Русская линия
Русский дом Сергей Мудров06.02.2006 

Православие в Великобритании

Религиозная жизнь в Великобритании особенно отчетливо показывает, что даже самое незначительное отступление от Священного Писания и Священного Предания неизбежно влечет за собой более глубокие заблуждения. И эти заблуждения уводят человека от основополагающих истин христианства.

В Великобритании с изумлением узнаешь, что в Англиканской церкви входит в моду религиозный либерализм. По данным опросов, опубликованных в газете «Таймс», одна треть священников-англикан не верит в Воскресение Христово, 40 процентов не верят в непорочное зачатие Спасителя, а 20 процентов не верят в Святую Троицу. Стоит ли удивляться тому, что англиканство бессильно остановить морально-нравственную деградацию в некогда добропорядочной Англии?

Впрочем, и здесь не все так плохо и безнадежно. Луч света в Британии — Православная Церковь. Ее влияние возрастает, количество приходов увеличивается, и, что самое важное, православные христиане на туманном Альбионе сохраняют верность Священному Писанию и апостольским традициям.

История и современность

В англоязычном журнале «Сурож» епископ Каллист (Уэр), архиерей Греческой Православной Церкви в Великобритании, писал: «Православие в Британии настолько же современно, насколько и древне. Не стоит забывать, что население Британских островов было обращено в христианство еще до разделения между Западом и Востоком. В свое время Англия, Шотландия, Уэльс и Ирландия были такой же составной частью православного мира, какой являются в последние столетия Греция, Россия, Сербия и Кипр».

Много лет назад епископ Каллист был англиканином, но затем перешел в Православие. Как вспоминает владыка, однажды, когда он уже был православным, его спросил один грек: «Вам, наверное, было очень сложно покинуть Церковь своих предков?» Но греку возразил его же соотечественник: «Он не оставил Церкви своих предков. Наоборот, он вернулся к ней».

Как свидетельствуют исторические хроники, первое упоминание о Православии в Великобритании (после отпадения Западной церкви в 1054 году) относится к XVII веку. В 1677 году в Лондоне была основана Греческая Православная Церковь. Правда, просуществовала она недолго — всего до 1682 года. Епископ Лондонский Генри Комптон (англиканин) крайне негативно воспринимал православное богослужение. Он потребовал, чтобы из храма были убраны иконы и чтобы священники перестали упоминать имя Божией Матери и святых. Требование было, конечно, невыполнимо. Поэтому церковь закрыли.

В 1721 году открывается церковь Посольства России в Лондоне. Она пользовалась дипломатической неприкосновенностью, а потому была свободна от вмешательства и давлений протестантов. Более века этот храм оставался единственной православной церковью на Британских островах.

В XIX столетии начинают открываться греческие православные церкви.

Русская Православная Церковь до Второй мировой войны имела только один приход в Лондоне. Посольская церковь после революции 1917 года была закрыта. Православные были вынуждены проводить богослужения в церкви святого Филиппа, предоставленной им в распоряжение англиканами.

Всё изменилось, когда в Англию прибыл митрополит Сурожский Антоний (Блум). С ним мне посчастливилось встретиться в Лондоне в 2002 году, примерно за год до кончины владыки.

«В 1949 году, когда я приехал в Британию, в приходе было чуть более ста человек, — рассказал владыка Антоний. — Подавляющее большинство — русские. Почти никого не было из молодежи.

Мы понимали, что единственное, что у нас остается на чужбине, — это наш язык. Но прихожане, осознавая, что нужно смотреть в будущее, поступили героически. Все единодушно проголосовали за введение в богослужение английского языка. В результате на службах стали появляться англичане. Мы очень быстро стали играть какую-то роль, люди заинтересовались Православием».

Позднее была открыта школа для русских детей. Их начали учить особому предмету — «Родноведению», который включал в себя язык, историю, литературу. И в детях, которые зачастую даже свободно не говорили по-русски, что-то пробудилось. Они почувствовали в себе русские корни, они осознали свою тягу к Православию.

В православную церковь потянулись люди. Шли дети, молодежь, старшее поколение. Многие англичане приходили на службы и, плененные красотой Православия, просили принять их в чада Церкви. Начали открываться приходы по всей стране.

Сегодня в Великобритании около тридцати приходов Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В большинстве из них литургия совершается на английском языке. В некоторых частично или полностью служится на церковно-славянском. Очень многие священники — англичане, принявшие Православие. Часть клира — русские, эмигрировавшие из Советского Союза в годы гонений на Церковь. Из-за малочисленности приходов многие священнослужители вынуждены совмещать выполнение пастырских обязанностей с гражданской службой. Помимо церквей Московского Патриархата в Великобритании есть общины, находящиеся в юрисдикции Вселенского Патриархата (их более всего), а также Антиохийского, Болгарского, Румынского, Сербского Патриархатов и Русской Православной Церкви за границей.

Люди и судьбы

В Бристоле — английском городе, расположенном на берегу Атлантического океана, в небольшой православной общине Московского Патриархата, которую мне удалось посетить, служат иерей Джон Пальмер и диакон Николас Смолл. Оба — англичане. Джон Пальмер родился в семье англиканского священника. Но в 15 лет стал атеистом. Несколько позже он вновь вернулся к вере во Христа и даже готовился к служению в Англиканской церкви.

Встреча с Православием изменила его планы. «Я почувствовал себя в Православной Церкви как человек, вернувшийся домой», — сказал мне отец Джон. В 1980 году он принял Православие. Несколько позже решил посвятить свою жизнь служению Богу.

Диакон Николас Смолл — выходец из баптистской семьи. Много лет он изучал различные религии, сравнивал их и наконец пришел к выводу, что христианство является абсолютной истиной.

Но баптизм не устраивал его ищущую душу. Николас Смолл хотел найти такую веру, которая имела бы глубокие корни и в полной мере соответствовала бы Священному Писанию.

Поехав в отпуск в Грецию, он начал посещать православные храмы. И однажды, взглянув на икону Богородицы, Николас почувствовал озарение: вот то, что я ищу много лет. Я должен быть православным!

«Вернувшись в Англию, я читал много книг, написанных православными авторами, — рассказал мне диакон Николас. — В 1988 году, крестившись, я стал православным».

Переход британцев в Православие — явление не столь уж и частое, но мне посчастливилось стать свидетелем такого события. На Божественной литургии в Бристоле в число православных был принят менеджер одной британской фирмы Марк Критчлей. Поздравив Марка с возвращением к вере его предков, я поинтересовался: что толкнуло его, человека столь светской профессии, на этот неординарный шаг?

«Некоторое время назад я женился на русской девушке, — рассказал мне Марк. — Моя жена очень хотела обвенчаться со мной в церкви в России. И хотя мне сказали, что, в принципе, можно перейти в Православие непосредственно перед венчанием, я решил отнестись к этому более серьезно».

Марк Критчлей начал посещать православную общину в Бристоле. Он изучал Православие, беседовал со священником. И только по прошествии полугода его приняли в число православных. Все-таки шаг этот — очень серьезный, а потому любые скоропалительные решения могут повредить.

«Мы не занимаемся прозелитизмом: у нас даже нет для этого сил и возможностей, — говорил мне в своё время митрополит Антоний. — Люди сами идут к нам и просят принять их в нашу Церковь. А мы отвечаем: нет, дорогой, ты подожди, присмотрись, подумай. Человек ходит, размышляет. И только когда он взвесит все „за“ и „против“, мы принимаем его в лоно Православия».

Истину невозможно навязать силой. Но люди, искренне ищущие Бога, обязательно к ней придут.

http://www.russdom.ru/2006/20 0602i/20 060 232.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru