Русский дом | Артур Орлов | 06.02.2006 |
На протяжении столетий наш народ ясно понимал, что дозволено, а что нет, что можно делать, а что нельзя, что нравственно, а что безнравственно. Даже совершая преступление, русский человек ясно осознавал, что он преступает не только юридический, но и нравственный закон, переступает через заповедь, и не находил покоя до тех пор, пока не уврачёвывал этот внутренний разрыв через глубокое сердечное покаяние.
В наше время большинством людей нарушение заповедей не воспринимается как что-то предосудительное. И если человек отказывается следовать данным на все времена законам духовной жизни, то тем более не станет он соблюдать несовершенные, то и дело меняющиеся человеческие установления, которые в лучшем случае являются предметом общественного договора, а в худшем — воплощением личной воли очередного коммунистического или демократического диктатора.
Человеческие законы (особенно в современной России) отменяются и заменяются новыми. В них то и дело вносятся бесконечные поправки, отражающие зачастую не волю народа, а корыстный сиюминутный интерес тех, кто в данное время распоряжается властью и большими деньгами.
Это не значит, что законы не нужны. Речь идёт о том, что они не будут выполняться ни теми, кто их принимает, ни теми, для кого они предназначены, до тех пор пока в душах людей вновь не начнёт действовать вечный нравственный закон Заповедей Божиих.
Ещё апостол Павел писал: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного». От исхода этой внутренней борьбы добра со злом в душе человека зависит судьба и личности, и общества… Напомним слова Достоевского: «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей!» Никакая внешняя свобода и демократия без внутреннего изменения души каждого человека не дадут нашей стране и нам ни мира, ни благополучия. В этом убеждает сама жизнь. Все мы ясно видим, что происходит с Россией, с её народом. Дума с утра до вечера штампует законы, от которых нет никакого проку, ибо никто, в том числе и сами депутаты, не спешат их выполнять. Правительство судорожно что-то «реформирует» или по крайней мере делает озабоченный вид, но воз, как говорится, и ныне там. И его не сдвинуть до тех пор, пока не будут поняты духовные причины нынешнего кризиса, в котором находится наше общество.
Самым страшным, но далеко не всеми до конца осознаваемым последствием его стала детская беспризорность. Она является убедительным и тревожным знаком беды, предвестием тех страшных проблем, с которыми нам ещё предстоит столкнуться в ближайшем будущем.
Надо сказать, что ещё в XIX веке люди и представить себе не могли той степени деградации и распада внутрисемейных отношений, которые мы видим в современной России. Лишь немногие, и в их числе великий Достоевский, словно предвидя сегодняшнюю катастрофу, стремились обратить внимание общества на проблемы семьи. В своих романах Достоевский показывает, каковы могут быть последствия нравственной атмосферы «случайных семейств». И в «Братьях Карамазовых», и в «Подростке», и в «Бесах» писатель, исследуя причины совершаемых преступлений, приходит к выводу, что они лежат не столько в социальной плоскости, как считали многие его революционно настроенные современники, сколько в сфере тех отношений, которые складываются в семье между мужем и женой, родителями и детьми.
«Случайное семейство» — это семейство, члены которого строят отношения друг с другом и окружающим миром без оглядки на нравственные заповеди и как следствие этого на юридические нормы права. Это люди, не желающие признавать вечных духовных законов, данных человеку свыше. Это своего рода моральные беспризорники, в любой момент готовые порвать друг с другом связь, совершить акт насилия, бросить детей, развестись.
Семья нашего последнего императора являла собой образец верности и служения высоким нравственным идеалам, а «семья» первого демократического президента России стала подобием некоего мафиозного клана, членов которого объединила неуёмная жажда власти, денег и привилегий. Здесь мы видим как бы два диаметрально противоположных образа морали, отношения к нравственному закону, к жизни и ближним.
Безусловно, развал семейной жизни, беспризорность, алкоголизм, наркомания, аборты имеют и глубокие социальные причины, о которых мы не вправе забывать. Но при этом всё же заметим, что нравственно здоровая семья, где хранят верность традициям, признают духовные законы, как Ноев ковчег, сможет выдержать все катаклизмы и потрясения, идущие из внешнего мира. Однако это не умаляет меры ответственности власти за то, что происходит сегодня с семьями в современной России, за миллионы беспризорных, брошенных детей.
Вот лишь один, но характерный пример отношения наших чиновников к детям. Объединенный пресс-центр журнала «Человек и закон» и Союза юристов Москвы совместно со столичным Союзом журналистов накануне Международного дня защиты детей провёл в Центральном доме журналиста «круглый стол» по проблемам детской беспризорности. Как потом сообщала пресса, «к сожалению, проблема, поставленная организаторами, не привлекла большого числа участников». Хуже того, объявленные в пресс-релизе руководители Департамента образования правительства Москвы, уполномоченный по правам ребёнка в Москве, депутаты Мосгордумы и руководители общественных организаций, защищающие интересы детей, вообще не явились.
Ничего не делается для детей в нашей стране. А если и делается, то лишь в сторону усугубления и без того непростой ситуации. Так, к примеру, с 1996 года расходы государства на семейные и материнские пособия сократились втрое. Согласно программе «О направлениях государственной семейной политики» расходы государства на семью должны быть не менее 2,2 процента от ВВП, что равно 240 миллиардам рублей в год. Реально же выделяется лишь 42 миллиарда, т. е. 0,38 процента от ВВП. Сегодня почти 70 процентов молодых семей живут за чертой бедности, и именно 70 процентов всех разводов приходится на молодые семьи. Здесь есть над чем задуматься.
Большую тревогу внушает детская и подростковая преступность, которая неуклонно растёт. Вот что говорит об её причинах директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Татьяна Дмитриева: «Неадекватное социальное поведение ребёнка — это реакция на происходящее вокруг него. Агрессии дети и подростки обучаются во дворе, в школе, у взрослых, у экранов телевизоров и, конечно, в семье. Всё чаще дети растут в неполных семьях, всё чаще распадаются патриархальные семьи, в которых бабушки и дедушки передавали внукам систему ценностей. За последние годы среди подростков произошёл рост психических расстройств. Сейчас в год к психиатрам обращается 7,5 миллиона россиян. За последние десять лет число таких обращений выросло на 40 процентов, а у детей в 2−2,5 раза. По оценкам специалистов сегодня каждый четвёртый россиянин нуждается в психиатрической помощи».
Согласно данным, опубликованным в «АиФ», в стране пять миллионов беспризорников. Двенадцать процентов детей школьного возраста не ходят в школу, 9 из 10 школьников больны. Читательница Е. Горбунова пишет: «Я работаю в детском доме 15 лет. Знаю, что каждый год число детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается на 110 тысяч человек».
«Куда ж нам плыть?» — спросим мы вслед за Пушкиным. Плыть же, как показывает жизнь, надо в сторону основательно подзабытых в эпоху рынка краеугольных, завещанных предками духовно-нравственных законов нашего национального бытия. Прибиваться к твёрдому берегу. И чем скорее, тем лучше, пока льдину, на которой стоим и которую беспризорно мотает на ветру демократии, окончательно не накрыла волна.