Фонд «Русская Цивилизация» | Александр Елисеев | 08.02.2006 |
Вот, например, что пишет в «Аргументах и фактах» Виталий Цепляев: «Проблемными», по мнению экспертов, можно считать не менее десяти субъектов Федерации. Причём это вовсе не Чечня, Татарстан или Башкортостан. А, например, Якутия — там некий «Народный фронт «Якутия-АЛРОСА» опубликовал недавно обращение к Президенту РФ, содержащее угрозы выхода республики из подчинения федеральному центру. Поговаривают, что «фронтовики» пользуются поддержкой руководства Якутии, пытающегося отстоять «суверенные» права на обладание алмазным богатством территории. К слову, 42% опрошенных жителей Якутии заявили, что считают республику «недостаточно независимой от федеральной власти.
В Мордовии, Коми и Марий Эл оживились общественные организации, добивающиеся расширения прав коренных народностей. В Омской области власти пытались создать собственную милицию, не подчинённую МВД РФ. В Псковской и Калининградской областях в 2005 г. раздавались призывы к отделению этих регионов от России. Наконец, даже в родном для президента городе возникло некое загадочное «Движение за автономию Петербурга». («АиФ». 1 февраля 2006 года.)
Особенно тревожна информация по Якутии (Республика Саха). Кому-то кажется, что данная республика представляет собой этакую глухую дыру, правда, нашпигованную алмазами. И, дескать, чего уж там бояться якутского сепаратизма — после того, что произошло в Чечне. Между тем, Якутия является регионом, чрезвычайно важным ч с точки зрения геополитики. На это указывают специалисты: «Якутия обладает таким стратегическим местонахождением, которое дает все предпосылки для превращения в самостоятельный регион, независимый от Москвы. Это обеспечивается и протяженной береговой линией, и меридианальной структурой территорий республики, и ее технической оторванностью от остальных сибирских регионов. При определенном стечении обстоятельств именно Якутия может стать основной базой атлантистской стратегии, отправляясь от которой талассократия переструктурирует тихоокеанский берег Евразии и попытается превратить его в классический rimland, подконтрольный «морскому могуществу». Повышенное внимание атлантистов к тихоокеанскому ареалу и в высшей степени показательное выделение Макиндером Lenaland («земля реки Лены» — А. Е.) в особую категорию, а затем включение этой территории в зону rinmland, а в картах атлантистов Спикмена и Кирка все это свидетельствует о том, что при первом удобном случае весь этот слабо связанный с центром регион антиконтинентальные силы попытаются вывести из-под евразийского контроля». (Александр Дугин. «Основы геополитики».)
При этом Дугин обращает внимание на наличие в Якутии хоть и искусственной, но все-таки зафиксированной традиции политического сепаратизма.
Действительно, тут есть над чем подумать. Еще в советский период в регионе наблюдались достаточно тревожные сепаратистские тенденции. И порой они выливались в совершенно брутальные действия. Так, по словам исследователя Валерия Яременко, «имеются данные о восстаниях якутов и ненцев, против которых в декабре 1942 г. применялась военная авиация. Дерзкие и весьма удачные налеты восставших вынудили власти создать специальный орган «оперативного руководства» по их ликвидации». («Полит.Ру», 29 марта 2005 года).
При большом желании можно будет проапеллировать к исторической гордости якутов, которых считают одним из монголо-татарских улусов, отпавших от Империи. Найдется даже и «религиозная» база для национал-сепаратистского «возрождения». Еще в 90-х годах прошлого века некоторые представители местной интеллигенции (Л. Афанасьев, И. Уххана и др.) разработали доктрину якутского неоязычества. (В 1993 году возникла языческая община «Кут-Сюр».) Она именуется «учением Айыы» и представляет собой «модернизированную якутскую версию общетюркской религии — тенгрианства». Причем язычники считают якутов «избранным народом», сохранившим истинную, изначальную веру. «… Мечты о высокой мисси якутов, которые должны вернуть тюркам всего мира истинную веру их предков — тенгрианство, не ограничиваются только тюркским миром. Иногда в их речах звучат надежды на то, что и русских, и Европу, и Америку когда-нибудь удастся вернуть на путь истинный…» («История религии в России». М., 2001. С. 65−67).
В свое время учение Айыы было введено Министерством образования Якутии «в планы преподавания средних, средних специальных и высших учебных заведений. Колледж культуры, готовящий специалистов для Домов культуры, фактически превратился в центр подготовки специалистов по проведению языческих обрядов, молений и праздников». («История религий в России». С. 67)
Неоязычество активно пропагандировалось в местной прессе. Так, Александр Андросов, анализируя содержание якутской прессы, обращает внимание на материалы «Якутской газеты». По его мнению, они часто носят критический характер в отношении православия. Кроме того, «издание… «Якутская газета» с января 2004 г. регулярно публикует в каждом номере материалы П. Корякина-Тангбюе о традиционных верованиях народа саха и учении Айыы. П. Корякин-Тангбюе утверждает, что «реанимация языческих верований якутов и придание им статуса национальной религии — дело недалекого будущего». Также автор отмечает, что «учение Айыы — способ этнодифференцирующего признака и пропаганды радикально национальной концепции… процесс идет полным ходом», а «руководитель общества «Айыы итэгэлэ» И. Шамаев определил основное направление деятельности общества как стремление к консолидации якутского народа на духовной основе» («Якутская газета», 30.01.2004). П. Корякин заявляет о важности религии Айыы для этнополитической мобилизации, экономического и культурного суверенитета, этнической самоидентификации («Якутская газета», 20.02.2004)». (www.rikasakha.ru., 14 мая 2004 года)
Подрывные силы, вне всякого сомнения, могут попытаться использовать неоязычество в своих интересах. Тем более, что по утверждению ряда экспертов, среди этнических якутов «сепаратистские» настроения довольно сильны. Согласно данным социологических поросов, проведенных по заказу Кремль.Орг, до 50% якутов считают, что у республики слишком мало независимости, тогда как для всей республики этот показатель составляет 42%. (26 января 2006 года). Это, конечно, еще не сепаратизм, но как мы помним распад СССР тоже начинался с «мелочей».
Для многих очевидна «экономическая подоплека» якутского «сепаратизма». Слишком уж явственно «пахнет» алмазами. Любопытно, что руководство народного фронта грозит прекратить добычу алмазов в том случае, если часть местного имущественного комплекса будет переведена в ведение Центра. Вот и В. Цепляев подмечает: «Питательная среда сепаратизма — распределение налогов между Центром и регионами, — сказал «АиФ» источник, близкий к Правительству РФ. — Когда-то они делились в пропорции 50:50, сегодня — 65:35 в пользу Москвы. У местных элит пропал стимул собирать больше доходов. Но дальше экономического саботажа и подзуживания разного рода «общественников» сепаратизм пока не пойдет». («Аиф»)
Слово «пока» тут несколько успокаивает, но не сильно. Очевидно, что дальнейшее усиление централизации вызовет и усиление противодействия некоторых региональных элит. А если это еще и совпадет с политическим и экономическим кризисом, то дело будет совсем уж «кислым». Поэтому всевозможными угрозами надо озаботиться уже сейчас. И одним лишь усилением административной мощи Центра проблемы не решить. Бюрократия ограничена в свободе маневра. Она неплохо может управлять в период стабильности, но когда приходит время революций, то чиновник оказывается беспомощным. Да и на мощь силовиков излишне уповать не стоит. Далеко не всякая революция носит силовой характер, поэтому не всегда ее можно «подавлять» именно силовым методом. Самый надежный заслон, который можно поставить сепаратизму окраин — русское национальное движение. Вот и сегодня Русская община г. Якутска сигнализирует о неблагополучном положении дел в республике президенту России.
Русский народ — государствообразующий, поэтому без его усиления государство не спасти. Об этом бы стоило задуматься некоторым «сильным мира сего» — вместо того, чтобы кричать о дутой угрозе «русского фашизма».