Независимая газета | Екатерина Блинова | 09.02.2006 |
О прекращении акции по бойкотированию товаров из Дании «НГ» вчера сообщила Ирина Бессонова, начальник маркетингового отдела компании «Эдельвейс», единственного участника мероприятия. По ее словам, возвращение датских товаров на прилавки состоялось после извинений редактора газеты, первой опубликовавшей карикатуры на пророка Мухаммеда. «Мы расценили как извинения слова редактора датской газеты о том, что он сожалеет, что чувства миллионов людей были оскорблены», — сказала Бессонова. Акция в супермаркетах торговой сети «Эдельвейс» (это почти половина всех продовольственных магазинов Казани, а также более полусотни точек в других городах Татарстана) продлилась пять дней: стартовав в пятницу, 3 числа, она завершилась 7 февраля, во вторник. При входе в магазины появились объявления следующего содержания: «Мы не продаем продукты из Дании!», а с прилавков исчезли датские товары — рулеты Dan Cake, несколько сортов паштетов, колбасы, ветчины и пиво. В официальном пресс-релизе компании «Эдельвейс» говорится, что таким образом торговая сеть выражает свой взгляд «на оскорбление в прессе религиозных идеалов».
Власти Татарстана расценили бойкот датских товаров как «неадекватный шаг». «Это абсолютно неадекватная реакция, если не сказать — глупость, — заявил „НГ“ госсоветник при президенте республики по политическим вопросам Рафаиль Хакимов. — Никто не спорит, что рисовать такие карикатуры кощунственно. Но бойкот датских товаров — такой же неадекватный ответ, как и погромы посольств Дании. А по поводу акции в магазинах скажу следующее: любой, кто зайдет в супермаркет „Эдельвейс“, сможет убедиться в том, что на полках стоят водка, пиво, продается свинина. Если они такие правоверные мусульмане, то должны прежде всего прекратить продавать эти продукты. А устраивать рекламу, пользуясь тем, что народ активно на это реагирует, мне кажется недостойным».
Реакцию покупателей, по словам менеджера «Эдельвейса» Ирины Бессоновой, компания «специально не отслеживала». «Но известно, что в Татарии 50 процентов мусульман и приблизительно столько же христиан, — говорит она. — Насколько нам известно, православные поддержали акцию. Во всяком случае, недовольства или возмущения в магазинах не было». Экономический ущерб торговая сеть, по словам ее представителей, не понесла. «Сейчас все товары, а они составляли порядка 10 процентов от общего импорта, вернулись на прилавки, испортиться они не успели, — говорит Бессонова. — Но, безусловно, мы были готовы понести убытки».
Остальные участники продовольственного рынка Татарстана бойкот не поддержали. Как пишут местные СМИ, конкуренты «Эдельвейса» сошлись во мнении, что эта акция похожа на самопиар. Между тем, как можно понять из большинства реплик на интернет-форумах Татарии, акция получила в республике достаточно широкую поддержку.
ЗАО «Эдельвейс»
ЗАО «Торговая компания «Эдельвейс» — крупнейшая в Татарстане и одна из крупнейших в Приволжском федеральном округе сеть продовольственных магазинов. Сеть объединяет 160 продуктовых магазинов и супермаркетов, 116 из них — в Казани.
По данным газеты «Коммерсант», в 2005 году компания «Эдельвейс» входила в число 20 крупнейших продовольственных сетей России с розничным товарооборотом 111,5 млн. долларов. ЗАО «Торговая компания «Эдельвейс» входит в холдинг «Эдельвейс Групп», в составе которого имеются также молочные заводы, мясокомбинат, сеть ресторанов и баров. До недавнего времени в холдинг входил пивоваренный завод «Красный Восток — Солодовпиво», купленный в конце января с.г. компанией «Efes Breweries International N. V.» за 360 млн. долларов. Генеральным директором холдинга «Эдельвейс Групп» является Ильшат Хайруллин, брат и компаньон известного предпринимателя и депутата Госдумы единоросса Айрата Хайруллина. По данным газеты «Ведомости», Братья Айрат и Ильшат Хайруллины на равных владеют 150 компаниями в сельском хозяйстве, торговле и строительстве с ежегодным оборотом 400 млн. долларов.