Русская линия
Православие.RuИеромонах Иоанн (Лудищев)11.02.2006 

Проблемы современного человека в письмах духовников xx века. Часть 9. Воспитание детей. Смерть ближних

В Новом Завете этот грех получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Святитель Игнатий Брянчанинов Духовный брак, по словам отца Иоанна (Крестьянкина), — это фантазия, где «вся духовность вдребезги разобьется о страсть» [7: 256]. Архимандрит Иоанн вразумляет женщину, желающую иметь ребенка не в законном браке: «Ты обдумываешь поступки богоборческие: ведь ребёнок, зачатый и рождённый во грехе, рождается на муки, и мамочке своей он воздаст за её грех своею жизнью» [8: 29]. Призывает оставить пустые греховные мечтания и молиться Богу с решимостью принять Его волю как самый лучший для тебя вариант.

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Какое воспитание и наставление будет иметь, таков и будет: от воспитания бо, как от семени плоды, все прочее жития время зависит. Сего ради увещавает Божие слово родителей, «да воспитывают чад своих в наказании и учении Господни» (Еф. 6, 4).

Святитель Тихон Задонский

В семье ребенок получает свое первое духовно-нравственное воспитание, понятие о любви и уважение друг к другу, уроки послушания родителям. И первые испытания тоже проходят в семье, и особенно тяжело переживаются, когда в ней нет православного мировоззрения. Говоря о роли родителей в воспитании детей, архимандрит Иоанн (Крестьянки) пишет: «Дети — это ведь живые иконы, потрудитесь над ними, не исказите в них Божий образ своим невниманием и небрежением» [8: 235].

В одном из своих писем он предупреждает женщину, что изменить свою жизнь можно только, «когда выполните до конца свои первые обеты — супружеские. Мать-христианка должна в Боге воспитать своих детей и детей от своих детей» [8: 231] и не советует раньше времени уходить в монастырь. Нельзя оставлять ребенка без материальной и духовной поддержки. Все мы несем ответственность перед Богом за своих детей и внуков, которых не воспитали в Боге, но мы бежим от креста, данного Богом, и тянемся к самовольному и с ним погибаем. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пишет: «Быть с Господом — это значит исполнять волю Божию… Вы как мать должны были воспитать своих чад по-христиански. Но раз Вы сделать этого не смогли, то хоть внучке-то бы помогли» [7: 204].

Непослушание родительскому слову — это грех, из которого вырастает своеволие и самочиние, а безразличное отношение к словам матери в будущем станет таким же безразличным и к скорби собственного ребенка и окружающих. «Деткам желаю успехов в учебных занятиях, но прежде того — успехов в послушании, папе и маме и в исполнении молитвенного долга пред Богом», — пишет своему духовному чаду епископ Вениамин (Милов) [4: 212]. И далее поясняет, что теперь осознание послушания стоит у детей на втором плане, если только не на третьем. А надо, чтобы Бог — Источник всего святого в нас — был на первом плане всегда. Нет лучшего украшения для детей, когда у них все «чисто и свято, то есть и обращение их с родителями, и речь корректная, и услужливость безропотная, и поведение в школе безукоризненное» [4: 152].

Следует с деликатной мудростью и тактом прививать детям вкус к добру и научить их понимать, что есть добро, а что — грех и зло. Чтобы не потерять своих детей и привести их к Богу, надо иметь много ума, такта, любви. Но говорить с ними следует «не о Боге, а о жизни, которая может быть с Богом и без Бога». «Молитесь о детях, показывайте им в жизни следы Промысла Божия, который созидает жизнь. То, что осознали Вы во взрослом состоянии, они должны увидеть и понять еще в детстве», — напутствует родителей отец Иоанн [7: 238].

Нельзя оставлять детей и их воспитание на самотек, на телевизор и на улицу. Иеромонах Серафим (Роуз) советует: «В тех домах, где не достает мужества выбросить телевизор из окна, его надо строго контролировать и следить за тем, чтобы избежать отравляющего воздействия этой машины, которая стала главным учителем антихристианских оценок и идей в самом доме, особенно для молодых» [21: 16]. И отец Иоанн просит родителей: «Молитесь и, сколько возможно, влияйте на их выбор в жизни. Конечно, не насилием, а внушением и осознанием гибельности современного, навязываемого извне сознания» [7: 234].

Родители должны приготовить своих детей к взрослой жизни, дать им понятие о цели и о путях, ведущих к цели. Нельзя оградить детей от того, чем живут окружающие. Учеба, музыка, компьютер, всякие технические изделия для одного могут служить во спасение, а для другого — в погибель. «Если на компьютере человек делает дело Божие и во славу Божию, например, набирает богослужебные книги, то он этим спасается. А если использует технику для всяческого безобразия и бесчинных игр, то он явно погибает», — разъясняет в одном из своих писем архимандрит Иоанн (Крестьянкин) [8: 105].

Бывает, что приходят письма с просьбой о благословении на учебу в институт, и батюшка Иоанн дает его с пожеланием прилежно закончить учебу. В других письмах отец Иоанн указывает на опрометчивое решение родителей в выборе школы. «О дочери молитесь, — пишет он. — Ее отдали учиться в такую школу, которой не пожелаю никому» [8: 202].

Детей надо с малолетства учить вести себя по закону Божиему. Тогда исчезнут многие проблемы их неправильного поведения. В письме святителю Николаю Сербскому одна мать жалуется на своих родных детей, получивших дополнительное музыкальное образование и знание французского языка. На ее жалобу святитель отвечает: «Если бы Вы в свое время наняли своим детям воспитателя по закону Божиему, то имели бы детей, а не обезьяну и попугая» [16: 199].

Епископ Вениамин (Милов) в письме к духовным чадам разъясняет влияние музыки на человека и советует учить дочь музыке. Музыка вводит в идеальную небесную область человеческую психику. Добраться до этой области можно, только пробившись сквозь дремучую чащу всяких песен, выветривающих из души крохи человеколюбия. «Трудно сказать, — пишет владыка, — что полезнее: оставаться ли неучем с целостностью сердечной жизни или сделаться музыкально образованным с утратой из души Божией теплоты. А „трыньканье“ на любом музыкальном инструменте отвратительно, настраивает на эротику и будит в душе зверей различных страстей» [4: 201].

Отец Всеволод Шпиллер в письме своему болеющему чаду советует слушать «очень хорошую музыку, нашу и европейскую (Баха, Брамса немного, не все Бетховена, нашего Метнера, кое-что из Танеева)» [7: 150].

В переписке святителя Николая Сербского есть письмо, в котором ищет помощи и жалуется на родного брата сестра, после смерти матери заменившая ее брату. Брат стал ярым безбожником, начал насмехаться над ее набожностью, над молитвами, над иконами, над Церковью. Святитель советует сестре не надоедать советами, замолчать и не раздражать его. Начать молиться за брата, говоря: «Господи Всеблагий, любым Своим способом излечи душу брата моего, пусть это будет даже тяжкая болезнь, даже муки» [16: 27]. И приводит в пример женщину, таким способом исцелившую своего сына. И молитва, творимая втайне, умягчит сердце брата.

В письмах протоиереев отца Всеволода Шпиллера и отца Григория Долбунова мы читаем, какой должна быть любовь детей к родителями и родителей к детям.

Протоиерей Всеволод Шпиллер пишет своему сыну: «Никогда не стесняйся быть с матерью любящим, внутренне и внешне деликатным, внимательным, заботливым сыном. Наша жизнь так коротка, детка моя. Пусть же каждый день, каждый час будет светлым, тихим, радостным, чтобы никогда ни о чем не пришлось бы жалеть, не будучи в силах поправить оставшееся в прошлом» [18: 135], а отец Григорий сообщает своему сыну о получении письма и благодарит Господа за то, что «Он вложил тебе (сыну) такую любовь к родившим и воспитавшим тебя. Да воздаст тебе Господь доброю мудростью за любовь к нам грешным» [22: 317]. Батюшка Григорий напутствует сына, служащего в армии, пройти поприще это не укоризненно и не постыдно и вернуться в родительский дом в таком же духовном состоянии, в каком его провожали. Наставляет его не стесняться молиться. «Крепись и мужайся, — пишет отец Григорий. — Бог тебе Помощник и Покровитель во все дни жизни твоей. Господь всегда с тобою, а с ним нет безвыходного положения» [22: 307]. Просит сына всегда и за все благодарить Бога, давшего нам жизнь. «А неблагодарные дети оскорбляют своих родителей и Бога» [22: 333].

Все покрывает любовь, уважение и послушание детей к родителям. «Чти отца и матерь твою», — написано в Ветхом Завете.

Следует помнить, что одной из обязанностей детей перед родителями является молитва. В переписке епископа Афанасия (Сахарова) в одном из писем находим такие строчки: «Дети обязаны всегда молиться о своих родителях, каковы бы они ни были, хотя бы они были изверги, хулители и гонители веры. Я уверен, что святая мученица Варвара молится о своем отце, убившем ее… Я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадежно» [3: 273].

В переписке схиигумена Иоанна (Алексеева) есть письмо от женщины, не имеющей, но желающей иметь детей. Батюшка отвечает ей, что порой «не на радость родителям дети бывают, а на великие скорби» [6: 96]. Советует во всем положиться на волю Божию и молиться о желаемом. А у Господа все возможно.

СМЕРТЬ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕК

А Апостол не хочет, чтобы мы, взирая на почивших наших ближних, посещая их могилы и совершая о них воспоминание, предавались неутешной скорби, подобно как предаются ей не имеющие упования язычники, язычники именем и делом, или хотя и одним делом. Мы должны растворять скорбь верою с благою надеждою, а где вера и надежда, там — утешение.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Многие из обращающихся людей жалуются на тяжелые переживания при потере близкого человека. Святитель Афанасий (Сахаров) писал своей духовной дочери: «Поплачьте, не плакать нам нельзя. Сам Спаситель прослезился у гроба Лазаря. Слезы облегчают скорбь. Поплачьте, но и утешьтесь. Плачьте о своем сиротстве, но утешайтесь тем, что кончились тяжелые страдания любимого Вами. Погорюйте, поскорбите, но возьмите себя в руки» [3: 334]. По его словам, безмерная скорбь вредна для душевного состояния и для телесного здоровья. Он советует скорбящей беречь себя для дочери. Надо на Господа возложить свою печаль и в молитве искать подкрепления. В другом своем письме он пишет: «Понятна и естественна скорбь наша об умершем… Но все-таки, мы должны признаться, что скорбь о разлуке в значительной мере эгоистична. Мы больше горюем о том, что мы осиротели. А для усопших смерть — прекращение страданий. Тем более для нас, христиан, сколько такого, что должно ослаблять нашу скорбь. Мы верим в Божие милосердие» [3: 335].

Смерти для православного христианина нет. Тяжела потеря близких нам людей, но ничего не происходит без воли Божией.

В своем письме матери, потерявшей сразу и сына и внука, отец Иоанн (Крестьянкин) пишет: «Ваше сердце потому и вещает Вам, что он жив, что вера Ваша живая и действенная. Молитесь о сыне и внуке. Их переход был неожиданным, потому требуется от вас от всех теплая молитва о родных» [8: 211].

В другом письме батюшку Иоанна просят помолиться о погибшем сыне. И он утешает скорбящую мать словами: «у Бога нет мертвых, у Него все живы» [8: 33], и одновременно напоминает о родительском долге — это молитва за сына, милостыня, обращение к Богу и дела ради Бога. А слезы и ропот, желание знать, почему и отчего — не помогут погибшему ребенку. Все Бог делает для нас во благо по своей любви к нам. Заканчивая свое письмо, батюшка объясняет, что иногда, «сохраняя душу от повреждения, Господь переселяет ее в мир иной, не попустив оскверниться от мира» [8: 34].

В своих письмах схиигумен Иоанн (Алексеев) духовной дочери, потерявшей мать, пишет, что тяжело видеть и переживать кончину дорогого человека, но человек не умирает, только переходит в другую вечную жизнь. «Тело из земли, в землю и пойдет, а душа от Бога, к Богу и пойдет» [6: 61]. Господь милостив и Его святая воля в вечной жизни определяет усопшего по его делам. «О судьбах человеческих в загробной жизни мы не можем решать — Его воля» [6: 66]. У схиигумена Иоанна не возникает сомнений о спасении православной верующей души. Но степени блаженства каждый получает по своим заслугам. Если все же грешная душа попадает в ад, то Святая Церковь молится за нее, и Господь освобождает душу из адовых уз.



Библиография

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами. — М.: Российское Библейское Общество, 1995. — 1376 с. ил. + Прил. (988 — 1008, 1347 — 1376 с.);

2. Антоний Сурожский, митр. Труды. М.: Практика, 2002. — 1080 с., 51 илл.;

3. Афанасий (Сахаров), свт. Собрание писем. — М.: Правило веры, 2001. — 752 с.;

4. Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Письма из ссылки. — Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. — 304, фотогр.;

5. Душе милующей. Как спастись в современном мире. Духовные наставления подвижников благочестия нашего времени. — М.: панагия; Ковчег, 2002. — 400 с.;

6. Иоанн (Алексеев), схиигумен. Письма. — М.: Сретенский монастырь, 2002. — 192 с.;

7. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. — Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2000 — 312 с.;

8. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. — Выпуск 2. — Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2002, — 288, фоторг.;

9. Иоанн Лествичник, преп. Лествица или скрижали духовные в русском переводе с алфавитным указателем. — М.: Сретенский монастырь; Троицкое слово, 1999. — 416 с.;

10. Иоанн (Маслов), схиархим. Избранные письма и проповеди. — М.: Самшит-издат, 2003.-190 с.;

11. Иоанн (Маслов), схиархим. Слово перед исповедью. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. — 112 с.;

12. Иоанн (Снычев), митр. Дай мне твое сердце. Письма духовным чадам. — СПб.: Царское дело, 1997. — 350 с.;

13. Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). О тайне человеческой жизни. — М.: Лодья, 1999. — 192 с.;

14. Иосиф, митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Свет радости в мире печали. М.: Паломник, 2004. — 688 с.

15. Никон (Воробьев), игумен. Нам оставлено покаяние. — 2-е изд., испр., доп. — М.: Б. и, 2002. — 478 с.;

16. Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. — М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. — 488 с.;

17. О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения. — М.: Новоспасский монастырь, 2002. — 208 с.;

18. Отец Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах. / сост. и коммент. Ивана Всеволодовича Шпиллера. — Красноярск: Енисейский благовест, 2002. — 592 с., ил;

19. Поведский Валерий, протоиерей. Таллинский пастырь. Письма Проповеди. Воспоминания — Б. м.: Православное издательское общество священномученика Исидора Юрьевского; Таллинская Никольская Церковь, 2001. — 288;

20. Савва, схиигумен. Бисер духовный. Воспоминания духовных чад. Собрание духовных творений. Проповеди и наставления Молитвы на всякую потребу. — М.: Трифонов Печерский монастырь; Ковчег, 2004. — 928 с.;

21. Серафим (Роуз), иером. Приношение православного американца. — 4-е изд. — М.: Калифорния: Российское Отделение Валаамского Общеаства Америки; Братство преподобного Германа Аляскинского Платина, 2003. — 700 с., фотогр.;

22. Смирнова М. Великовражский старец протоиерей Григорий Долбунов: Житие. Чудеса. Поучения. — М.: Лепта-Пресс, 2003. — 368 с., 8 ил. (Лики святости);

23. Фомин С. Пастырь добрый Жизнь и труды Московского старца Протоиерея Алексея Мечева. — 2-е изд., испр. и доп.- М.: Серда-Пресс, 2000. — 768 с.;

24. У пещер Богом зданных. Псково-Печерские подвижники благочестия XX века / Составители Ю. Г. Малков и П. Ю. Малков. — М.: Правило веры, 2003. — 560 с., фотогр.

http://www.pravoslavie.ru/put/60 210 120 213


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru