Труд | Валерий Коновалов | 07.02.2006 |
В прошлом году торжественно отмечали 95-летие архимандрита Иоанна. Патриарх Алексий наградил его тогда орденом преподобного Серафима Саровского.
И вот пришла весть о кончине старца: «5 февраля 2006 года в 9.30 утра, причастившись Святых Христовых Таин, преставился ко Господу насельник Псково-Печорского монастыря архимандрит Иоанн Крестьянкин».
Он родился 11 апреля 1910 года в городе Орле в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Илларионовны Крестьянкиных. Был восьмым ребенком в семье. А назвали мальчика в честь преподобного Иоанна Пустынника, память которого празднуется Церковью в этот день. С детства Иван в храме «был в послушниках» у известного своей монашеской строгостью архиепископа Орловского Серафима. В сан священника его рукоположил Святейший Патриарх Алексий I в Измайловском Христорождественском храме, в котором отец Иоанн и служил до 1950 года, пока не был арестован и отправлен на семь лет в лагерь. После досрочного освобождения в 1955 году служил в Псковской, затем в Рязанской епархиях. А в 1966 году иерей Иоанн принимает монашество, с 1967 года он — насельник Свято-Успенского Псково-Печорского монастыря, где в 1973 году был возведен в сан архимандрита.
Не счесть духовных детей отца Иоанна. Среди них немало видных деятелей нашего общества и Русской православной церкви. К нему в монастырь приезжали за советом и наставлением со всех концов страны и из-за рубежа. Писали письма, а он отвечал так, что недавно изданная переписка старца стала выдающимся богословским произведением.
Даже немощь последних лет не мешала отцу Иоанну оставаться действенным участником важных процессов, происходивших в жизни Церкви и всего общества. Когда не так давно в православных кругах разгорелись споры о том, не повредит ли христианам введение ИНН, именно его слово прозвучало весомым аргументом. Тогда в Псково-Печорский монастырь поехал архимандрит Тихон Шевкунов и записал на видеомагнитофон ответ старца на вопрос: утрачивает ли христианин свое имя, принимая ИНН? Вот что, в частности, говорил отец Иоанн:
— Дорогие мои, как мы поддались панике — потерять свое христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случиться в очах Божиих? Разве у Чаши жизни кто-то забудет себя и своего небесного покровителя, данного в момент крещения? И не вспомним ли мы всех тех священнослужителей, мирян-христиан, которые на долгий период жизни должны были забыть свои имена, фамилии, их заменил номер, и многие так и ушли в вечность с номером. А Бог принял их в Свои Отеческие объятия как священномучеников и мучеников, и белые победные ризы сокрыли под собой арестантские бушлаты. Не было имени, но Бог был рядом, и Его водительство вело верующего, заключенного сквозь сень смертную, каждый день. У Господа нет понятия о человеке как о номере, номер нужен только современной вычислительной технике, для Господа же нет ничего дороже живой человеческой души, ради которой Он послал Сына Своего Единородного Христа-Спасителя.
Старец скончался в день памяти Российских новомучеников.
— Бывая в его монастырской келье и беседуя с ним о многих насущных вопросах церковной и общественной жизни, я видел, насколько взвешены, в русле святоотеческих традиций духовного трезвения, были его суждения, — отмечает в своем обращении в связи с кончиной старца Патриарх Алексий. — К его провидческому голосу прислушивались не только люди Церкви — он был знаем и почитаем многими светскими людьми. Он стал истинно народным печальником и молитвенником. Вот почему скорбят ныне тысячи его духовных чад. Но вместе с тем торжествует Правда Божия, столь убедительно открывшаяся православному миру в жизни и пастырских трудах о.Иоанна. Мысленно даю последнее целование почившему и выражаю надежду, что по слову Спасителя он услышит желанный глас: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господа своего».