Русская линия
НГ-Религии Станислав Минин15.02.2006 

Возмущение ислама
«Карикатурная война»: конфликт веры и неверия?

Критика христианских Церквей и экуменических организаций в адрес европейских газет, напечатавших карикатуры на пророка Мухаммеда, напомнила о важнейшем принципе межрелигиозного диалога: солидарности мировых религий перед лицом глобального секуляризма.

В первой декаде февраля публикацию скандальных рисунков официально осудили лютеранские Церкви Норвегии и Дании, Ватикан, Русская, Болгарская и Грузинская Православные Церкви, генсек Конференции европейских Церквей (КЕЦ) Колин Уильямс, а также генсек Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) Сэмюэль Кобиа. «Христианский мир» был един в формулировках: неизменно говорилось о том, что «свобода прессы предполагает ответственность», о «провокации» и недопустимом оскорблении чувств верующих.

«Карикатурная война» не только еще раз выявила латентный конфликт западной и исламской цивилизаций, но и подчеркнула принципиальные противоречия между религиозным и секулярным сознанием. Казалось бы, некая солидарность мировых религий в борьбе с «безбожным миром» действительно существует.

В то же время глава Совета по экуменическим и международным связям Церкви Норвегии Олав Фиске Твейт заявил о категорическом осуждении «провокационных публикаций» лишь 30 января, спустя три недели после того, как норвежская газета Magazinet напечатала карикатуры. Официальное заявление Народной Церкви Дании по поводу карикатур прозвучало четыре дня спустя. При этом известно, что скандальные рисунки были опубликованы газетой Jyllands-Posten 30 сентября, и уже в середине октября Исламское Сообщество Дании потребовало от редакции издания официальных извинений. «Христианский мир» вообще запоздал с выражением понимания и сочувствия мусульманам. Впрочем, едва ли какие-либо декларации могли предотвратить антихристианские лозунги на демонстрациях в Бейруте, угрозы в адрес католического духовенства в Турции и обещания палестинских радикалов организовать поджоги христианских церквей.

Высказывания ряда иерархов Народной Церкви Дании по поводу событий «карикатурной войны» — наглядный пример того, как «конфликт религиозного и секулярного сознаний» приобретает оттенок противостояния религий. Епископ Копенгагена Норман Свендсен отметил, что в целях диалога мусульманам следует «дистанцироваться от сожжения датского флага, на котором изображен крест».

По словам епископа города Ольборга Сёрена Хваса, сожжение флага с христианской символикой — куда большее оскорбление, нежели карикатуры на пророка Мухаммеда. Можно ли в ситуации «соревнования упреков» говорить о совместном ответе на вызов секуляризма?

«Карикатурная война» поставила нас перед достаточно банальным, но в то же время не всеми до конца осознаваемым фактом: официальное заявление церковных иерархов не отражает мнение всех христиан, принадлежащих к данной Церкви. Так, например, точка зрения Ватикана — это не точка зрения «миллионов католиков».

Под официальным заявлением Народной Церкви Дании едва ли подпишутся не только 4,5 млн. «статистических» датских лютеран, но и все 160 тыс. верующих, регулярно посещающих церковь. Олав Фиске Твейт, конечно, может говорить, что «ни одна Церковь не станет поддерживать публикацию карикатур на пророка Мухаммеда». Однако это совершенно не отменяет того факта, что одной из первых рисунки перепечатала на своих страницах консервативная лютеранская газета Magazinet.

3 февраля в Осло прошла встреча представителей Церкви Норвегии, Христианского совета Норвегии и Исламского совета страны, совместно осудивших как публикацию карикатур, так и случаи вандализма в мусульманских странах. Подобные встречи могли бы состояться, а подобные декларации могли бы быть приняты в любой европейской стране. Активизация диалога между исламом и христианством в кризисной ситуации — это всего лишь необходимый жест со стороны официальных структур. Он не говорит ничего нового ни о взаимоотношениях христиан и мусульман в той или иной стране, ни даже об отношении христианских Церквей к исламу.

Наиболее острую реакцию у мусульман вызвала карикатура, автор которой представил тюрбан пророка Мухаммеда в виде бомбы. По словам немецкого лютеранского епископа Ганновера госпожи Маргот Кессманн, ислам часто ассоциируется с терроризмом, а «абсолютно необоснованная» жестокость, последовавшая за публикацией карикатур, лишь подтверждает справедливость таких ассоциаций.

Примечательно, что в 2004 г. Кессманн, а также глава Евангелической Церкви Германии епископ Вольфганг Хубер приветствовали запрет на ношение хиджаба учителями в школах земли Баден-Вюртемберг. Тогда Кессманн утверждала, что хиджаб — не только религиозный символ, но и знак принадлежности к определенной политической идеологии.

Ислам — это, безусловно, вызов не только для секулярной Европы, но и для западного христианства. Ведь мусульманином скорее станет верующий человек, разочаровавшийся в христианстве и Церкви как организации, нежели «безбожник», абсолютно далекий от религии.

Редакция консервативной протестантской газеты Magazinet свое решение опубликовать карикатуры на пророка Мухаммеда объяснила желанием «отстоять свободу слова». Епископ Маргот Кессманн заявила, что и религиозные чувства христиан зачастую оскорбляют, но христиане не устраивают акций протеста и погромов. Сегодня очевиден тот факт, что христианские Церкви парадоксальным образом не только смирились с секулярным миром, но и приняли правила его игры. Более того, эти правила им ближе и понятнее, нежели страстная и всепоглощающая религиозность мусульман. В этих условиях настоящая солидарность религий невозможна.

http://religion.ng.ru/events/2006−02−15/1_islam.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru