Русская линия
Правая.Ru Кирилл Фролов11.02.2006 

Цели определены, задачи поставлены, за работу, друзья!
«Задача 2006 года — создать современное, адекватное православное медийное сообщество и политический класс» Выступление на Клубе Православных Журналистов

1. Что делали противники Православия в последний год?

Вообще, по нашему убеждению, антицерковная информационная деятельность не дала за прошедший год сколь-нибудь заметных новшеств и новых имен. Этим не следует обольшаться: поиск и отработка методов современного антиклерикализма в информационной сфере в основном закончен; к их изменению может подвигнуть лишь изменение внешних обстоятельств. Однако существующие методы информационной диффамации Церкви и применения в ее отношении политических технологий продолжают применяться с прежней активностью. Прежним остается и их содержание: создание и поддержка образа Церкви как светской в своей сущности и живущей по светским законам (а значит, не соответствующей возвышенным «духовным» идеалам) структуры; разговоры о виртуальных внутрицерковных «разборках» и «группировках»; усиленное внимание к около- и внецерковным маргинальным группировкам и тенденциям; пропаганда неполноценности Церкви как общественного института; пропаганда необходимости внешнего вмешательства в церковные дела.

Новое в пропаганде антицерковного лобби — это борьба с политическим Православием, попытка столкнуть церковно — общественные организации, такие как Союз Православных Граждан, со Священноначалием, перечеркнуть нормы Социальной Концепции Русской Православной Церкви о необходимости и важности участия мирян и созданных ими организаций в политике, в защите интересов Церкви в политической сфере. Такой донос и такое демонстративное небрежение нормами Социальной Концепции РПЦ мы наблюдаем в статье гл. редактора портала «Религия и СМИ» Александра Щипкова в журнале «Эксперт». Их позиция понятна- Щипков является давним сторонником создания посреднического госоргана по делам религий и активность православной общественности перечеркивает планы тех, кто стремится стать «третьим лишним», непрошенным посредником между Церковью и государством.

Но, к сожалению, эта антицерковная деятельность ведется эффективно, с применением основного правила пропаганды и политтехнологий- многократного повторения простых пропагандистских тезисов. «штабом продолжается оставаться «Кредо». Их посылки не новы- «РПЦ как коллективных олигарх», которому, конечно же, нельзя возвращать в собственность захваченное большевиками имущество, скромное требование о возможности преподавания добровольного предмета «Основы православной культуры» именуется не иначе как «клерикальным шантажем», распространяются дешевые страшилки о том, как в случае введения ОПК возникнет чуть ли не гражданская война. Кстати, а не ли либерально-политкорректное меньшинство пытается разжечь ее на ровном месте?

Последний подобные перл-заявление «паравозащитника» Льва Пономарева о том, что в резне в синагоге на Большой Бронной виновата Московская Патриархия, которая водит в школах «Основы православной культуры». Их истеричная борьба против ОПК, омерзительные политические доносы лишний раз показывают, насколько важен этот предмет. Если они сорвут введение «Основ православной культуры», то вырастет поколение «общечеловеков» без Веры и Родины. Мы собираемся, обсуждаем наши внутренние проблемы, а в это время противники Церкви и России подняли новую истерику против введения военных священников. Им нет дело до того, что именно из-за отсутствия армейских священников, воспитанные на безбожии солдаты убивают и калечат друг друга. Им нет дела до страшной трагедии в Челябинске.

2. Наши проблемы и наши задачи.

На этот раз мы не будем давать «антипремию» «крединам" — много чести, два раз уже давали, мы уже все сказали по этому поводу. Надеюсь, что принятие долгожданного закона о неправительственных организациях приведет к тому, что источниками финансирования подобных проектов займутся профессионалы.

А «премиями» Иуды я предлагаю отметить таких деятелей, как «почетный президент Международной Ассоциации Религиозной Свободы» Анатолий Красиков и главный редактор «Московского комсомольца» Гусев. «Марс"-это типично грантоедская сектозащитная структура, ее «почетный президент» обвинил на страницах «Еженедельного журнала» выдающегося миссионера, главу Синодального Военного отдела протоиерея Димитрия Смирнова

Другой «номинант» — гл. редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев — порнографической антицерковной газеты, клевещущей на наших иерархов и священников. Его назначение главой комиссии по свободе СМИ Общественной палаты — это вызов православным. Вообще, распределение должностей в ОП демонстрирует определенную тенденцию- Церкви оставляют роль «музея, аптечки и библиотечки», а на обладание ключевыми сферами в битве за сердца и умы претендуют сектанты и антицерковные силы.

Антиклерикальный арсенал остался в общем и целом прежним; наиболее существенно — отсутствие нашей осознанной и эффективной реакции. По идее, антипремии заслуживаем мы сами. Действительно, разве православное медийное сообщество уже стало влиятельным? Позорна продолжающаяся безнаказанность Бычковых, Солдатовых, Пономаревых и Кеворковых.

Конечно, говоря о наших собственных недостатках, мы говорим в первую очередь о своих недостатках и бездеятельности как представителей православного журналистско-экспертного сообщества в целом. Что отнюдь не отменяет очевидных и несомненных заслуг тех из нас, кто достойно трудится на благо Церкви и России. Дело не в том. Задача сегодняшнего момента- это выход из «междусобойчиков» на общенациональное информационное пространство. Это преодоление изжившей себя и надоевшей «агитации коммунистов за советскую власть» и битва за умы нашего народа, который так и не приведен еще в ограду церковную. Эти задачи предусматривают экспансию православной мысли и ее носителей в светские общенациональные СМИ, преодоление внутренних разделений в православном журналистском сообществе, а если сразу это не удается-то хотя бы создание атмосферы добросовестной конкуренции. Это сотрудничество с лучшими миссионерскими силами Церкви, ограждение их от нападок. Действительно, у нас не так много священников, действительно занимающихся молодежью. В этом контексте нападки на о. Сергия (Рыбко) и о. Андрея Кураева поражают своей неаргументированностью. За их выступления на рок-концертах им вменяют «обновленчество» и «экуменизм», а сложный мир рок-музыки ставят на одну доску с пошлятиной типа Сердючки. В действительности, обновленчество являлось, в первую очередь, попыткой создания «карманной Церкви» для антихристианской власти, литургические эксперименты, к которым, кстати, вышеупомянутые отцы относятся резко отрицательно, это только часть обновленческой доктрины. Таким образом, обновленчество сегодня-это «суррогатный консерватизм», добровольное согласие на роль карманной аполитичной Церкви при секулярном режиме, отказ от диалога с собственным народом и молодежью, от роли духовного лидера нации и вселенской миссии проповеди Православия «всей твари». Обвинения в экуменизме и «обмирщении Церкви» также абсурдны- никто из упомянутых миссионеров не размывал догматов, а у. Сергия Рыбко вообще монастырский уклад на приходе, он как раз доказывает, что столь необходимое агрессивное православное миссионерство не только не приводит к обмирщению, но дает бой самому секулярному проекту. Миссионерское мышление подразумевает, что для нас, православных, нет ничего светского -все сферы культурной и общественной жизни подлежат осмыслению с позиций Веры. Наоборот, к обмирщению приводит суррогатный консерватизм, который добровольно оставляет общество и культуры без православного свидетельства, отдает их на откуп антихристианским силам. Очень опасны выглядят призывы к православным пастырям не выступать на стадионах. Отсылки к инославному опыту не выдерживают критики. Иоанн-Павел Второй, безусловно, был нашим религиозным и политическим оппонентом. Но это был сильный противник. Он завоевал для католицизма Галицию, восстановил роль Польши как форпоста латинства. И его выступления на стадионах играли огромную миссионерскую и мобилизационную роль. Знаменитое католическое паломничество к Ченстоховской иконе Божией Матери приводило в католицизм миллионы молодых людей, благодаря тому, что там устраивался грандиозный рок-фестиваль, где в палаточном лагере вместе с участниками жили ксендзы, проповедовавшие денно и нощно. Усилиями Войтылы, к сожалению, в униатской Галиции религиозность молодежи значительно выше, чем в России. Это- ключевая составляющая оранжевой революции. Благодаря своей ложной вере и ложной идее галицийская молодежь пассионарна и готова на жертву- жить в палатках на морозе, добиваться своих целей. И они, надеюсь, временно, победили атеизированный Юго-Восток Украины. Ключом к реваншу Православия и на Украине, и в России является миссионерское контрнаступление канонического Православия, ключевой составляющего которого и должны стать пассионарные священники, умеющие работать с молодежью, сама православная интеллектуальная молодежь и церковное журналистское сообщество. Неуместны и ссылки на «неэффективность протестантов" — да на нашем Дальнем Востоке количество протестантских общин обгоняет количество православных, протестанты превратили в свой плацдарм Южную Корею, еще полвека назад не знавшую христианства, у протестантов есть Республиканская Партия США. Разве мы уже добились подобных успехов? Да мы еще и задач таких не поставили! А зря. Если мы верим в то, что Православие-это истина, мы обязаны добиваться его торжества!

А сейчас наши миссионеры на смех противникам вынуждены доказывать, что у них две руки, две ноги и голова на плечах. Мне пришлось быть свидетелем разговора одного высокопоставленного иерарха и такого же высокопоставленного политика. Последний искренне сказал: «Владыко, любое организованное и объединенное общей целью сообщество людей, будь то партия, кампания, секта, поддерживает и поощряет тех, кто стремится расширить сферу ее влияния, привести в нее новых, особенно деятельных и мыслящих людей. У нас же, в истинном сообществе, Церкви, таких людей очень часто отталкивают. Это-абсурд и самоубийство».

Поэтому я считаю своим долгом защищать таких людей и призываю всех к этому. В связи с этим обращаю внимание на еще один важный миссионерский проект — это Византистский клуб», возглавляемый Аркадием Малером, который заседает каждые две последние пятницы месяца в 18 часов в Институте Философии РАН. Это практически единственное место в Москве, которое открыто для всех ищущих интеллектуалов, двери которого открыты для всех, открыты для встреч с известными богословами и политиками, и с себе подобными. Выпущенный Византистским клубом альманах «Северный катехон», несомненно, является, интеллектуальным событием года. Но Византистский Клуб нуждается в нашей защите, так как стал объектом клеветы и вздорных нападок. Союз Православных Граждан уже предоставил такую защиту, введя его главу Аркадия Малера, как и главного редактора нашего рупора — «Правой.Ру», Илью Бражникова, в состав Центрального Совета СПГ. Поэтому прошу принять Аркадия Малера и его супругу, также яркого публициста, Елену Малер- Матьязову, в Клуб Православных Журналистов (решение принято большинством голосов).

Нам действительно нужно расширяться, нам нужны «новые мозги и новая кровь». Этого боятся только те, кто не Церкви и России служит, а ведет себя как лавочник на рынке, продающий плохой товар и видящий в каждом, кт о мыслит и действует, опасного конкурента. Люди, для которых Церковь не предмет служения, а «личный ресурс», очень опасны. НА их совести те, кто горел служением Церкви, но у кого в итоге опустились руки.

Естественно, миссия, экспансия, предполагают диалог. При всей нашей любви к церковнославянскому, мы должны вести такой диалог на современном языке. Смысл миссии, в том числе православного журналиста, именно в том, чтобы «не наших» делать нашими.

Для этого мы должны и мы будем вести миссионерский (а не любой) диалог с союзниками, попутчиками и оппонентами, с националистами и антифашистами, либералами, евразийцами, рокерами, атеистами, консерваторами, католиками, мусульманами, иудеями, протестантами, умными и глупыми, статусными и маргинальными личностями, умеренными и радикальными, хорошими и плохими. Для «ищущих повод» и отслеживающих соринки в наших глазах, специально отмечу, что участие в диспуте или Круглом Столе не означает солидарности с оппонентом.

Для выхода православной журналистики на общенациональный уровень необходимо сформулировать и предложить обществу и государству такие национальные проекты, реализовать которые без Православия невозможно. Архимандрит Тихон (Шевкунов) заявил такой жизненно важный проект -без релиозного Православного фактора решить проблему демографической катастрофы русского народа невозможно. Только убедительный священник сможет доказать, «зачем плодить нищету» или «обременять себя, когда все так здорово». НО наша задача- объяснить тем, от кого это зависит, что, для того, чтобы был результат, такого священника необходимо пустить в школу, ВУЗ и на общенациональные телеканалы.

Другой проект- это «экспорт Православия». Президент Путин проводит политику энергетической экспансии России во всем мире. Но она должна быть подкреплена «экспансией ценностей», в нашем случае- Православия. Это аксиома мировой политики. Все ключевые геополитические игроки, претендующие на мировое господство, ставят вопрос экспансии ценностей на важнейшее место. США вкладывают в протестантскую миссию и пропаганду «американской мечты» и образа жизни. Ислам открывает свои университеты для элиты и СМИ по всему миру. Индия е жалеет на пропаганду индуизма, поддерживая даже его экспортный вариант в виде «кришнаитства». И только российская политика «внеконфесиональна» до самоубийства. Люди во всем мире, принимающие Православие в русской версии, будут становится друзьями России. Приходская сеть Русской Зарубежной Церкви-готовое подспорье. Поэтому восстановление единства РПЦ и РПЦЗ -важнейший национальный проект.

Русская Православная Церковь является единственной нерасчлененной структурой на постсоветском пространстве, на Украине-это последняя проросийская сила. Поэтому ее успешное задействование на Украине возможно только при условии эталонных церковно-государственных отношений в России. Ведь миллионы православных на Украине терпят притеснения только из-за того, что не желают отделяться от Московского патриархата, считая Россию центром восточнохристианской цивилизации. Только в системе координат православного мира Россия несет столичные геополитические функции. В любых других геополитических проектах — американском, брюссельском, исламском — Россия либо провинция, либо ее нет вовсе. Между тем помимо Украины и Белоруссии в Греции, Сербии и даже Болгарии существуют влиятельные, но неконсолидированные традиционалистские силы, противостоящие секулярному тоталитаризму Брюсселя. Осознание Россией себя как центра восточнохристианского мира, Третьего Рима требует и нормализации церковно-государственных отношений в РФ, нарушенных деятельностью антицерковного лобби. Нормализация же отношений предусматривает допуск Церкви в школы, СМИ и армию, как это делается в большинстве европейских государств, создание международной Организации Православная конференция с Клубом глав Церквей, государств, парламентов, с гуманитарными и экономическими структурами по аналогии с Организацией Исламская Конференция.

Эти задачи должны быть поставлены нами здесь и сейчас. Есть все основания полагать, что они будут востребованы. Поэтому демаргинализация православного журналистского и экспертного сообщества также является насущной задачей. Сейчас благодатное время, когда можно делать карьеру, не поступаясь Верой и убеждениями. Мало того, добровольная маргинальность является ныне формой вероотступничества.

Итак, цели определены, задачи поставлены, за работу, друзья!

http://www.pravaya.ru/inview/6572


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru