Русская линия
Православная газета г. Екатеринбург13.02.2006 

13 февраля — память бессребреников мучеников Кира и Иоанна и с ними мучениц Афанасии и дщерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдокии

Святой Кир родился в городе Александрии. Он был знаменитым врачом и, любя ближних всем сердцем, лечил бесплатно. Посещая больных, он в то же время убеждал их беречься грехов, говоря, что душевный недуг гораздо опаснее телесного. Очень часто язычники, слушая наставления Кира, оставляли свои заблуждения и обращались ко Христу.

В то время царствовал император Диоклетиан, жестокий гонитель христиан. Когда Александрийскому наместнику доложили, что Кир исповедует Христа, его было велено схватить. Узнав об этом, безмездный врач покинул родину и удалился в Аравию, где продолжал лечить душевные и телесные недуги людские. Здесь присоединился к нему один молодой воин, Иоанн, родом из Едессы; он начал учиться у Кира и подражать его святой жизни. Вместе они помогали страждущим и проповедовали слово Божие.

В это время на мучение была взята одна благочестивая христианка Афанасия с тремя дочерьми. Кир и Иоанн отправились к ним в темницу и убеждали мужественно исповедовать Христа и принять за Него, если будет нужно, мученическую смерть. Когда градоначальнику донесли, что двое неизвестных людей научают христианок упорствовать и не поклоняться идолам, тот велел схватить их и привести к себе. От святых потребовали отказаться от веры и принести жертвы богам, обещая за это почести и награды. После того, как они отказались, их лишили жизни.

Как часто христиане, рассуждая о пути к Царствию Небесному, находят его настолько трудным, что готовы сказать: «Кто же может спастись?» (Лк. 18, 26). «Трудно, — говорят, — спастись, а в мире — вообще невозможно». Жизнь святых бессребреников Кира и Иоанна опровергает такие мудрствования. Кто они были? Обычные мирские люди, врачи, жившие в миру и непрестанно с ним соприкасавшиеся. Однако крепкой верой в Бога и любовью к ближним достигли они вечного блаженства на небесах.

То, что спастись трудно — это несомненно. Спасение требует терпения, подвига, труда. Ну, а что же в нашей жизни к нам приходит без труда? Только один грех. А так, во всем и везде требуется усилие и терпение. Ведь и земные блага достаются нам не даром, и каким только заботам и трудам мы не подвергаем себя, чтобы достичь этого временного благополучия. И, однако же, почти никогда не жалуемся на эти труды.

Почему же труды для спасения души кажутся нам такими тяжелыми, и мы избегаем их, как будто превышающих наши силы и не так нужных для нас? Неужели настоящая жизнь, которая может кончиться уже завтра, стоит наших усилий, а будущая, которой не будет конца, — нет? Мало думаем мы о своей душе, не дорожим ее спасением, не помышляем о том, к чему призвал и что хочет даровать нам Господь, а все свое внимание и труд обращаем на земное, временное. Вот истинная причина того, почему нам кажется таким трудным путь спасения! А ведь на самом деле он не труден, а даже легок и приятен, ведь сказал Господь: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 30). Начни только труд спасения, а помощь уже готова — Господь всегда рядом Своей благодатью.

Что же касается утверждения, что в мире спастись невозможно, то это неправда. И в этом убеждают нас не только святые Кир и Иоанн, но и многие другие угодники Божии, жившие в миру и удостоившиеся небесного венца. Могут ли семейные заботы, служебные обязанности и другие занятия быть препятствием ко спасению, если исполняются они в духе истинной веры, честно и свято, составляя добрые дела, которые и требуются на пути спасения? Пусть встречаются искушения и соблазны в мире, но ведь от нас зависит увлекаться ими или же отвергать их. Никто и ничто не принуждает нас жить противно христианским правилам. И если мы падки на грех, то в этом виновна собственная наша греховная воля; если не можем устоять против мирских соблазнов, то это наша собственная слабость.

Есть примеры того, что мирские христиане иногда бывали даже выше и совершеннее в духовной жизни, чем знаменитые пустынники, так что Господь указывал последним на первых, как на высокий пример и образец христианского совершенства. Например, преподобному Макарию Великому однажды было открыто, что не сравнился он еще с двумя женщинами, к которым преподобный и отправился. Придя же, просил их поведать ему их богоугодные дела. Женщины все отрицали, говорили, что, как все, живут со своими мужьями и ничего такого особенного не делают. Но потом одна из них сказала старцу: «Разве вот что: мы — две невестки, обе находимся в замужестве пятнадцать лет, живем в одном доме, и во все время не только не было между нами никаких ссор, но и не слыхали одна от другой ни одного неприятного слова». Вот в чем состоял подвиг этих женщин: в постоянном взаимном согласии, мире и любви. И удивляться здесь нечему, ведь любовь — это главная и высочайшая добродетель христианства. «Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15, 17).

Так разумно ли думать, что в мире спастись невозможно или невыносимо трудно? И что вообще так невыносимо мирскому христианину? Молитва, пост, покаяние, Причащение Святых Тайн? Так ведь к этому и призываются все христиане. Любовь, согласие, смирение, честность? Так ведь за это любят и почитают всякого человека. Благотворение, добрые дела, помощь ближним? Так ведь за это и на зем- ле бывает признательность и благоволение. Нет, все же, если и должно нам на что-то жаловаться, то не на трудность спасения, а на свои греховные привычки.

http://orthodox.etel.ru/2003/05/k_bessrebr.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru