Радонеж | Иеромонах Макарий (Маркиш) | 16.02.2006 |
Хорошо, но мало,
или Почему освистали министра
Недовольство наше, чтобы не сказать негодование, было вызвано планами г-на министра о введении в средних школах страны курса «История мировых религий» — вместо «Основ православной культуры».
Наивному взгляду может показаться, что разницы между тем и другим почти что нет, что шум поднят по недоразумению. На самом же деле именно недоразумение — отсутствие разумения — препятствует нам развернуть гораздо более обширные и решительные действия в защиту наших детей, нашей страны, нашей жизни.
* * *
Когда в русло реки сбрасывают ядовитые отходы, мусор, канализационные стоки, или как-либо еще извращают её течение, река не гибнет: стоит лишь остановить враждебное воздействие, как начинается самоочищение и восстановление русла, и вскорости река возрождается к новой жизни. Но если отравлен будет источник свежих вод — поверхностный и подземный водосбор — то спасения нет: экосистема реки погибает, и она превращается в сточную канаву для своих новых хозяев.Река — это Россия. Её водосбор, непрерывно обновляемый источник свежего, чистого притока — это наши дети, наше молодое поколение. Его защита — или, наоборот, гибель — это наша система образования.
«Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации», — отмечено в Федеральной программе развития образования, и далее сказано: «Важнейшей проблемой является восстановление единства систем обучения и воспитания… Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности».
Вековая мудрость и здравый смысл говорят об одном: у нас нет другой опоры, нет другого источника подлинных ценностей, кроме сокровища нашего духовного наследия, переданного нам поколениями наших предков. Отворачиваясь от него, мы отравляем себя самих и нашу молодежь ядом мнимых ценностей, о чем столь ясно говорит всё то, что с такой горечью мы видим вокруг себя в России и в других странах.
Сказанное совершенно очевидно едва ли не для всех граждан России, независимо от их вероисповедания, степени воцерковленности, политической ориентации и т. д. Тем самым восстановление связи между Церковью и школой, связи между небом и землей в сфере образования, можно считать делом решенным… Станет ли с этим мириться противник? Разумеется, нет. Он идет в контратаку под видом курса «История мировых религий».
* * *
Отравление водосбора, в отличие от прямого загрязнения русла реки, может происходить исподволь. Нарушение равновесия природной среды, незаметное в данный момент в данной точке, приводит к экологической катастрофе на больших пространствах, за долгое время. Так же и с религией в школе.Какое зло в том, что дети будут изучать историю мировых религий? Никакого — или почти никакого. Страшное зло произойдет тогда, когда этот учебный курс в масштабах всей страны и в законодательном порядке закроет доступ Православию в школьные классы. «Вам нужно религиозное образование? Пожалуйста, вы его получили: История Мировых Религий. В чем проблема?» — и редко-редко кто из наших сограждан сумеет объяснить суть проблемы, тем менее мобилизовать общественные силы для её решения. Стратегия очевидна, и было бы самоубийственной глупостью предполагать, что противнику она не видна.
Очень много и всерьез было сказано по существу различий между тем и другим учебным курсом; повторяться нет смысла. Поэтому посмотрим здесь лишь на одну сторону вопроса: кадровую. Кого представит завуч школьникам в качестве преподавателя новой дисциплины?
Историю мировых религий придет преподавать «религиовед». Беру это слово в кавычки, потому что образ сей не слишком ясен и довольно зловещ. Всем памятны «искатели (чаще искательницы) истины» времен позднего застоя и раннего перестроя, лица с неплохим гуманитарным образованием, «верящие во всё», с горящими глазами и возбужденными речами, искренне вознамерившиеся «привести к единству все религии мира», «добиться взаимопонимания между нациями и верами», «очистить христианство от чуждых наслоений» и т. п. Те из них, кто сохранил прежние интересы, кто не сгинул в белых братствах и богородичных центрах, будет сегодня весьма склонен выступить в роли педагога-религиоведа. Да и как откажешь ему (ей), будь она даже представительницей Общества Сознания Кришны или Сторожевой Башни? Перед законом у нас все равны. И если глухому всё же не доверят преподавать музыку, то на каких основаниях можно не допустить иеговистку к преподаванию Истории мировых религий? Чем она хуже других??…
Теперь — об Основах православной культуры. Помнится, кто-то из популярных православных авторов однажды заметил, что рад отсутствию успеха на этом фронте: преподавать, дескать, всё равно некому, а если бы курс ввели в обязательном порядке, в школу пришли бы «не те» люди.
Категорически с этим не согласен. Представим себе, что во время войны министр обороны стал бы препятствовать мобилизации новобранцев и офицеров запаса: «не те», мол, люди, и воевать как следует не умеют… Не надо, конечно, желать нашим оппонентам разделить судьбу этого злосчастного министра; но и не надо забывать, что идет война. Настоящая.
…Так кто же сможет преподавать Основы православной культуры? Ответ весьма прост и прямолинеен: сможет каждый православный и культурный преподаватель.
Это вовсе не игра в слова. Надо принять в расчет мировоззренческую базу курса, на которой каждый, кто ее разделяет, сможет построить такое здание, которое будет ближе всего к его собственному духовному и практическому опыту, к области его житейских и академических интересов. Именно на таком многомодулярном подходе строится сама идея курса Основ православной культуры, и именно этим он выгодно отличается от Закона Божия, формализм и отвлеченность которого стяжали в свое время столь недобрую славу.
Итак, каждый православный верующий с достаточным уровнем культуры и навыками преподавания — школьный учитель любой дисциплины, преподаватель воскресной школы, священнослужитель — может взяться за дело и донести до детей те стороны православной культуры, которые ему лично наиболее близки и интересны: тем самым гарантируется жизненность, практическая направленность курса, живой интерес со стороны учащихся, воспитание нравственных ориентиров и подлинных ценностей, о которых говорят официальные документы. И что особенно важно, такая учеба будет двусторонней: в процессе работы со школьниками преподаватель непременно будет совершенствовать свой материал — и совершенствоваться сам…
* * *
Когда не так давно наши сограждане обнаружили, что в результате «монетизации льгот» государство не в меру надавило им на карман, ответ был решительным и быстрым: пикеты, демонстрации, гневные статьи в прессе, политические интриги. И, надо сказать, всё быстренько наладилось, как тому и подобает в свободной стране.И на эти же мысли невольно наталкивает инцидент с г-ном Фурсенко во Дворце Съездов. Сегодня нам давят не на карман, а на самое сердце, на источник наших свежих вод, на нашу надежду — на детей. И где наш ответ?
Неплохо, конечно, утереть нос г-ну министру в Кремле, в присутствии почетных гостей… Только он к этому привык: должность у него такая. А вот взять бы пример с наших пенсионеров; проявить бы такую же сплоченную активность, как проявили они ради своего трудового рубля — и дело пойдет.