Фома | Леонидас Пантелидас | 06.02.2006 |
Остров Кипр известен россиянам, в основном, благодаря своим знаменитым курортам, но, кроме того, это одно из древнейших государств мира, с богатой историей и религиозной традицией. О жизни острова и взгляде киприотов на современную Россию мы беседуем с послом Республики Кипр господином Леонидасом Пантелидесом.
— Господин посол, Вы наблюдаете за жизнью России как бы со стороны, и потому Ваше мнение особенно интересно. Скажите, что в сегодняшней российской действительности Вам нравится, а что вызывает тревогу?
— Если позволите, я начну с того, что меня удивляет. А удивляет меня то, как в русских церквях поют «Символ Веры». Все. И старые, и молодые. Удивительно — все, кто находятся в храме во время службы, знают этот текст. Откуда? Лично я учил его в средней школе, когда мы проходили «Закон Божий», но в русских школах такой дисциплины нет.
Казалось бы, за семьдесят лет атеизма и безбожия всякая связь с Православием должна быть потеряна, но это не так. После века безверия Россия начинает свою религиозную жизнь отнюдь не с нуля. Русский народ — не народ-неофит! Создается впечатление, что люди все это время прятали Православие где-то в глубине своей души, а теперь, когда появилась возможность, явили его всему миру.
Конечно, Россия переживает большие перемены и не все из них к лучшему. Взгляните: сколько в Москве за последние время появилось казино и игровых залов! А кто сегодня формирует образ вашей страны заграницей? Внезапно обогатившиеся нувориши, не знающие, куда им деть свои деньги.
Москва — замечательный, солнечный город, но его «ночная жизнь» просто ужасна. Это сверкающая витрина, в которой видишь много дорогих вещей, красивых машин и роскошную жизнь, но она не имеет никакого отношения к настоящей жизни города. Многие иностранцы попались в эту ловушку. Приняли весь этот глянцевый блеск и культ потребительства за российскую действительность. Они не увидели за всем этим настоящей России и в результате у них появилось предвзятое отношение к вашей стране.
Слава Богу, отправляясь сюда, я уже много знал о России, и потому не попался на эту удочку. Да и заслоняющая настоящую жизнь «витрина» — не только российская проблема.
К примеру, у нас на Кипре идет такая же «коммерциализация» праздников. Как и во всей Европе, Рождество становится все более «светским» и каким-то неестественным. Лично меня коробит, когда о Рождестве начинают говорить за два месяца и лишь потому, что хотят тебе чтото продать, а как только праздник кончается, сразу же начинают рекламировать следующий. Это неправильно. Но это все — тоже наносное и не имеет отношения к жизни и традициям настоящего Кипра.
— А какие праздники популярны сегодня в вашей стране?
— На Кипре сохранились традиции отмечать церковные праздники. Самые популярные из них: Рождество, Пасха и Успение, которое на Кипре отмечают15 августа. Ну и конечно, Новый Год.
По-моему, в расположении этих дней есть своя мудрость. Должны быть осенние, весенние, зимние и летние праздники. Ведь это каждый раз свое, уникальное настроение.
Что касается традиций, то важнейшая из них, по-моему, это собираться на праздник всем родственникам и друзьям, общаться со своими близкими. В нашей семье, например, мы завели такую традицию: на Рождество собираемся у меня в Москве, а Пасху празднуем дома, на Кипре.
Кстати, когда на Кипре говорят «всей семьей», не всегда имеют в виду то же, что в России. В моем доме на Пасху собираются человек тридцать-сорок, приезжают самые дальние родственники. И три дня подряд мы празднуем, танцуем, поем… У моей жены в роду все прекрасные певцы!
— У вас большая семья?
— У моих родителей было четверо детей. Один мой брат живет теперь в Новой Зеландии, второй брат и сестра — на Кипре. Но мы стараемся видеться хотя бы раз в год. К примеру, в последний раз встречались в августе в моем доме, в Москве.
У меня у самого четверо детей. И в семье моей жены тоже.
Вообще, на Кипре многодетные семьи — не редкость. Было время, когда люди предпочитали заводить одного ребенка, но потом на острове наладилась экономика, и рожать стали больше. Правда, когда-то давно многодетность была необходимостью — семьям требовались рабочие руки, теперь это просто желание людей иметь большую семью.
— А у нас даже финансово благополучные родители рожать не спешат…
— Я думаю, это пройдет. На Кипре у меня много друзей, это богатые и еще довольно молодые люди, но у них у всех много детей. Ведь дети — лучший способ передать свое богатство. Ни один предмет не даст тебе того счастья, которое могут принести твои близкие, твоя семья. То, что ты вкладываешь в бездушные вещи, портится и разрушается, а то, что вложено в людей, растет и умножается.
В России это тоже поймут, просто должно пройти время. Это все тот же синдром нуворишей — болезнь общественной ломки. Готов поспорить, что внуков у этих людей будет уже очень много. Это факт — если ребенок вырос в одиночестве, ему самому захочется иметь много детей, большую семью. Все мои друзья, выросшие без братьев и сестер, говорят так.
— Можно ли назвать сегодняшний Кипр религиозным государством?
— По Конституции 1960 года Церковь отделена от государства, и это неплохая идея. Я не верю в религиозное государство. Я верю в государство, которое дает человеку возможность расти и в культурном, и в духовном плане. Если власть начнет диктовать людям, во что им верить — ничего хорошего из этого не выйдет, это только заведет общество в тупик. Вера — это самостоятельный выбор каждого человека.
У нас на Кипре нет законов, определяющих роль Церкви в обществе, но она продолжает оставаться важным элементом жизни острова. Правда, киприоты всегда славились умеренностью в проявлении своих чувств, а потому никогда не выказывали свою религиозность открыто и никогда не были фанатиками.
Мне тоже кажется, что внешняя религиозность не самое главное. В человеке должна быть гармония между тем, что он чувствует и тем, что он делает. Недостаточно просто верить, нужно подкреплять свою веру делами. Но одних только внешних дел — тоже недостаточно. Религия — это способ восприятия мира, взгляд на жизнь под определенным углом.
Киприоты воспринимают мир именно с христианской точки зрения, и этим они похожи на россиян. В наших странах Православие существует уже очень долго, оно укоренилось в нашем сознании. И это «христианское» сознание продолжает влиять на нас, так что на Кипре общество все еще остается очень религиозным, и говорить о его переходе в светскую ипостась пока рано.
— Но тенденция к этому существует?
— Существует. Хорошо это или плохо? Знаете, любое историческое явление имеет свои отрицательные и положительные стороны. Какие-то плюсы остались в прошлом, зато вместо них появились новые. Главное- у каждого человека пока есть выбор, каждый может сам решить, как себя вести. Пока есть свобода воли, человек остается человеком. Мне кажется, что Церковь должна это учитывать, быть чуткой к смене эпох и находить новые подходы для разговора с обществом. Но при этом ни в коем случае нельзя отказываться от тех основ христианства, на которых и зиждется Церковь, иначе Православие просто перестанет быть Православием.
— Россия и Кипр — культурно близкие государства, но насколько хорошо они знают друг друга?
— Действительно — наши народы близки. Россия для киприотов вовсе не далекая неведомая страна. Мы помним, что наши страны связывает общая история, и считаем Россию братской страной.
Подростком я много читал русскую литературу, моя дочка тоже прочла Достоевского еще до поступления в институт, где его произведения включены в учебную программу.
Конечно, культурные связи необходимо поддерживать и укреплять. Буквально несколько месяцев назад наше посольство организовало поездку на Кипр детского хора из России. Он выступал во всех крупных городах острова и везде пользовался успехом.
— Вы много лет состоите на дипломатической службе. Скажите, в чем основная задача дипломата?
— В моем представлении, — в том, чтобы создать правильное впечатление о своей стране. Важно, чтобы впечатление это было положительным, но еще важнее, чтобы оно соответствовало действительности. Я представляю страну, в которой сосуществуют две религии — христианство и ислам. И мы стремимся создать государство, где греки-киприоты и турки-киприоты могли бы мирно существовать друг с другом. Добиваясь этого, мы столкнулись с немалым количеством проблем.
Поэтому целью нашей дипломатии должно стать воссоздание целостного Кипра — острова свободных людей, где для каждого есть место, независимо от их веры или языка.
Да, Кипр — одна из древнейших христианских стран мира, и я потомок людей этой традиции. Но как дипломат я представляю не только христиан, греко-киприотов — я представляю весь Кипр, всех его жителей, независимо от их веры.
По-моему, это важно не только для нашей страны.
Сегодня мы живем в очень нестабильном мире. Конфликтов на религиозной и этнической почве становится все больше. Передвижения людей, волны нелегальной миграции — все это приобрело доселе неведомые масштабы, и дальше они будут только расти. Не стоит забывать и об экономическом неравенстве разных регионов. Поэтому смешение населения, резкое изменение этнической картины мира — явление, на которое нужно найти адекватный ответ.
В этом плане Россия и Кипр могут послужить примером для всего мира. Наши страны издревле стоят на границе между Западом и Востоком. Тот путь, на который сегодня вступает вся планета, мы прошли уже много веков назад и смогли накопить большой опыт: как положительный, так и негативный. Не вдаваясь в подробности, скажу, что Кипр ведет с Россией обмен опытом в этой сфере. Так что я имею все основания с оптимизмом утверждать: в сегодняшнем мире наши страны находятся в выигрышном положении.
http://www.fomacenter.ru/index.php?issue=1§ion=66&article=1567