Невское время | Максим Антипов | 16.02.2006 |
Известно, что молодые люди (в данном случае — юноши 17−20 лет) испытывают потребность в духовном развитии, что подтверждается данными психологических наук. А по словам протоиерея Александра Ельчанинова, как бывает правильная постановка голоса, так бывает и правильная постановка души. В дореволюционной России при храмах и монастырях проходили служение старцы, духовники, которые своим опытом созидали и укрепляли молодую поросль. В армии же солдата духовно сопровождали полковые священники, ксендзы и муллы.
Нынче многие призывники приходят в казармы из неполных семей. Иные же почти не видят своих отцов, денно и нощно зарабатывающих на хлеб насущный. Эти парни как никто другой ощущают необходимость в человеке, который задал бы им жизненные ориентиры, — в духовном отце, будем говорить откровенно. Слава Богу, когда на пути солдата попадается истинный «отец-командир». Но много ли сейчас таких?
Вот и происходит подмена (известно, что свято место пусто не бывает) в виде дедовщины — явления по своей природе религиозном, этаком «отцовстве» и «старчестве», только направленном не в русло добра, а к его полной противоположности, подчас доходящей до откровенного сатанизма.
Многочисленные армейские «обряды» — от ночных «посвящений» новобранцев, специально облеченных в белые простыни, до поставления молодых бойцов на колени — лишь подтверждают эту мысль. Один армейский жаргон чего только стоит: «духи», «черти», «чушки"…
Искоренить же «религию зла» можно только духовными способами — с опорой на многовековую традицию. Вчерашние замполиты, когда-то напичканные в политучилищах смертельным ядом марксизма, на это просто неспособны. И пока в армии священство не станет полноправным участником воспитательного процесса (как это было до 1917 года), случаи армейского изуверства будут лишь множиться.
Священники в сегодняшней армии — редкое исключение. Приглашать их или нет — целиком зависит от командира конкретной войсковой части, то есть от его личного отношения к Церкви. Случаев же постоянного пребывания священников в войсках еще меньше, в основном это есть в горячих точках. Молебны перед строем, напутствие новобранцев, благословение на церемонии принятия присяги — вот все, что сейчас в силах сделать духовенство для армии.
Недавно Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал согласие на подготовку военных священников. Но сколько еще времени пройдет до окончательно узаконения этой миссии, судить трудно.
Начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил РФ генерал-полковник Николай Резник отметил, что опыт сотрудничества православных священников с войсковыми частями в местах их постоянной дислокации пока лишь должен стать основой для проведения эксперимента «для всестороннего изучения проблем, связанных с созданием института военного духовенства». Кроме того, проект соответствующего законодательства на днях должна представить Главная военная прокуратура.
Однако Координационный комитет по взаимодействию между Вооруженными силами и Русской православной церковью возник еще… 2 марта 1994 года, а документ о его создании подписали Алексий II и тогдашний министр обороны Павел Грачев. Так сколько же можно еще «экспериментировать»? Доводы противников введения института военных священников о том, что Россия страна многоконфессиональная, что армия еще не готова, просто меркнут перед числом загубленных судеб юношей, призванных в армейские ряды исполнить «священный долг и почетную обязанность».
http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=233 708 105