Вера-Эском | Евгений Суворов | 10.02.2006 |
Без суеты
При выезде из Кирова на Москву, на окраине города, именуемой Филейкой, стоит небольшой деревянный храм в честь Новомучеников Российских. Он разместился внутри красивой ограды вместе с другими церковными строениями, и когда смотришь с дороги, кажется, что здесь расположился монастырек. Сколько раз проезжал мимо, а недавно мне представился случай побывать в этом храме.Внутри храмовое помещение оказалось вовсе не маленьким. Народу на воскресной службе много. Служат литургию два молодых батюшки, хор из девушек непривычно быстро подпевает. Клирос расположен перед алтарем, и я вижу, как певчие, улыбаясь, понимают друг друга с полувзгляда. Эта семейная атмосфера благожелательности царит и в храме. На службе благочестиво и тихо. Ни толкотни, ни гомона, ни лишних хождений. Какая-то случайная женщина заглянула во время службы, просунув в дверь голову, начала громко спрашивать некую Таню. На нее никто даже не обратил внимания. Женщина и сама поняла, что делает что-то не то, так неестественно громко раздался ее голос в благочестивой тишине, и закрыла двери.
Позднее я спросил отца Александра об этом.
— Наш настоятель о. Михаил любит, чтобы в храме во время богослужения был порядок, тишина и спокойствие, — ответил он. — Вы заметили: лавки в храме нет. Первое время церковная лавка у нас тоже была в храме. Но поскольку она постоянно отвлекала от службы — около нее суета, приходят опоздавшие, покупают свечи, заказывают записки и требы, там и телефон постоянно звонит, — о. Михаил распорядился, чтобы лавку перенесли в соседнее здание. Там большое помещение, можно прийти заранее, купить все, что нужно, заказать, обо всем расспросить, все пощупать своими руками.
Рядом с филейским старцем
Весь северный район Кирова, где расположен храм Новомучеников Российских, с окружающими деревнями — это и есть Филейка. В полутора-двух километрах от храма находится и собственно сама деревня Филейка в 50 домов, давшая название району. Прежде это слово для кировчан означало примерно то же, что и в школьном классе — «камчатка». Дальняя-предальняя окраина, одним словом. Теперь же у православных с Филейкой ассоциируется иное — благодаря местночтимому святому Стефану Филейскому. Жил праведник в XIX веке. Прославился не только как известный духовный писатель, но и как подвижник благочестия. С 20 лет по благословению старца Нила из Нило-Сорского монастыря нес он здесь свои аскетические труды в ископанной им в лесной глуши пещерке. Внутреннее помещение его подземной кельи было таким маленьким, что в ней можно было уместиться только сидя, стоя на коленях или лежа. Ни окон, ни дверей не было, только один лаз, через который подвижник и пролезал внутрь. Питался он ржаными опресноками и картошкой один раз в день и очень помалу. От чая отказывался, говоря: «Еще в пустыне жить да чай пить», — вместо него пил иногда горячую воду с солодковым корнем. На теле по примеру древних отцов носил железные вериги. Когда в изодранной одежде, весь пропахший землей приходил в храм на праздничную службу, знакомые отворачивались от него, считая, что он тронулся умом. Много унижений и оскорблений пришлось пережить пустыннику в этот начальный период его подвижничества. Но он терпеливо сносил обиды и с любовью молился за своих обидчиков.Только в 46 лет он принял монашество, а до этого считал себя недостойным ангельского чина. К тому времени над ним уже никто не смеялся, все его очень уважали и любили. Особой любовью пользовались в народе его духовные сочинения. Когда в 1874 году открылась Филейская земская школа, его уговорили стать учителем. В первый же год к нему пришло 170 учеников. Пришло бы и больше, но не было помещений для их размещения.
В конце жизни по благословению Вятского епископа Аполосса о. Стефан на месте своих молитвенных подвигов основал вначале монашеский скит, а потом Александро-Невский монастырь. Сам же и принимал участие в его строительстве — копал землю, возводил храмы и келии. Одной из главных святынь его монастыря была афонская икона Пантелеимона Целителя с частицами мощей святого, которая была келейной иконой старца. Еще когда только был построен первый скитский храм, о. Стефан любил по нескольку раз в день служить перед этой иконой водосвятные молебны, на которые стекался болящий люд со всей округи. И по молитвам подвижника перед чудотворным образом Господь исцелял людей от болезней. Во время многотысячного крестного хода на реку Великую, который проходил в версте от пустыньки о. Стефана, тысячи паломников заходили к нему за благословением, ища его духовного слова.
Рядом с пустынью по благословению батюшки было построено 13 больших и малых домов, в которых проживали не только паломники, но и бездомные. Ежедневно в монастыре кормилось по 50 и более человек. Бедные вдовы с малолетними детьми получали здесь хлеб, муку и необходимую материальную помощь. Многим из крестьян подвижник строил избы, заводил коров, лошадей и даже за некоторых вносил подати.
29 августа 1890 года, на 61-м году жизни, старец почил смертью праведника. Дату своей кончины и даже точное время он предсказал заранее. За 10 дней перед этим, в праздник Преображения Господня, о. Стефан был посвящен в великую схиму с тем же именем и каждый день после этого до самой кончины сподоблялся причастия Святых Христовых Таин.
После его кончины еще почти 30 лет просуществовал Александро-Невский монастырь. Однако пламенные ветры революции в безбожное антихристово время разметали все, что созидал угодник Божий.
О возрождении Александро-Невского монастыря сегодня речи не идет.
— Когда 11 лет назад меня назначили сюда на приход, — рассказывает настоятель храма Новомучеников о. Михаил Ильницкий, — мы планировали вначале восстановить храм иконы «Всех Скорбящих Радость», который прежде стоял на улице Советской. Вернее, не восстановить, а на этом святом месте построить новый. Потому что, после того как храм был закрыт и в 1936 году с него были сброшены колокола, в нем сделали общежитие МВД. Улица Советская в то время была окраиной города. Как такового городского района Филейки, в современном понимании, не было. На этом месте рос лес. Во время войны здесь стояли бараки, в которых работали люди, делали оружие и снаряды для фронта. А уже после войны вырос индустриальный район с крупнейшим авиационным заводом «Авитек». И вот когда меня назначили восстанавливать храм «Всех Скорбящих Радость», органами милиции все, что от него осталось, за одну ночь было уничтожено. И поэтому нам пришлось строить храм там, где он сейчас находится. По благословению владыки Хрисанфа его назвали в честь Новомучеников Российских.
— Вы ощущаете на себе покров Новомучеников Российских? — спросил я у отца Александра.
— То, что храм назван в честь Новомучеников Российских, для нас большое счастье, потому что каждый день у нас праздник — каждый день есть память какого-то новомученика, да еще и не одного. Конечно, мы ощущаем поддержку и Царя Николая, и Великой княгини Елизаветы Федоровны, и Патриарха Тихона, в честь которого у нас освящен второй престол. Каждое воскресенье мы читаем акафисты им. Скоро мы начнем строительство большого каменного храма, который будет освящен как раз в честь иконы «Всех Скорбящих Радость». Он задуман высоким, величественным, будет виден отовсюду.
И действительно, возле храма Новомучеников уже готов фундамент нового большого каменного храма. В этом году планируется начать его строительство.
— Бог даст, в него перенесут мощи Стефана Филейского, — вздохнув, с надеждой в голосе говорит о.Александр. — Нужные документы для этого мы сейчас собираем.
«Своими глазами не увидел бы — не поверил»
Владыка Вятский Хрисанф, возможно, первым в Русской Церкви освятил новый храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских. После прославления Царственных страстотерпцев они заняли свое достойное место во главе собора Новомучеников и в этом храме.Один из престолов непосредственно был освящен в честь Великой княгини Елизаветы Федоровны и ее келейницы — мученицы Варвары.
Но более всего в этом храме, конечно, почитается Стефан Филейский. В его память 30 августа на праздничную архиерейскую службу стекается множество народа и священства со всей Вятской епархии. После службы многолюдный крестный ход во главе с большой иконой Стефана Филейского идет на могилу праведника на Филейское кладбище, где служатся молебны. Вблизи его могилы построена часовенка. И сейчас от мощей преподобного происходят исцеления. Самая большая монастырская святыня, келейный образ Пантелеимона Целителя, принадлежавший старцу, ныне возвращен церкви и постоянно находится в алтаре. От этой иконы и в наше время происходят исцеления. Об одном из них рассказал мне священник храма Новомучеников и Исповедников Российских о. Александр Кипров.
«Мне много говорили о чудесах от этой иконы, — рассказывает о.Александр. — Я сам был свидетелем одного такого чуда. У нас был алтарник, немножко блаженный. Такой Божий человек. Один раз я послал его разжечь уголь для отпевания. Плитка у нас в алтаре сломалась, и он пошел в трапезную. Там, желая проверить, работает или нет электроплита, он ничего лучше не придумал, как всей пятерней приложился к раскаленной плите. Получил страшный ожог, вернулся в храм, невыносимый запах сразу же распространился по всему храму. Он спрашивает меня: „Что мне делать?“
„А ничего больше не надо делать, — говорю. — Возьми вот масло из лампадки перед иконой Пантелеимона Целителя, помажь им руку и иди домой“. Он несколько раз помазал руку маслом, помолился с усердием. Пока шло отпевание, он все мазал и молился, а потом ушел домой. А была суббота. В воскресный день началось всенощное бдение. И в тот же день он пришел в храм. Я удивился, спрашиваю: „Как рука?“ Он показывает: „Вот. Все зажило, ничего не болит“. Смотрю, рука чистая — от ожога и следа не осталось, хотя вся рука была обожжена. Если бы я своими глазами это не увидел — не поверил бы никогда.
А в другой раз младенца больного принесли. Врачи сказали родителям, что мальчик „нежилец“, поскольку у него был врожденный порок сердца. Предлагали оставить в роддоме — умирать. Но родители были верующими, не согласились с врачами, взяли мальчика под свою ответственность, принесли ребенка в храм, приложили к иконе, и до сих пор младенец живет и здравствует. Сейчас ему уже около пяти лет».
Храм на Филейке, как и в дореволюционное время, много внимания уделяет социальному служению. Под его попечением находится дом-интернат для престарелых и инвалидов, где под духовным руководством настоятеля о. Михаила построен храм Пантелеимона Целителя (о нем «Вера» рассказывала), дом ветеранов, детское отделение психиатрической больницы, детская комната милиции для несовершеннолетних преступников.
Самые счастливые
Как раз несовершеннолетними преступниками занимается о. Александр Критов. Я спросил у батюшки, какие проблемы возникают в его работе.— Само то, что подростки 13−14 лет совершают преступления, — большая проблема, — отвечает о.Александр. — В основном это кражи, и, как правило, совершают их дети из неблагополучных семей, где родители не работают, пьют и не могут дать хорошего примера. Поэтому с такими детьми очень важно вести работу по духовному просвещению именно сейчас, пока они не стали закоренелыми преступниками. Я прихожу к ним и провожу духовные беседы, рассказываю о Боге, о любви, чтобы в их сознании зародилось доброе семя. Очень хочется, чтобы это доброе семя дало всходы, чтобы эти трудные дети, поскитавшись по детприемникам, обжегшись раз или два, поняли, что этот путь ведет к погибели, что только человек, который старается делать больше хороших и добрых дел, может достигнуть Царствия Небесного. Я постоянно повторяю своим подопечным, что какое бы преступление человек ни сделал, если он раскается, Господь всегда его простит. Только не надо ставить на себе крест, впадать в уныние. Хочется верить, что те дети, с которыми я провожу беседы, вернувшись домой, будут помогать и родителям как-то исправить свою жизнь к лучшему.
Я заметил еще, что у вас дружные, по-настоящему семейные отношения среди прихожан.
— Очень важно, чтобы был контакт между духовенством и людьми. Без этого контакта, к сожалению, людей к Царству Божию не привести. Я только четвертый год здесь служу, пришел, можно сказать, на все готовое. Мне очень нравится, как о. Михаил наладил работу с прихожанами. У нас три иерея, два дьякона. Все священники закончили Духовное училище. Я сейчас учусь в Костромской семинарии, а в нашем — Вятском Духовном училище — преподаю. Приход наш сдружился еще и благодаря воскресной школе, которая открылась одной из первых в городе. У нас воскресная школа не только для детей, но и для взрослых. Посещают ее люди со всей Филейки, с близлежащих сельских районов — и взрослые, и дети, и бабушки. И на службах в храме людей много. Понедельник, вторник, среда у нас требные дни, а в остальные служим литургию. В воскресенье даже две литургии. Ранняя — в 7 часов утра, поздняя — в 9.30, и людей все равно много. Наш храм хоть и небольшой, и низкие потолки, но людям нравится, именно потому, что он деревянный и маленький, здесь уютно, как-то по-домашнему тепло.
Есть среди прихожан и такие, кто стремится к монашеской жизни. Так, престарелая раба Божия Галина не только помогает при храме, но много молится и дома.
— Вот сегодня в два часа ночи встала, — рассказывает она мне, — прочитала триста раз Иисусову молитву, триста «Отче Наш», триста «Богородиц», и так хорошо на душе, такая радость… Потом на службу пошла. Сейчас, слава Богу, живу одна, а когда с мужем жила, так он меня все бил, сильно ревновал. До такого состояния доводил, что хотела покончить жизнь самоубийством… Слава Богу, Господь вразумил, остановил меня. Два раза в аварию попадала, еле жива осталась. А сейчас хорошо одной-то… Просилась в женский монастырь, но меня не взяли…
— Ну, может быть, еще время не пришло, — успокаиваю я благочестивую женщину. — Наверное, место ваше здесь.