Седмицa.Ru | Сергей Путилов | 07.02.2006 |
Если посмотреть на карту, будет видно, что Хадасса вклинивается во владения русского Горненского монастыря, поскольку и расположена на территории ранее ему принадлежавшей. Так что сейчас в обитель можно попасть только через проходную со шлагбаумом, который поднимает девушка-полицейский с короткоствольным автоматом «Узи» на плече.
Да, иногда в гетто мы загоняем себя сами.
Израильтяне так обрадовались приобретению, что установили в Хадассе дюжину витражей символизирующих двенадцать колен Израилевых работы знаменитого художника Марка Шагала. А что же получили мы? Причитающиеся Хрущеву по «апельсиновой сделке» и в изобилии растущие здесь цитрусы, израильтяне засыпали в танкеры и отправили морем в Одессу. Но до порта большая часть груза так и не дошла — все погнило. Так Господь показал безбожникам, что Святой Землей не торгуют.
Вопрос о российской собственности в Израиле не решен до сих пор. Как явствует из документа МИД РФ «О переоформлении недвижимого Российского имущества в Израиле на РФ» (1993г.), наша дипломатия сейчас ломает копья вокруг двух участков. Прежде всего, это Сергиевское подворье в Иерусалиме (по-арабски Москобийе-эль-Джедиде, т. е. «Новая Московия») — важнейший из объектов российской недвижимости, находящихся на территории Израиля и не зарегистрированных доныне в качестве собственности РФ. Второй расположен на месте транспортной развязки неподалеку от Дамасских ворот Старого города, практически в самом центре Иерусалима.
Возведение особняка с усадьбой внушительной площадью 4252 квадратных метра началось в 1886 году. Православное Палестинское Общество тогда еще только начинало свою «строительную экспансию» в Иерусалиме. Земля была куплена за 28 100 франков (около 10 тысяч царских рублей). Три года длилось строительство. Наконец, в день рождения Председателя ИППО великого князя Сергия Александровича, над круглой угловой башней нового подворья взвился флаг Палестинского Общества.
Согласно законам Османской империи (куда входила Палестина) частные общества, в том числе ИППО, не имели прав юридического лица. Поэтому подворье оформили на имя великого князя Сергия Александровича. Эта уловка дорого стоила. 4 февраля 1905 года князь погиб от руки террориста, не оставив никакого завещания. Это обстоятельство по сей день и является для израильских властей поводом для отказа признать Сергиевское подворье российской собственностью. Но израильтяне никогда целиком не захлопывали дверь подворья перед россиянами. Даже когда на Иерусалим двигались поставленные из СССР танки арабских армий, в подворье мирно базировался офис Палестинского Общества. Он действовал под крышей АН СССР. Только после разрыва дипломатических отношений между Израилем и Советским Союзом в 1967 году, подворье пришло в запустение.
Времена меняются. Рухнул безбожный «совок». И вот, два года назад представители Палестинского общества (ИППО) под «конвоем» чиновников израильского Минюста наконец смогли проникнуть в Сергиевское подворье. Их взору предстало печальное зрелище: двери распахнуты настежь, в потолке — дыра, а комнаты завалены какими-то посторонними вещами. Оказалось, незадолго до их приезда на подворье случился пожар. Сгорела крыша. В ИППО глухо намекают, что в истории с «несчастным случаем» много неясного. Пожар почему-то приключился именно тогда, когда ИППО и МИД РФ решили активизировать усилия по возвращению Сергиевского подворья в российскую собственность. Вскоре из Москвы в Иерусалим даже прибыл министр иностранных дел Сергей Лавров. На переговорах он затронул вопрос об инциденте с пожаром.
Однако, кто виновен в происшедшем, и почему российская сторона даже не была поставлена в известность, ему так толком и не объяснили. Дипломату лишь дежурно сообщили, что в 1952 году, по решению израильского суда здание было передано генеральному опекуну Израиля. В ведении последнего, оно находится и по настоящее время. На практике большую часть подворья сейчас «аннексировал» отдел охраны природы минсельхоза Израиля.
Очевидно, что решение проблемы лежит в русле общего улучшения российско-израильских отношений, которые, пока, увы, оставляют желать лучшего.
Второй спорный объект непризнанной российской собственности, это участок напротив Дамасских ворот Старого города. То есть в самом центре Иерусалима. По оценкам риэлторов, стоимость земли здесь одна из самых высоких в мире, десятки тысяч долларов за квадратный метр. Площадь же «русской землицы» внушительная -12 тыс.кв.м. По нынешней рыночной стоимости, это миллионы долларов. Не удивительно, что за этот лакомый кусок развернулась ожесточенная баталия. Участок был приобретен в 1885 году и зарегистрирован на царское правительство. После революции и вплоть до окончания II мировой войны он находился под контролем русской эмиграции в Палестине. Но документы на право владения землей куда-то исчезли. Обстоятельства этой темной истории не выяснены до сих пор. В итоге, после Шестидневной войны участок был экспроприирован израильским правительством «для общественных целей». Затем его продали частной компании «Ханута». В настоящее время в районе нашего участка построена транспортная развязка.
По мнению адвокатов, Россия вправе требовать если не сам участок, то хотя бы денежную компенсацию за него. Речь, как уже было сказано идет о весьма круглой сумме с шестью нулями. Однако для успеха затеи нужны документы, подтверждающие наши безусловные права на недвижимость. А их-то как раз и нет. Неоднократно предпринимавшиеся попытки отыскать бумаги в архивах, в том числе бывшей Оттоманской империи в Турции, успехом пока не увенчались. И все же Москва не падает духом. Сначала советская, а затем российская сторона в своих дипломатических нотах неоднократно заявляли протесты против актов экспроприации указанной собственности. Выражалась надежда, что «израильские власти предпримут необходимые меры по отмене всех незаконных актов в отношении указанной собственности, дабы не нанести ущерб интересам «единственного законного владельца данной собственности». Такие ноты, как правило, просто оставлялись без внимания израильскими властями. Тем не менее, МИД РФ при каждом удобном случае не устает подчеркивать, что, как и в случае с Сергиевским подворьем, речь идет о «признании законных прав России на эту недвижимость». Воз, однако, и ныне там: раздавать земли оказалось куда легче, чем собирать их.
После очередного рейда в Иерусалим, наш автобус возвращается по серпантину асфальтовой дороги, в спрятавшуюся среди олив и кипарисов русскую Горненскую обитель. В этой местности, носящей название «Эйн-Керем» («виноградный источник») некогда, проживали родственники Марии — Захария и Елизавета. Отсюда священник Захария отправился совершать службу в Иерусалимском храме. Сюда же он вернулся, пораженный за неверие немотой Архангелом Гавриилом, известившим о скором рождении младенца, Иоанна Предтечи. Сюда поспешила Дева Мария после Благовещения. С конца ХIХ века здесь существует русский женский монастырь, названный по месту расположения «Горненским».
До Иерусалима отсюда 9 километров, а на завтра, как сообщила наш гид Клавдия — инокиня из Горненского монастыря, обещали снег. В феврале в этих краях это равносильно стихийному бедствию. Весь транспорт останавливается, кругом все тает. Ни один автобус не ездит в такие редкие, но регулярно случающиеся моменты. «А как же посещение храма Гроба Господня?», — испуганно вопрошаем мы инокиню — «метеоролога». «Ну что же, — задорно отвечает она, — пойдем в Святой Град пешком, как встарь — все ведь согласны?». Я так и не понял, шутит она или нет. К нашей общей пилигримской радости, снег на следующие день так и не выпал.
Автобус последний раз фыркнул и замер перед железными монастырскими воротами. Клавдия бросает несколько кодовых фраз в «домофон». Это возымеет действие: через пару минут дверь распахивается и оттуда выезжает грузовичок. В его микроскопический кузов, кто успел — побросал свои вещи. Зазевавшиеся, «как истинные пилигримы» продолжают путешествие навьюченные собственным скарбом. А тут еще и заморосил слабый дождик. Иерусалим, раскинувшийся левее на покрытых зеленью холмах, окутан туманной мглой. Воздух по — горнему свеж. Да и подъем по ведущей круто вверх лестнице также говорит, что мы находимся далеко не на равнине. Кругом по заросшим кустами и кипарисами склонам рассыпаны маленькие одноэтажные домики. Это кельи монахинь. Они расположены на разных уровнях, поэтому весь монастырь сразу невозможно увидеть и составить представление о его истинных, громадных размерах. Цветочные горшки на подоконниках, тщательно выметенные крылечки выдают заботливую женскую руку.
Нужно сказать, природа здесь, какой на Руси не увидишь. Пальмы, кипарисы перемешались с неведомыми деревьями и кустами. Они осыпаны цветами невообразимых расцветок — малиновые, оранжевые, розовые и красные, белые и голубые, сиреневые. Поражают кактусы. Прямо как деревья: развитой ствол, словно у многолетней яблони, колючие листья-лопаты в каждом из которых после дождя собирается до нескольких стаканов воды. Впечатляет своими размерами каменная громада Казанского храма. Рядом с ней спица колокольни, скорее похожей на минарет. Нас расселили в уютных келейках монастырской гостиницы, расположенной на самом верху горы.
Своим возникновением обитель, которой сейчас твердой рукой правит добрая матушка-игумения Георгия, обязана начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Антонину (Капустину). В 1871 году на собранные в России денежные пожертвования он купил близ места рождества Иоанна Предтечи два дома с близлежащими землями, построил благоустроенный приют для богомольцев, вокруг которого и стали селиться русские паломники, желавшие остаться на Святой Земле. На свои средства строили себе домики, которые после их смерти переходили в распоряжение начальника Миссии, а затем через него — новым членам общины. Со временем община переросла в монастырь, являющийся самой большой обителью Русской Православной Церкви за пределами России. Насельницами ее являются посланницы далекой северной страны, пожелавшие нести послушание на Святой Земле. Нелегок их труд. Многие тяжело переносят разлуку с родиной. Обычный день монахинь наполнен богослужениями и молитвами, а также трудом по оказанию гостеприимства многочисленным паломникам.
Хотя по милости Хрущева от Горненского монастыря израильтяне оттяпали приличный кусок, он по сей день продолжает оставаться одним из крупнейших российских владений в Израиле. И все же обидно — если бы не «кукурузный генсек», то нашей стране до сих пор принадлежал бы самый большой иностранный участок в Святой Земле. С дореволюционных времен его территория включала в себя несколько владений вокруг святынь, преимущественно связанных с библейской историей: в Иерусалиме, Эйн-Кереме, Вифлееме, Яффе, Иерихоне, Хевроне.
А началось все с того, что в 1847 году в Иерусалиме развернула свою деятельность Русская духовная миссия (РДМ), учрежденная Святейшим Правительствующим Синодом. Согласно официальному рескрипту, она должна была «представительствовать от лица Русской Православной Церкви перед Иерусалимским Патриархатом, содействовать интересам Православия и помогать паломникам из России в Святой Земле».
Начальником миссии назначили архимандрита Порфирия (Успенского), в последствии — епископа Порфирия, выдающегося археолога, открывшего знаменитый Синайский кодекс. Духовная миссия в Иерусалиме осуществляла большую духовно-просветительскую и благотворительную деятельность: учреждала школы, типографии, библиотеки, приюты, богадельни, строила храмы и странноприимные дома и тем самым оказывала большую поддержку Иерусалимской Церкви. В качестве примера можно выделить печатание в типографии духовной миссии богослужебных книг на арабском языке, нужных Иерусалимской Патриархии для духовного окормления арабоговорящего большинства ее паствы. Сейчас этот почин возрождается. В Иерусалиме, Лидде, Раммлэ и Яффе миссия организовала школы для подготовки пастырей из местного православного арабского населения.
После Крымской войны по всем храмам России были устроены сборы «на Палестину», которые позволяли миссии приобретать в Иерусалиме и других местах земельные участки для строительства на них храмов и необходимых зданий.
Особый вклад в развитие деятельности РДМ сделал назначенный в 1865 г. на пост ее начальника архимандрит Антонин (Капустин), историк и археолог, неутомимо прослуживший в этой должности тридцать лет. Его усилиями Русская Православная Церковь значительно укрепила свои отношения с Церковью Иерусалимской и стала хранительницей многих священно-исторических мест Палестины. Невозможно переоценить церковно-археологического значения раскопок, во множестве осуществленных о. Антонином, огромное значение имело и сооружение им храмов. Это его стараниями был куплен большой участок земли на самой вершине Елеонской горы, и начато строительство храма Вознесения с 64-метровой колокольней, прозванной «Русской свечой». До сих пор это самое высокое здание в Иерусалиме. Его же стараниями в 1871 г. был куплен большой участок земли в Эйн-Керем где был построен ставропигиальный Горненский Казанский женский монастырь, известный как «Горняя», «Мамврийский дуб» возле Хеврона.
Особо следует сказать об учреждении в 1882 году императорского Российского православного Палестинского общества (ИППО), создавшего широкую сеть отделений во всех епархиях Русской Церкви. Общество предоставляло возможности для недорогого и хорошо организованного паломничества верующих людей из России в Святую Землю.
Все это стало плодом как побед русского оружия над Османской империей — четырехсотлетнего хозяина Палестины, так и совместных усилий царской дипломатии и Православной Церкви. И такая политика приносила плоды. Вторая половина XIX века стала временем «строительной экспансии» России в Палестину. Средства на покупку различных участков земли, строительство, шли и от правительства и от частных жертвователей. Большие суммы жертвовали и сам председатель ИППО Великий князь Сергей Александрович, и его жена Елизавета Федоровна (родная сестра жены Николая II Александры Федоровны).
В одном только Иерусалиме накануне Первой мировой войны было 11 русских церквей и 7 монастырей, 17 гостиниц для паломников, больница, 25 школ, учительская семинария. Школы, основанные ИППО для арабских детей (а их было к началу I мировой войны в Палестине, Ливане, Сирии более 100!), были взяты русским правительством на государственное финансирование. По закону, принятому Государственной Думой и утвержденному императором Николаем II 5 июля 1912 года, они были проведены отдельной строкой бюджета Российской Империи, на что предусматривалось более 150 тысяч золотых рублей в год. И вложения оправдались. Выпускники русских школ составили основу формирующейся арабской интеллигенции. Добрая память о них и сегодня жива не только в Израиле, но и в Египте, Сирии, Ливане. Что немаловажно, русские деньги стали то время также и основным источником финансирования самого Иерусалимского Патриархата.
Начавшаяся I мировая война нанесла тяжелый удар по русскому присутствию в Палестине. Турецкие власти приказали всем мужчинам, имеющим российский паспорт, покинуть Святую Землю и выехать в Александрию. Здание Русской духовной миссии было опечатано, богослужения в храмах прекратились на долгих 3 года. Так было пока, 11 декабря 1917 г. победоносная британская армия под командованием генерала Алленби не вступила в Иерусалим. Теперь русские монахи и священники смогли вернуться из Египта в свои церкви и монастыри. Но это уже была лишь бледная тень российского имперского блеска в Палестине. В самой Советской России произошла революция, Церковь подвергалась гонениям.
В связи с этим в 1921 году управление Русской духовной миссией и Православным Палестинским обществом в Иерусалиме взяла на себя Русская Православная церковь за границей (РПЦЗ). К тому времени полностью иссякла финансовая помощь из России. Не приезжали ни священники, ни монахи, ни паломники. Часть зданий Русского подворья арендовали англичане. В постоялом дворе для пилигримов разместилась английская тюрьма, в которой сидели многие участники борьбы с английскими колонизаторами — члены еврейских боевых организаций. Русская больница стала военным госпиталем, в Николаевском подворье расположилась полиция. Англичане платили за аренду зданий не слишком большую сумму, но эти деньги были основным источником существования для сотен русских монахов священиков и паломников, оказавшихся в Палестине в результате войны и революции. Они же помогали поддерживать в более или менее пригодном состоянии монастыри, церкви и другие постройки, принадлежащие Русской православной церкви.
По окончании II мировой войны, из которой Советский Союз вышел победителем и принялся активно делить сферы влияния с «империалистами», ситуация изменилась. В 1945 году по «дружескому совету» Сталина в сопровождении большой свиты в Палестину прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Первоначальной задачей Миссии явилась безотлагательная организация восстановительных работ. На специально отпущенные Московской Патриархией средства был произведен капитальный ремонт в Иерусалиме — соборного храма во имя Святой Троицы, церкви св. мч. Александры и зданий Миссии, в Горнем — храма в честь Казанской иконы Божией Матери, на горе Кармил — храма пророка Илии, а также здания при нем, в Яффе — храма во имя св. апостола Петра и праведной Тавифы и могилы праведной Тавифы. Были благоустроены участки Миссии, в том числе территория Горненского монастыря, цитрусовый сад в Яффе, сад с целебными источниками в Магдале и некоторые другие участки. Во всех храмах Русской Духовной Миссии стали совершаться богослужения.
Во многом все это стало возможно благодаря Иосифу Сталину, пытавшемуся использовать Русскую Православную Церковь как инструмент влияния СССР на ближневосточную политику. Именно благодаря его вмешательству Московской Патриархии были возвращены все дореволюционные территории. В том числе, включая те, что находились под управлением РПЦЗ. Так, уже в год образования государства Израиль (тут же признанного Кремлем), последовало административное распоряжение израильских властей, передававших все русские церковные владения на территории Израиля в ведение Московского Патриаршества.
Это не было жестом филантропии, а явилось своего рода платой Израиля за поддержку, оказанную ему СССР во время первой войны с арабами. В 1948 году молодое еврейское государство оказалось в кольце блокады воюющих против него пяти соседних государств. Откликнувшись на просьбу израильских властей, Советский Союз организовал через Чехословакию воздушный мост, по которому хлынул поток оружия, в основном трофейного — захваченного у фашистов. Как позднее признала израильский премьер-министр Голда Меир, без такой поддержки «никакого государства Израиль вообще не существовало бы». По дороге из Иерусалима в Галилею у придорожных кафе, до сих пор можно встретить туристические достопримечательности — трофейный немецкий «Тигр», а также его исконного врага, знаменитого Т-34, почему-то выкрашенного в нежно розовый цвет. Это подарки «вождя народов». Затем, правда, отношения между двумя государствами надолго испортились. Поняв, что социализм, несмотря на израильские опыты с «киббуцами» (аналогом наших колхозов), в Израиле не построить, КПСС переориентировалась на палестинцев. Ясир Арафат и его ООП были в большом фаворе у кремлевских вождей, что разумеется сильно не нравилось израильтянам. В итоге, почти после трех десятков лет разрыва, дипломатические отношения между двумя странами были восстановлены лишь в 1991 году.
Однако, что примечательно, вражда с «сионистами» отнюдь не помешала Никите Хрущеву провернуть чрезвычайно выгодную с точки зрения последних, и столь же катастрофичную для русской Палестины сделку, получившую название «апельсиновой».
В 1962 году Израиль начал переговоры с Советским Союзом о покупке части российских владений. Два года спустя соглашение, наконец, было достигнуто. Сделка получила название «апельсиновой», поскольку за русские дома и земли Израиль расплатился поставками апельсинов на сумму в 4,5 млн. долларов. Соглашение было очень выгодным для Израиля. Общая площадь русской земли, которая перешла под контроль израильтян по «апельсиновой сделке» составила 167 тыс.кв.м. Для сравнения, сейчас под управлением Русской Православной Церкви находится около 100 тыс.кв.м. То есть советский «кукурузник» продал больше половины владений, принадлежавших России в Святой Земле!
Нынче России принадлежит только 10 из 70 дореволюционных участков. Богослужения проводятся в Иерусалиме — в Троицком соборе, домовой церкви царицы Александры в здании Миссии, в храме Петра и Тавифы в Яффе, в храме Ильи Пророка в Хайфе, в храме Марии Магдалины на берегу Тивериадского озера, а также в Горненском монастыре. Русскую духовную миссию, то есть представительство РПЦ в Израиле, на израильских картах обозначают как Миграш а-Русим. Это оживленная деловая часть Иерусалима.
Миссия с Троицким собором располагаются недалеко от северо-западного угла Старого города. Некогда обнесенное по всему периметру стеной, русское подворье, кроме храма и помещений Миссии занимали также больница, постоялый двор для паломников, консульство и другие службы, в стенах которых звучала родная речь. После сделки 1964 года России принадлежит только одно из крыльев здания. В остальных помещениях размещаются израильская полиция и суд. В центре подворья по-прежнему высится церковь Святой Троицы. Она сложена из иерусалимского розовато-кремового камня и увенчана десятью зелеными куполами работы тульских мастеров. Когда мы были здесь на службе, от многолюдства яблоку негде было упасть. Присутствовали не только местные православные, но и большое количество паломников из России, которых в Святой Земле после почти семидесятилетнего перерыва бывает здесь до 2000 человек в год. Так что Святая Земля, слава Богу, переживает второй «русский бум».
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=30 302&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)