Россiя | Екатерина Рябова | 10.02.2006 |
Впрочем, многих россиян это не смущает. По данным все того же ВЦИОМа, к распространению в России западных праздников как таковых (День святого Валентина, День святого Патрика, католическое Рождество) позитивно относятся 49% наших граждан. 51% респондентов считают День святого Валентина праздничным лично для себя. Еще 14% опрошенных придают подобным праздникам особое значение, полагая, что они способствуют сближению России со странами Запада. В то же время вполне ощутима и доля противников праздничных нововведений — 22%, из них 12% подчеркивают противоречие западных веяний российским национальным и культурным традициям. На собственно религиозный аспект противоречий католических и православных праздников обращают внимание лишь 10% опрошенных.
И только изредка кто-нибудь сознательный вспоминает, что в России есть свой День влюбленных — День святых Петра и Февронии, который отмечается Русской Православной Церковью 8 июля. Как гласит предание, князь Петр и его жена Феврония любили друг друга на протяжении всей жизни, преодолели всевозможные испытания, а состарившись, умерли в один день и час, после чего чудесным образом оказались похоронены в одном гробу.
Раскрученный праздник
Но пока День святого Валентина активно празднуют, а в методических пособиях для учителей средних школ появляются рекомендации, как проводить этот праздник для учеников. Про «родной» же День Петра и Февронии знает не каждый взрослый. Откуда такая несправедливость? «День святого Валентина, — считает младший научный сотрудник Отдела русского народа Института этнографии и антропологии РАН Наталья Шляхтина, — это молодежный праздник. Он ассоциируется с времяпрепровождением, к которому привыкли молодые люди, — вечеринками, танцами, свободным общением. Это день знакомств. А День Петра и Февронии — это день семьи, верности и служения друг другу. Это гораздо более сложные понятия, о которых на вечеринке не поговоришь».Это, конечно, только одна сторона вопроса. Быть может, западный День святого Валентина больше соответствует настроению нашего сегодняшнего общества в целом? Так считает священник Максим Первозванский: «Многие люди сейчас тяготеют к свободной любви. Чувствовать себя влюбленным так хорошо, что к этому состоянию стремятся и люди почтенного возраста, семейные. Человек может влюбиться, оставить свою семью, детей, объясняя это тем, что влюблен. И для него это хорошее, романтичное оправдание собственной слабости и распущенности». В отличие от Дня святого Валентина, День святых Петра и Февронии напоминает нам не о влюбленности вообще, а о высокой любви, пронесенной через всю жизнь. Может быть, поэтому, считает отец Максим, этот праздник пока не прижился — ведь идеал семейной жизни и воспитания детей в современном обществе гораздо менее популярен.
Оба собеседника «Россiи» сошлись в следующем: едва ли не главную роль в том, что День святого Валентина прижился в нашей стране, сыграла и продолжает играть соответствующая организация празднества. В первую очередь, конечно, в школах. «Популярность праздника определяется не только тем, воспринял ли его народ, но тем, раскручивается он или нет, прививают ли его, — уверен отец Максим. — В школах администрация официально празднует День святого Валентина, а праздник Петра и Февронии — нет. Поэтому все дети знают, что 14 февраля нужно писать валентинки, а спроси у них, кто такие Петр и Феврония, — никто не скажет. Хотя это программное произведение для 5-го класса».
Влюблен в обязательном порядке
Далеко не все родители довольны тем, что их дети в обязательном порядке отмечают в школе День влюбленных. Хорошо, если дело ограничивается традиционным ящиком для валентинок и дискотекой после уроков — в этом случае каждый школьник волен сам решать, участвует он в празднике или нет (хотя, конечно, всякому понятно, что по своей воле откажутся от такого удовольствия единицы). Но в некоторых школах «правила» празднования Дня влюбленных сильно осложнены.Например, в одной из московских школ праздник начинается прямо с утра — каждый мальчик, подойдя к школе, должен найти себе «подходящую» девочку и войти в школу, держа ее за руку. Потом, естественно, наступает черед записок с сердечками, а во второй половине дня проходит торжественный вечер, где мальчики и девочки должны, например, говорить друг другу ласковые слова.
Но даже если вся праздничная программа ограничивается только написанием валентинок, часть школьников всегда оказывается в не совсем удобной ситуации. Речь идет о «хороших мальчиках и девочках», которые хорошо учатся, ведут себя скромно и ни в кого не влюблены. Кто-то из них пишет валентинки самим себе, чтобы не выглядеть хуже других, кто-то просто «заболевает» и не приходит в школу 14 февраля, но каждый из них чувствует себя как минимум «не таким, как все». «Дети, которые ни в кого не влюблены, чувствуют себя в этот день какими-то ущербными, придумывают себе влюбленность. Это, по-моему, совершенно не нужно, так как дает неверный идеал», — считает священник Максим Первозванский.
Мама одного из пятиклассников вышеупомянутой школы, Светлана, тоже не очень довольна такой традицией: «Святой Валентин — может быть, и достойный персонаж, но все эти мероприятия к нему мало отношения имеют». Это попытка весело обыграть знакомство и взаимоотношения между мальчиками и девочками. А ведь это бывает не очень понятно младшеклассникам. «Хорошо бы традицию как-то подкорректировать, — считает Светлана. — А еще лучше, чтобы действительно организовали молодежный праздник, посвященный русским святым. Я не хочу сказать, что святой Валентин хуже, но кто не знает своей веры, тому неразумно подносить образец веры католической. У человека должны быть свои корни».
Значимость семьи
Кстати, день почитания Русской Православной Церковью святых Петра и Февронии недавно предложили сделать всероссийским праздником Любви и Согласия в семье. С такой инициативой в конце прошлого года депутаты Владимирской области обратились к Владимиру Путину, Михаилу Фрадкову и председателям российского парламента. В обращении говорилось, что повесть о Петре и Февронии Муромских, являясь шедевром древнерусской литературы, учит супружеской верности, почитанию семейных ценностей, чего так не хватает в современном обществе. Владимирские депутаты уверены, что учреждение праздника Любви и Согласия в семье на примере этих муромских святых усилило бы нравственный и воспитательный потенциал семьи и содействовало бы повышению ее значимости.Вопрос только в том, как совместить православный праздник с обычными способами развлечения современной молодежи. И все же, если правильно взяться за дело, считает Наталья Валерьевна Шляхтина, молодежь с удовольствием отмечала бы и православный День влюбленных. Можно даже привнести в новую традицию что-то положительное из опыта Дня святого Валентина. «Сейчас появляются попытки отмечать День Петра и Февронии. И это правильно. Но надо напоминать молодым людям и о том, что влюбленность — это первый шаг к длительному знакомству, созданию семьи, говорить о верности и заботе друг о друге».
О происхождении праздника влюбленных до сих пор нет единого мнения. Ясно только, что он имеет языческие корни, а потому официально не празднуется Римско-католической церковью. Святой Валентин был епископом итальянского города Терни в то время, когда христиане подвергались преследованиям со стороны императора Клавдия. Валентин помогал влюбленным и тайно венчал их, за что был приговорен к казни. Она состоялась 14 февраля 269 года.
Именно в эти дни в Римской империи проходили празднества в честь покровительницы влюбленных богини Юноны, а также в честь Фавна — бога плодородия, отличительными чертами которого были сладострастие и сексуальная распущенность. Одной из традиций празднеств было дарить друг другу записки с именами влюбленных. Христиане переняли этот обычай, записывая на открытках имена святых. По-видимому, поэтому святой Валентин и оказался покровителем влюбленных.
http://www.rgz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2673&Itemid=65