Православие.Ru | Василий Писаревский | 18.02.2006 |
Прозвучало же это мнение из уст одного из участников Фестиваля — архиепископа Красноярского и Енисейского Антония, который дал интервью специально для «Православия.Ru».
— Те, кто имел счастье участвовать в нашей встрече, несомненно, почувствовали новую атмосферу, радость ощутимого духовного возрождения Отечества, — отметил владыка. — И это придает уверенность в будущем, в утверждении новой России. На Фестивале прозвучал призыв уделять наибольшее внимание образованию и воспитанию наших детей на основе духовных ценностей, не ждать их в храмах, а самим идти к ним, раскрывая красоту Православия, укрепляя чувство патриотизма к родной земле. Без этого невозможно правильно и целенаправленно определиться в историческом прошлом и смотреть в будущее.
И еще я рад, что Фестиваль духовной культуры — уже третий! — набирает силу. Мы, его участники, конечно, верим в Россию, но хотелось бы, чтобы верили все наши соотечественники. Чтобы не было расслоения общества на прозападное, проамериканское, проевропейское… Наша мощь — в единстве, и те, кто посягает на единство русского народа, или не понимают, что делают, или прилагают усилия к тому, чтобы Россия не состоялась. Но она состоится!
Если говорить об опыте введения православной культуры в нашей епархии, то еще она не вводится повсеместно. Но там, где проявляют к этому не просто интерес, а чувство ответственности за будущее наших детей (прежде всего, я имею в виду директоров школ), православная культура успешно преподается, реализуются программы по развитию у детей православного мировоззрения, осуществляются паломнические поездки.
В то же время нам хотелось бы иметь действенную поддержку государственных чиновников, многие из которых не понимают значения православной культуры в формировании личности ребенка. Нельзя представлять будущее нашей страны исключительно в плане восстановления экономики. Ведь сама экономика определяется в сфере развития сложных взаимоотношений между людьми. И потому — насколько удастся возродить духовные ориентиры, традиционный русский менталитет, одним словом, сформировать у современного человека целостное православное мировоззрение, настолько и станет наша страна процветать экономически. Именно от этого будет зависеть успех хозяйственных и социальных программ государства, и даже, как мне видится, наш стремительный экономический подъем.
ЦЕННЫЙ ОПЫТ В РЕГИОНАХ
Не секрет, что последние несколько лет среди государственных структур к введению православной культуры в общеобразовательных школах наблюдалась выжидательная позиция: то ли можно, то ли «не пущать» — все, мол, зависит от того, какие будут результаты…Между тем результаты очевидны: шаг за шагом православная культура увереннее входит в жизнь нашего общества, преображая его. И сегодня есть примеры того, как она становится региональным компонентом образования в масштабе той или иной области.
— У нас, на курской земле, можно видеть огромный интерес к православной культуре, — отмечает Владимир Меньшиков, заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного педагогического университета. — Поэтому при университете организованы курсы переподготовки педагогов. По их окончанию выдается свидетельство государственного образца, дающее право преподавать православную культуру в общеобразовательной школе. Устраиваем также выездные курсы подготовки преподавателей во всех районах области. Областной Думой разработана и утверждена программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на 2006−2010 годы. Она предполагает не только преподавание во всех школах области православной культуры, но и введение элементов православной культуры в общеобразовательных дисциплинах, организацию внеклассной работы, устройство православных лагерей, внимание к досугу детей в каникулярное время и многое другое. Что касается программ ведущих вузов области, то в них также вводится курс православной культуры.
— В настоящее время складываются наиболее благоприятные условия для преподавания основ православной культуры, — считает протоиерей Олег Кобец, доцент кафедры социальной работы Белгородского кооперативного университета. — При этом вопрос — нужна или нет православная культура в школе? — в области в целом не стоит. И дело здесь — в плодотворном сотрудничестве Белгородской и Старооскольской епархии и областного Управления образования, которое дает позитивные результаты. Такое взаимодействие носит системный характер. Практически во всех общеобразовательных школах области есть предмет «Основы православной культуры». При медицинском колледже Белгородского государственного университета работает отделение сестер милосердия с расширенным изучением духовно — нравственных дисциплин, а в самом университете с 2001 года действует социально-теологический факультет. Государственную лицензию на ведение образовательной деятельности имеет Белгородская духовная семинария миссионерской направленности. В качестве общеобязательного предмета в Белгородском университете потребительской кооперации преподаются предметы «Основы и ценности Православия» и «Основы православной педагогики». В самом Белгороде открыт православный детский сад, который призван стать начальным звеном в системе православного воспитания. Важно понимать, что речь идет не о навязывании веры детям и молодым людям, а об изучении ими основ культуры и религии своего народа, который на протяжении десяти веков был и остается православным.
«АРГУМЕНТ», НЕ ВЫДЕРЖИВАЮЩИЙ КРИТИКИ
— Что же касается сопротивления введению православной культуры в школе, — разъясняет заведующий кафедрой теоретической политологии МГУ им. М.В.Ломоносова, академик РАЕН Валерий Расторгуев, — то оно идет в основном от позиции чиновников от образования, которые заявляют, будто вся история становления православной державы и великой русской культуры, ядро которой — православная вера, не заслуживает того, чтобы стать предметом изучения в школе. При этом новоявленные гонители Православия уже не решаются утверждать, что православная культура — это «проклятое прошлое», которое надо каленым железом выжечь из памяти народа. Они нашли иной «аргумент»: знакомство детей с азами православной культуры якобы оскорбляет чувства людей, исповедующих иные религии. Но кто может всерьез поверить, что за этим диким утверждением, демонстрирующим полное непонимание отечественной истории и неуважение к русской культуре, стоит забота о религиозных чувствах человека?ГДЕ НАЙТИ ТУ СВИРЕЛЬ?
Ценность прошедшего Фестиваля не только в конференциях и дискуссиях, связанных с актуальными проблемами возрождения духовной культуры, но и во вполне конкретных проектах: это и программы подготовки православных педагогов, и социологические исследования, и презентация кинофестиваля «Лучезарный Ангел», и передвижная выставка-конкурс детского изобразительного творчества «Божий мир глазами ребенка», и организация детского духовного досуга.Например, по последней теме предполагается составить всероссийскую базу данных по детским мероприятиям, проводимым в каникулярное время; осуществлять планомерную работу с госструктурами, церковными и общественными организациями; размещать соответствующую информацию по детским проектам в СМИ и Интернете; в сотрудничестве с Учебным комитетом РПЦ, а также государственными организациями готовить студентов духовных школ и православных институтов в качестве вожатых и специалистов детских православных лагерей.
… На одном из симпозиумов руководитель Фестиваля духовной культуры, иеромонах Киприан (Ященко) рассказал поучительную притчу. Однажды стадо коней взбунтовалось и понеслось к обрыву, прямо к своей погибели. Никакие преграды, устанавливаемые пастухами, не могли их остановить. И тогда один пастух взошел на гору и заиграл на свирели чудную мелодию, благодаря чему табун, наконец, остановился и спасся от неминуемой гибели.
Так же и нам необходимо развивать и укреплять такие формы духовной работы, которые отвечают духу Евангелия, учат любви к Богу и ближним.