Радонеж | Владимир Можегов | 06.02.2006 |
Прошедший год многие аналитики называют переломным и не без оснований. Действительно, события и его символические даты дают право об этом говорить. В этом году мы отметили 625-летие Куликовской битвы, 60-летие Победы в Великой войне, впервые за много десятилетий встретили как государственный праздник 4 ноября — день освобождения Москвы и окончания Смутного времени. В этом же году исполнилось и 20 лет начала Перестройки, бросившей Россию в хаос нового Смутного времени.
Конечно, эти символические даты могут только раскрыть глубинный смысл событий, но не заменить их. Но и на значительные события год не поскупился.
О его переломном значении скажем чуть позже, а пока вспомним, что вошли в этот год мы на волне катастрофического рождественского землетрясения и цунами в Индийском океане, унесшего жизни сотен тысяч людей.
Это был не единственный катаклизм года. Вспомним столь же катастрофическое землетрясение в Пакистане, затопленный Новый Орлеан, отмеченные учеными изменения океанических течений, грозящие полностью изменить климат на планете. Уникальные морозы эры глобального потепления начала этого года говорят за то, что прогнозы ученых не беспочвенны.
Эти глобальные катастрофы подтверждают лишь то, что мир действительно стал глобальным, одновременно становясь и совершенно неконтролируемым, непредсказуемым.
Естественно, глобальный вызов времени требует и соответствующего ответа. Мир, в котором мы оказались настолько нов и необычен, что старые идеологические схемы сегодня просто перестают работать. Осмысление происходящего требует от журналиста — аналитика целокупного, всеисторического видения, подлинных жизненных созерцаний, напряженного поиска мысли, незашоренной идеологическими штампами, требует живой жизни и неизбежного, связанного с ней, риска.
К сожалению, последнее остается дефицитом, быть может единственным среди цветущей сложности нашего информационного пространства.
Сказанное относится и к православной журналистике и даже в первую очередь к ней, ибо, чего же мы хотим от мира, если сами оказываемся беспомощны перед вызовом времени?
К сожалению, основным содержанием большинства наших православно-политических изданий все еще остаются всевозможные далекие от жизни проекты, как результат домашнего философствования на основе нескольких произвольно усвоенных книг.
Авторы пишут зачастую из своеобразной неофитской гордыни «носителей самого верного учения» и внутренней ожесточенности. Такие же точно чувства они, естественно порождают и в душах своих читателей.
Единственное издание со всегда серьезной ровной аналитикой, которое я мог бы сегодня отметить — это журнал «Эксперт» и его авторы Александр Привалов, Валерий Фадеев, Максим Соколов, Павел Быков. Журнал, который, хочу заметить, не позиционирует себя как православный, на деле, по своим внутренним основаниям являясь таковым.
Среди таких же, не православных по имени, но по-христиански объективных, всегда взвешенных изданий, мне хотелось бы отметить газету «Труд» и новостную колонку сайта «Интерфакс-религия».
Отпраздновавший на днях двухлетие, многообещающий православно-аналитический портал «Правая ру» отметил многих своих авторов. Но на мой взгляд единственным, по настоящему серьезным постоянным автором портала остается пока сам неотмеченный Илья Бражников, его главный редактор.
Можно отметить недавно появившееся здесь интересные экспертные колонки, статьи о культуре. Самой же аналитике этого портала, к сожалению, еще присущи все отмеченные выше негативные черты.
Интересные статьи появляются на портале «Русская линия». Особо мне хочется отметить постоянного автора этого портала Андрея Рогозянского. Это один из немногих сегодня по-настоящему трезвых православных журналистов, способный бесстрастно анализировать факты и не боящийся вскрывать болезни нашей церковности.
В одной из самых интересных своих работ «Православие и православность», Андрей Рогозянский справедливо указывает на опасности подмены подлинного Православия неким «постмодернистским» проектом под названием «православность».
К сожалению часто то центральное духовное явление, которым является подлинное Православие мы превращаем в нечто духовно-провинциальное, маргинальное, то, что действительно можно увидеть лишь неким зеркальным отражением либерального проекта.
Самым наглядным подтверждением сказанного является история партии «Родина», которая усилиями своего, склонного к авантюризму лидера за два года превратилась из нашей «надежды и опоры» в скандально-революционный проект, сравнимый, разве что, с партией СПС.
Просмотрев всё, что подается сегодня под маркой «православности» и «патриотизма», непредвзятый человек, естественно видит всё это нагромождение эгоизма, авантюризма, невежества, брутальности и справедливо отвращается.
Не все конечно так плохо. И модным сегодня утопическим проектам «консервативной революции» и романтике «политического православия» можно противопоставить трезвый, взвешенный взгляд немногих, но действительно ответственных журналистов. Несколько имен я уже назвал, к ним я добавил бы еще Михаила Леонтьева и Александра Архангельского, наших, не побоюсь этого слова, телезвезд, людей совершающих свой действительно важный и необходимый труд.
* * *
Издания, которые видя опасности политизированности, старательно обходят их, поджидает другая беда. Если там буйство невежественной мысли и безумных проектов, искаженный судорогой лик, то здесь вялотекущая скука, отсутствие какой-либо мысли и какого-либо лица вообще.Из обладающих «лица необщим выраженьем», изданий, как всегда, можно отметить газеты «Вера-эском» и «Православный Санкт-Петербург».
Что касается детища Александра Ракова, то, несколько слишком, на мой взгляд, ориентируясь на преданную газете женскую аудиторию, оно часто впадает в ненужный сентиментализм. Тем не менее, это один из редких случаев, когда мы видим в газете подлинное обаяние личности.
Хочется отметить также появление в последнее время нескольких глянцевых православных журналов, самый интересный и многообещающий из которых — «Фома» грешит все же некоторой стерильностью и безмысленностью — этой общей болезнью глянцевой прессы. «Мешают ли джинсы спасению?», — это все же не тот уровень вопросов, которые ставит перед нами время.
Особо хочу отметить киевский молодежный православный журнал «Отрок.ua», который существует уже не первый год и с которым я, к сожалению, познакомился только сейчас. Это действительно, редчайшее явление, когда стиль, мысль, фотографии, рисунки, полиграфия — создают целостный и неповторимый образ.
Не могу быть до конца объективным, поскольку сам являюсь автором газеты, о которой буду сейчас говорить, но на мой взгляд, редким случаем издания, которому хотя и присущи все болезни сегодняшней православной прессы, но которое, занимая единственно подобающее ей центральное во всем спектре политико-культурного информационного поля место, старается сохранять объективность и бесстрастие, не боясь при этом острых тем, не боясь ошибаться и рисковать (как и подобает настоящему христианину), — является обозрение Радонеж.
А среди важных внутрицеховых событий я бы отметил совместный проект Радио «Радонеж» и ИА «Русская линия», еженедельные обзоры которого стали регулярно выходить на «Радонеже» — столь же редкий и потому особенно радостный случай внутрицехового сотрудничества.
Среди важнейших событий года нельзя не упомянуть и открытие православного телеканала «Спас».
* * *
Ну и, наконец, несколько слов, о том свершившемся в обозреваемом нами году переломе.Одним из самых знаковых событий года стало возвращение в Россию праха великого русского философа Ивана Ильина и Антона Деникина.
Напомню, что в начале года в своем ежегодном Послании Совету Федераций Президент впервые озвучил имя Ильина, сказав и о тех нравственных основах, на которых всегда держалась Россия. Так что возвращение Ильина можно расценить как символическое утверждение этого действительного кардинального поворота в самосознании и политике власти.
Вскоре же после президентского Послания, крупнейший русский писатель, Александр Исаевич Солженицын напомнил давние слова елизаветинского графа Шувалова о СБЕРЕЖЕНИИ НАРОДА, как важнейшей на сегодня национальной идее. А уже осенью Президент озвучил четыре приоритетных национальных проекта, ознаменовавших, как хочется надеяться, реальный поворот Власти к народу.
Я думаю, ни для кого здесь не секрет, что мы теряем ежегодно, пусть уже не по миллиону, но по 700 тысяч человек в год. И на мой взгляд, все свои усилия в наступающем году православные журналисты должны направить не на то, чтобы мечтами о грядущей революции и авантюрными выходками расшатывать лодку русской государственности, а на то, что бы первым в ряду национальных проектов стал именно проект сбережения народа.
И еще на двух символических событиях прошедшего года мне хотелось бы в остановиться. В прошлом году впервые за всю тысячелетнюю Историю России ее Правитель совершил поездку на Святую Землю Иерусалима и на Святую гору Афон.
Наверное, значение этих событий сегодня еще трудно осознать, но можно смело сказать, что это сама Россия в лице своего Правителя совершила паломничество к величайшим христианским святыням.
* * *
О переломном (и не только для нас), значении этого года свидетельствовали такие серьезные события религиозной жизни как избрание нового Иерусалимского Патриарха и кончина Римского Понтифика, и кончина главы старообрядческой Церкви Митрополита Андриана, который умер, шествуя во главе крестного хода. Митрополит Андриан был первым староверческим иерархом, который встретился с православными иерархами, и который много сделал для уврачевания древней и до сих пор кровоточащей раны церковного раскола.Не менее, а быть может и более важным, обещает стать и будущий год. В нем мы будем вспоминать и 400-летие прославления царевича Димитрия, убиение которого стало прологом Смутного времени и двадцатилетие Чернобыльской катастрофы, ставшей грозным прологом Новейшего Смутного времени.
Все мы также ожидаем, что наступивший год станет годом окончательного воссоединения двух частей Русской Церкви, разделенной революцией и смутой.
* * *
Мы видим, как на наших глазах замыкается целая эпоха. У меня нет сомнений, что центральным явлением наступающей эпохи, как и эпохи прошедшая станет Россия. А центральным явлением России было и останется Православие. Уверен я и в том, что преодолев все свои болезни роста православная журналистика займет подобающее ей центральное в информационном пространстве место. Но произойдет это лишь тогда, когда мы сами научимся держаться за эту ось, вокруг которой вращается наш мир и нащупаем, наконец, камень Божьего слова под своими ногами. Пока же, все наши упражнения на мой взгляд проходят в рамках проекта «Учитесь плавать».В заключение скажу: для того, чтобы избегать всех заносов и катастроф, воцерковление нашей прессы (и нашего общества) должно, я уверен, идти параллельно с во-культуриванием.
Мы должны понять, наконец, что не какие-то безумные имперские проекты, а русская культура и прежде всего великая классическая литература — и есть подлинная экспансия православия в мире. Слово, которое она несла и несет — это слово любви, которое и сегодня ждет от нас мир.
Напомню, что и Иван Ильин «солнечным центром русской истории» назвал гений Пушкина. И лишь когда мы по настоящему обретем этот центр, данный нам Богом и обратимся к нему, мы найдем верные слова и будем услышаны в собственной стране и в мире.
Кстати слово Достоевского о том, что русский человек, это всечеловек, призванный сказать миру последнее слово любви и примирения, напомнили нашему Президенту афонские монахи.
Нам пора вспомнить, что мы словяне, то есть служители Слова прежде всего. Слово же это — слово жизни, а не ожесточения, слово любви, а не ненависти, слово истины, которое открывается лишь чистому сердцу и бесстрастному созерцанию.