НГ-Религии | Александр Кырлежев | 15.02.2006 |
В этом году для семинара, который по традиции состоялся в здании Института философии РАН на Волхонке напротив храма Христа Спасителя, выбрана тема «Науки о религии». Организаторы задались целью разобраться в том, как соотносятся науки, изучающие религию, философия религии и богословие, и ответить на вопрос, в каком смысле само церковное богословие можно рассматривать как одну из наук. Иначе говоря, речь шла о методологических вопросах.
Ведь для осведомленных людей не секрет, что многие богословские дисциплины руководствуются методологией, сходной с методологией гуманитарных наук. Это касается прежде всего церковной истории и археологии, библеистики и патрологии (учения отцов Церкви). В то же время у богословия, которое остается в рамках церковной традиции, свои особенные критерии истинного и ложного, которые определяют как Священное Писание, так и специфический духовный опыт.
Это сочетание сходства и различия позволяет по-разному интерпретировать богословие как область знания и сферу исследовательской деятельности. Председатель Синодальной Богословской комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет во вступительном слове отметил следующее: «Мы еще во многом находимся под влиянием прошлого отношения и к науке, и к богословию, которое было распространено еще недавно, когда науку и религию жестко противопоставляли. Думаю, что сегодня это противопоставление перестает быть антагонистическим и становится именно методологическим».
В ходе семинара, работу которого возглавили известный специалист по философии науки академик Вячеслав Степин и митрополит Филарет, были прочитаны два основных доклада: «Философия религии как критическо-методологический дискурс» заведующего сектором философии религии ИФ РАН Владимира Шохина и «Теология: проблема метода» проректора Московской духовной академии по научной работе, секретаря Синодальной Богословской комиссии священника Владимира Шмалии.
В них обсуждался вопрос о демаркационных линиях, разграничивающих с точки зрения методологии исследования, с одной стороны, религиоведческие дисциплины и философское осмысление религии, а с другой — светские науки о религии и богословие как науку внутри самой религии. Разделение и соответственно соотнесение различных способов познания применительно к религиозным феноменам и религиозному опыту приводит к необходимости прояснения проблемы языка или разных языков как средств выражения знания и его передачи.
В значительной степени именно с этой проблемой связана проблема статуса богословия в системе современных гуманитарных наук. Слишком долго религиозное мышление и богословское знание оставались вытесненными из интеллектуального и общественного пространства. Но сегодня теология уже стала одной из дисциплин, преподаваемых в светской высшей школе. Сможет ли она утвердиться и приобрести общественное признание? Очевидно, для этого необходимы особое усилие и работа как со стороны богословов, так и ученых-гуманитариев, а также диалог и сотрудничество между ними.
Об авторе: Александр Иванович Кырлежев — научный консультант Синодальной Богословской комиссии РПЦ.
http://religion.ng.ru/facts/2006−02−15/2_dialog.html