Русская линия
Новые Известия Сергей Соловьев09.02.2006 

Забыть о пророке
Художники задумались над границами игр с религией

Дебаты вокруг датских карикатур на пророка Мухаммеда заставили арт-сообщество под прицелом исламского мира сплотиться и защищаться собственными методами. Мир оказался неготовым к тому, что до сих пор ни светские, ни религиозные инстанции не выработали четкого механизма урегулирования отношений между «свободными художниками» и нетерпимыми верующими. В результате скандалы и столкновения в мире искусства на религиозной почве стали приметой ХХI века. Такой же приметой, какой в ХХ столетии были политические бунты художников.

После того как разгорелся скандал с датскими карикатурами на исламские темы, весь мир, в том числе и арт-мир, был потрясен волной протеста в мусульманских странах. Лишь по прошествии недели после того, как прошел первый шок и были сделаны все заявления политиков и общественных защитников (в том числе и извинения самой газеты «Юланд постен»), настало время художников. И реакция арт-деятелей оказалась не такой простой, как ожидали многие аналитики. Например, лига карикатуристов Америки выступила с заявлением, в котором, с одной стороны, осуждала нетерпимость исламских фундаменталистов, с другой — призывала художников не разжигать страсти. Один из самых уважаемых мусульманских карикатуристов США — Халил Бендид (он публиковал карикатуры как на американских солдат, так и на их иракских противников) подчеркнул, что не стал бы создавать пародии на Мухаммеда из-за того, что «никто не знает его облик». Одновременно с этим появились сообщения, что в Бельгии на фестивале искусств Beafort организаторы отказались принять произведение чешского художника Давида Черного: его инсталляция представляет собой резервуар, где плавает фигура обнаженного Саддама Хусейна со связанными руками (хотя ранее эта работа была заявлена в экспозиции).

Вслед за этим вчера индийский художник Хусаин извинился за изображения богов без одежд на своих картинах. После извинений живописец снял свое полотно с благотворительного аукциона в Нью-Дели. Художники и кураторы не на шутку напуганы и стараются не обострять конфликт.

Вместе с тем есть примеры и обратной реакции арт-сообщества. Несколько французских газет, в том числе авторитетная France Soir, специально перепечатали 12 датских карикатур, чтобы подчеркнуть, что они выступают за свободу художественного выражения. Несколько итальянских художников уже провели свою акцию: они демонстративно скупали в магазинах датские товары, считая экономический бойкот Дании со стороны исламских стран просто абсурдом. Все арт-сайты Европы едины в своем мнении — исламские фундаменталисты вторглись не на свою территорию, и, если бы христиане так же реагировали на библейские карикатуры, мир постоянно находился бы в состоянии войны. Тем более что религиозные темы, как и темы религиозного фанатизма, давно находятся в арсенале современных художников.

Если говорить о реакции российских художников, она сдержанно-философская. Мы уже научены на горьком опыте собственных процессов «об оскорблении чувств верующих», и всякий раз художник, вторгающийся на «приграничную» территорию религии, должен отдавать отчет, что может последовать ответный выстрел.

КОММЕНТАРИИ

Художник Владимир ДУБОСАРСКИЙ:

— Такое ощущение, что мир снова сходит с ума. И в этой ситуации очень важно не просто встать на чью-то сторону, а задуматься над самим вопросом. Что делать в такой ситуации? Ведь у нас они возникают постоянно. Как художник я, конечно, должен быть на стороне карикатуристов. Но вместе с тем я уважаю и чувства верующих. Вопрос в данном случае слишком сложен и в то же время прост: в каком обществе мы хотим жить — в светском, где нет никаких запретов на творчество, или в религиозном с его запретами. Из этих зол я выбираю, наверное, первое.

Телеведущая Анна ЛОШАК (программа Pro Art, канал «Культура»):

— Абсолютно надуманный скандал. Он еще раз показывает, в каком мире мы живем и как этот мир в любой момент может взорваться. Мне жаль и маленькую Данию, оказавшуюся в центре мирового конфликта, и художников, которые всерьез опасаются за свою жизнь. В конце концов мне жалко и нас с вами — ведь столько карикатур на Библию, и никогда не знаешь, как на них отреагируют в следующий раз.

И.о. директора Музея Востока Татьяна МЕТАКСА:

— На вопрос об отношении к скандалу вокруг датских карикатур я хочу ответить не как исполняющая обязанности директора Музея Востока. То есть выразить свое личное мнение. Как специалист по восточной культуре могу сказать, что в исламском мире категорически запрещено изображение Пророка (если таковые и появлялись, то с занавесью на лице). Тем более недопустимы карикатуры. Но в то же время я понимаю, что существует европейская свобода творчества, и здесь действуют свои подходы. Лично я, будь я художником, не стала бы брать для карикатуры (а это всегда высмеивание) основателей мировых религий — вне зависимости, какая это религия.

http://www.newizv.ru/news/2006−02−09/40 135/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru