствиях, россияне чаще всего говорят о перспективе активизации терроризма и об угрозе войны. 30 же процентов считают, что никакими серьезными последствиями данные события сопровождаться не будут.

http://www.rg.ru/2006/02/17/karikatury.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru