Православие.Ru | Иван Яковлев | 09.02.2006 |
Отец архимандрит, вспоминая о бывшем разговоре, писал: «Я говорил о нашем благоденствии под мудрым управлением Государя, о процветании у нас земледелия, торговли и промышленности, о благоустройстве наших училищ, о военной силе, сухопутной и морской, о путях сообщений наших. Авва слушал, слушал меня и, наконец, сказал: „Все в Московии благоустроено, но есть ли у вас страсти и смерть?“ — Этот неожиданный вопрос привел меня в восхищение, и я, целуя авву, твердил: „Есть, есть“. — „Что ж ты хвалишься?“ — ответил авва».
На следующее утро архимандрит Порфирий и его спутники отправились из монастыря к пещере преподобного. До нас дошли его впечатления от подъема к пещере преподобного Антония. «Чем ближе мы подходили к колыбели монашества, тем круче и стропотнее становилась стезя, ведущая к ней. Во многих местах надлежало влезать с уступа на уступ и цепляться руками. Я четыре раза немного отдыхал на камнях. < > Не понять бы мне, как столетний старец Антоний сходил и восходил по такому стропотному месту, если бы вера не сказала мне, что его носила всемощная благодать Божия».
Надо сказать, общение архимандрита Порфирия (Успенского) и абуны Дауда не прекратилось. Через два года после описанных событий настоятель монастыря святого Антония абуна Дауд был избран коптским патриархом, под именем Кирилла IV. Отношения между двумя выдающимися деятелями русской православной и коптской церквей приобрели новое качество.
Архимандрит Порфирий, пробыв долгое время на востоке в должности настоятеля Русской Духовной миссии в Иерусалиме, пристально изучал догматические, богослужебные и иные отличия коптской церкви от православных восточных церквей. «Замеченное мною во время путешествия сходство коптского вероучения и чиноположения с нашим, — писал он, — побудило меня заняться, в иерусалимской келье моей, основательным изучением богословия коптов, их богослужения, четьих-миней, летописей и духовной словесности. Чем ближе я знакомился с этими предметами, тем более уверялся в том, что сии христиане хотя и не приняли символических изречений Православной Церкви о лице Богочеловека, однако удержали ее способ изъяснения Священного Писания и проповедания, ее апостольские и отеческие предания (до 451 года); правила первых трех вселенских соборов, сущность и состав древних литургий и молитвословов, и в них — многие греческие слова и изречения; так же удержали чествование ангелов и святых, иконопочитание, посты и подобное нашему устройство храмов».
Относительно догматических различий архимандрит Порфирий пришел к выводу, что копты «признают в Спасителе два естества, Божеское и человеческое, одаренное разумной душой, но так, что они по соединении стали одно естество и одно лицо с одной волей и одним действованием». При этом о. Порфирий считал, что слова «едино естество Слова, два естества по соединении стала одно естество» нужно понимать не «в смысле слияния двух естеств в одно, а в смысле неизреченного соединения их в одну ипостась, так что все свойства их остались целы». Основываясь на этих выводах, о. Порфирий, с разрешения Синода Русской Православной Церкви, намеревался предпринять переговоры с коптским патриархом Кириллом IV о присоединении коптской церкви ко Вселенскому православию. Однако обстоятельства сложились так, что исполниться его намерениям было не суждено. Сначала Крымская война вынудила архимандрита Порфирия в мае 1854 года покинуть Ближний Восток и вернуться в Россию, затем, получив разрешение Синода в 1858 году, он в силу различных причин лишь в конце декабря 1860 года смог прибыть в Каир для ведения переговоров. 26 декабря состоялась его встреча с коптским патриархом, во время которой вопрос о соединении церквей не затрагивался. 15 января 1861 года им было получено известие о смертельной болезни патриарха и его предстоящей скорой кончине. Возможно, что коптский патриарх Кирилл IV был отравлен.
В 1851 году монастырь посетил католический кардинал Массайя (Gugliemo Massaia) (1809−1889). Причиной его визита была история, произошедшая с одним католическим миссионером по имени Микеланжело. Микеланжело был молодой копт, который учился в Риме в конгрегации[1] пропаганды. По возвращении в Каир он был схвачен коптскими монахами и заключен в отдаленный монастырь преподобного Антония. Когда кардинал на своем пути в Абиссинию узнал об этом случае, он решил заехать в монастырь и убедиться в истинности слышанной истории. Подойдя к стенам монастыря, он скрыл свое настоящее имя и сан, которые, видимо, были хорошо известны коптам, и назвался Джоржем Барторелли. В это время настоятель абуна Дауд отсутствовал в монастыре, т.к. находился в Абиссинии, где проповедовал против деятельности кардинала Массайи, который незадолго перед этим побывал в Абиссинии. Кардиналу удалось встретиться с Микеланжело, и даже вывезти его из монастыря, введя в заблуждение монахов. Как мы можем заметить из этого случая, отношение коптов к католикам за прошедшие столетия существенно изменились.
В 1859 году монастырь посетил греческий александрийский патриарх Каллиник.
До 1901 года в монастыре сохранялась традиция, согласно которой женщины на территорию монастыря не допускались, и только в 1901 году, впервые за полторы с лишним тысячи лет, это правило было нарушено. Хотя, как рассказал архимандриту Порфирию абуна Дауд, за некоторое время до их встречи в 1850 году в монастыре нашло прибежище семейство одного опального египетского вельможи, однако члены его семьи стали болеть, и некоторые даже умерли, так что вскоре они покинули монастырь. Землю же, на которой стоял их шатер, монахи собрали в корзины и вынесли из монастыря, вместо нее наносив другой из пустыни.
В 1901 году в монастыре был 41 монах, в 1928 году — 18. Герцог Саксонский Иоанн Георг, посетивший монастырь в 1928 году, писал, что монастырь святого Антония является самым процветающим монастырем на Востоке, который он видел. Другой путешественник, бывший в монастыре в те же годы, назвал его маленькой монашеской деревней, со всепокрывающим духом гостеприимства.
В 1930 и 1931 годах в монастыре работали две экспедиции Византийского института Америки по изучению археологии и истории монастыря. В составе их был профессор с русской фамилией Пьянков, специалист по иконописи, изучавший росписи храмов монастыря, и оставивший их описание.
В 1946 году один из путешественников, посещавших монастырь, писал, что в среднем за год монахи принимают пятьдесят иностранных гостей.
В 1953 году к монастырю была проведена дорога, сделавшая путь к обители преподобного Антония удобным и относительно быстрым — теперь до монастыря из Каира можно было добраться на автомобиле за несколько часов, тогда как раньше требовалась неделя.
Архимандрит Порфирий был одним из немногих русских паломников, посетивших монастырь преподобного Антония в XIX столетии. После 1917 года, вследствие гонений на Церковь, паломники из России уже не могли посетить обитель и помолиться на месте подвигов преподобного, прикоснуться к самым истокам монашества. Только в 1984 году группа монахинь Горненского монастыря в Иерусалиме посетила эту обитель. В конце XX века уже большее число российских паломников имело возможность побывать в этих местах, освященных молитвами преподобного Антония Великого.
Автору этой статьи в сентябре 2005 года довелось побывать у колыбели монашества — в монастыре преподобного Антония Великого. Монастырь находится в 180 километрах от Каира и в 260 километрах от г. Хургады, в нескольких десятках километров от побережья Красного моря. Обитель расположена у подножия горного хребта, который возвышается над ней на несколько сот метров. Монастырь окружен двумя стенами. Внутренняя, более высокая стена (до десяти метров), частично была построена еще в VI веке при императоре Юстиниане, и окружает древнюю территорию монастыря, напоминающую цветущий оазис. Внешняя стена появилась лишь несколько лет назад. Приехав в обитель рано утром, мы прежде всего отправились к пещере преподобного, чтобы до наступления жары спуститься к монастырю. Пещера преподобного Антония, в которой он подвизался последние сорок с лишним лет своей жизни, безусловно, является истинным сокровищем монастыря. Она находится примерно в часе ходьбы от самой обители. Архимандрит Порфирий писал, что гора, на которой подвизался преподобный Антоний, «длинна, как молитва сего угодника Божия». К пещере, находящейся на высоте трехсот метров над монастырем, ведет лестница, поэтому с теми трудностями, с которыми встретился о. Порфирий в своем восхождении на гору, современные паломники не сталкиваются. Хотя в пустыне водятся ядовитые змеи, монахи утверждают, что, по молитвам преподобного, змеи в обители и ее окрестностях не жалят.
Над входом в пещеру на десятки метров поднимается отвесная скала. Пещера имеет длинный и узкий вход, длиной приблизительно десять метров. За многие столетия тысячи проходивших здесь паломников сгладили стены. Перед входом в пещеру, согласно восточному обычаю уважения к святым местам, снимают обувь. Пройдя, или, точнее, протиснувшись по этому проходу, попадаешь в ту часть пещеры, где жил преподобный Антоний, пребывая в непрестанной молитве и борясь с духами злобы. В этой части пещеры уровень пола ниже, чем в проходе, и поэтому, пройдя по пещерному коридору, надо повернуть направо и спуститься на несколько ступеней вниз (примерно на метр). В пещере темно, что особенно ощущается после яркого дневного света. Спустя некоторое время глаза привыкают к тьме, к тому же через отверстие прохода поступает немного света. Помещение весьма невелико, семи паломникам в нем уже тесно. Длина пещеры — метров семь, ширина — два, но пол узкий, не более метра в самой широкой части. В пещере стоит престол, здесь иногда совершают литургию иеромонахи монастыря преподобного Антония. За престолом расположена ниша, где находится алебастровое возвышение, на которое преклонял голову во время непродолжительного сна святой Антоний. Здесь лежит ворох записок, оставленных коптскими паломниками с молитвенными прошениями к преподобному.
Выйдя из пещеры, попадаешь на площадку, с которой открывается вид на простирающуюся внизу пустыню и лежащий впереди горный хребет. Архимандрит Порфирий (Успенский) писал, что отсюда видно Красное море, но от нашего взгляда море было скрыто туманными далями пустыни.
Справа и немного выше от входа в большую пещеру находится другая, малая, в которой также жил преподобный Антоний. Она настолько мала, что в ней можно находиться только сидя или лежа, к тому же и подняться к ней по отвесной скале довольно затруднительно.
Пропев тропарь преподобному Антонию, мы спустились к монастырю.
Подойдя к воротам, увидели древний вход — вместо ворот с башни спускалась корзина или веревка, на которой посетителей поднимали на монастырскую стену. Такой способ входа в монастырь был устроен из-за опасности нападений разбойников. В наше время в монастырской стене сделаны ворота. При посещении монастыря нас сопровождал коптский иеромонах абуна Рувайс-Антоний, маститый старец, проживший в обители двадцать семь лет. Второе имя коптским монахам дается в честь основателя монастыря, в котором они приняли постриг, и является как бы их отчеством, основатель монастыря рассматривается как их духовный отец. Сейчас в монастыре сто монахов и семь послушников. В монастырь принимаются только лица с высшим образованием, отслужившие в египетской армии, прошедшие трехлетний период испытания.
Первый храм, расположенный за монастырскими стенами, — церковь преподобных Антония Великого и Павла Фивейского, построенная в начале XX века, ее легко заметить по двум стоящим рядом колокольням-близнецам. За этим храмом и слева от него находится монастырский сад финиковых пальм, напоминающий о том, что, придя сюда, преподобный Антоний нашел несколько таких пальм. Абуна Рувайс, угощая нас финиками, напомнил одно древнее монашеское изречение: «Человек должен быть подобен пальме: когда в нее бросают камень, она дает сладкий финик». В глубине сада находится церковь Марка Аскета (коптского святого XIV века) с двенадцатью сферическими куполами.
Монахи обители стараются, чтобы быт монастыря сохранялся в том виде, каким он был в древности, например, сохранены деревянные запоры-задвижки на дверях.
Интерьер коптских церквей обычно представляет собой помещение, в восточной стене которого сделаны один или несколько проемов для царских врат, закрытых красной завесой. В коптских церквях отсутствуют диаконские двери, и войти в алтарь можно только через царские врата. В монастырских храмах (в отличие от приходских) нет скамей, а пространство разделено деревянными решетками на три части: впереди стоят те, кто будет причащаться, за ними — кто причащаться не будет, и позади стоят имеющие какие-либо провинности и кающиеся.
Самым древним храмом монастыря является церковь преподобного Антония Великого, построенная в IV веке вскоре после кончины святого. Первоначально, как рассказал архимандриту Порфирию игумен Дауд, она была освящена в честь Пресвятой Богородицы. В монастыре считают, что мощи преподобного Антония до сих пор почивают в этом храме, под ступенями южной части солеи. Снаружи храм обстроен другими зданиями, поэтому как он выглядит в целом, представить трудно. Над храмом возвышаются три конусообразных купола с крестами.
Внутренний вид этой церкви более, чем у других коптских храмов, напоминает интерьер православных церквей — перспективу храма составляют несколько сводов, тогда как в других коптских церквях проем алтаря обычно находится прямо в стене напротив входа. Стены церкви расписаны коптскими художниками в XIII веке. Эти уникальные росписи были покрыты слоем сажи и копоти от свечей. Недавно они были отреставрированы с участием Египетского совета по древностям и Американского исследовательского центра в Египте. На росписях в светлых тонах изображены христианские воины-мученики первых веков и в более сдержанных красках — святые отцы-пустынники, основатели монастыря. Некоторые росписи исследователи относят к школе коптского иконописца Теодора, другие выполнены мастерами, испытывавшими византийское влияние.
Наиболее древние росписи, сохранившиеся в монастыре, относятся к VII—VIII вв.екам. В обители также сохранилась древняя библиотека, включающая 1700 рукописных манускриптов.
В южной части монастыря, примыкающей к горе Аль-Кользом, находится источник преподобного Антония, который вытекает из расщелины горы и за сутки дает приблизительно сто кубометров воды. В настоящее время он отгорожен сеткой, а для желающих набрать воды из него — отведена труба с краном.
В монастыре существует экспозиция монашеского быта IV — VI веков. Представлены пресс для оливок, мельница IX века, сосуды для хранения запасов, монашеская трапезная VI века, стол и скамьи которой вытесаны из камня (примечательно, что на конце стола сделано возвышение по форме раскрытой книги, на котором монахи читали жития святых или поучения во время трапезы).
Из древних построек монастыря можно отметить башню и часть стены, построенных при известном византийском императоре Юстиниане I (VI в.). Башня предназначалась для защиты монахов от нападений врагов. Это мощное сооружение высотой с пятиэтажный дом, в котором на случай осады хранились запасы воды и пищи. В башню ведет только одна дверь, располагающаяся на высоте пяти-шести метров, а к ней — подъемный мостик, соединяющий башню с соседним зданием.
Монастырь посещает много коптских паломников, желающих помолиться святому Антонию на месте его подвигов. Иностранцев приезжает гораздо меньше, примерно тысяча в год. Коптский патриарх Петр, в напутствии архимандриту Порфирию, сказал, что прибывающие в коптские монастыри иностранцы видят в этих обителях прежде всего памятники древности, и только русские приезжают поклониться местам подвигов святых угодников Божиих.
Некоторым образом Русскую Православную Церковь связывает с обителью святого Антония то, что и на Руси родоначальником монашеского жития был преподобный Антоний, тоже великий — Киево-Печерский, носивший имя в честь основателя монашества. В России дело преподобного Антония Великого принесло свои богатые плоды — преподобные Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Сергий и Герман Валаамский, Серафим Саровский многие другие известные и неизвестные последователи святого Антония продолжили духовный труд древнего подвижника.
Почти тысячу семьсот лет на земле древнего Египта стоит этот один из самых древнейших монастырей христианского мира, являясь видимым свидетелем тех далеких времен, о которых мы читаем в патериках и житиях преподобных отцов. Ход истории привел к тому, что обитель святого Антония сейчас не относится к числу православных монастырей, но образ христианской жизни, основоположником которого был преподобный Антоний Великий, не затерялся в веках, став примером для множества его последователей, ищущих духовного совершенства.