Православная газета г. Екатеринбург | 17.02.2006 |
Жил преподобный в строгом воздержании, носил грубую одежду, питался кореньями и непрестанно молился. Слух о его строгой благочестивой жизни привлек к подвижнику последователей, и так образовался монастырь, настоятелем которого и стал преподобный Исидор. Постоянно заботясь о душевной пользе братии, он руководил их мудрыми наставлениями, учил словом и примером смирению, кротости, милосердию, нестяжательности, борьбе против страстей и помыслов.
Но не к одним только инокам обращал преподобный свои наставления. В своих письмах, которых дошло до нас более двух тысяч, он поучает и правителей, и епископов; опровергает лжеучения, излагает догматы веры, объясняет Священное Писание, — так что всякий может почерпнуть из них полезное наставление. Высшим счастьем для себя преподобный считал то, если удалось ему спасти погибающую душу, то есть оказать ей духовную милость.
Милосердие по отношению к телу имеет столько разнообразных видов, что можно утверждать — нет ни одного человека, который бы не мог, так или иначе, выполнить его. Накормить голодного, напоить жаждущего, дать пристанище страннику, одеть неимущего, послужить больному, посетить заключенного — все это доступно для нас. И вовсе не нужно быть богатым, чтобы быть милосердным, ведь дела милосердия оцениваются не по видимой значительности, не по количеству, а по качеству, по усердию, с каким они делаются, по чистоте средств, намерений и побуждений.
Но, наряду с телесными нуждами ближних, есть и разнообразные духовные, также требующие нашего сострадательного участия. Сколько вокруг нас людей, страдающих невежеством в делах веры, преданных различным суевериям, недалеких от того, чтобы попасть в сети лжеучителей, людей нечестивых и порочных. Поспешим же к ним на помощь, как поспешили бы к утопающему. Не будем ждать, когда они нас позовут, а поступим так, как поступает с ними Сам Господь, Который говорит о Себе: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня» (Ис. 65, 1).
Ближний наш предан безутешной печали и малодушию из-за постигших его житейских бед и несчастий, он склонен роптать на Бога и готов впасть в уныние и отчаяние? Войдем в его положение, посочувствуем, разделим его скорбь. Плачущий вместе с плачущими — великий для них благодетель. Ближний наш при встрече с тяжелыми обстоятельствами не знает, как поступить, на что решиться — подадим ему добрый совет и тем самым предупредим неразумный и, может быть, неисправимый в будущем шаг.
Но даже если кто-то и не находит в себе сил, способностей или возможностей ко всему вышесказанному, то всегда можно найти и другие способы быть милосердными. Нас оскорбили, и мы имеем право требовать законного удовлетворения за обиду, но лучше стерпим и простим — и тогда прекрасно исполним заповедь милосердия.