Русская линия
Православие.RuИеромонах Иоанн (Лудищев)04.02.2006 

Проблемы современного человека в письмах духовников XX века. Часть 5

Промысл божий и жизнь современного христианина

Итак, верою гляди вверх, на Небо, на Промысл Божий — и не закружится у тебя голова, не впадешь в смущение и уныние, которые приходят оттого, когда глядишь вниз, т. е. когда вместо молитвы и веры вдадимся в свои рассуждения и захотим всякое дело решить одним собственным разумом.
Святитель Игнатий Брянчанинов

По словам отца Иоанна (Крестьянкина) современный человек входит в Церковь, «но больше умом, а вера — это нечто другое, в чем участвует весь человек и в первую очередь сердце. Я вырос в иной среде, вокруг жили верой все люди. Теперь труднее — живой веры даже у священнослужителей не вдруг увидишь» [7: 41].

С сожалением он отмечает: «Уходят в мир иной Божии люди, те, кто жизнью своей засвидетельствовал, что они истинно Божии. И таких людей остается всё меньше, и пустеет мир. А что скажет о себе следующее поколение, еще неясно, но пока жизнь не утешает благими ожиданиями. Жить всё труднее и именно потому, что оскудевает мир Божиими людьми» [8: 14].

Люди не видят в своей жизни и в окружающем мире действия Промысла Божия, и тем лишают себя величайшего утешения среди скорбей и страданий. Отец Иоанн Крестьянкин постоянно напоминает: «Некто знает о всех наших заботах. От Него не ускользает ни одна наша тревожная мысль. Он знает, что заботы причиняют страдания. Поэтому Он всегда хочет помочь нам. Он обещает нам взять на Себя все наши заботы. Можно ли иметь что-либо лучше? Он хочет устранить всё то, что тяготит нас. Он хочет проложить для нас путь там, где мы больше уже не видим никаких возможностей. Он хочет изменить всю обстановку, которая обременяет нас. Он хочет послать нам помощь. Поэтому передай Ему все твои заботы. Возблагодари Его за то, что Он всё берет на Себя и оказывает тебе помощь в тех бедствиях, которые сегодня печалят тебя. Таким образом, твое сердце исполнится миром» [7: 24].

Промысл Божий действует сокровенно. Мы часто не в состоянии понимать смысл происходящих событий.

Прожив долгую и трудную жизнь, отец Иоанн (Крестьянкин) свидетельствует, что Господь знает наше сокровенное, и по вере и стремлению к истине правит нашу жизнь, часто врачуя и исправляя то, что может препятствовать исполнению воли Божией. Он рассказывает о своей учебе в семинарии, академии, о неожиданном переводе в заключение: «Помышлял ли я о таком проявлении воли Божией? Конечно, нет. А к чему Вам это говорю? Предайтесь и Вы истинно воле Божией душей, не планируя сам, не регламентируя своих возможностей сам» [8: 27].

По его словам, мы должны иметь внутреннее духовное устремление к желанию исполнять в жизни волю Божию, и тогда искренность наших чувств Господь примет и «помимо нашего понимания и осмысливания, поведёт по жизни нашу утлую лодчонку Своей твердой рукой» [8: 27].

«Вера не только в выстаивании на молитве и в хождении в церковь проявляется — вера истинная свидетельствуется в благонадежии на Бога и в принятии от Него всего того, что Он благоволит послать для нас на нашем жизненном пути. Наш критерий добра и счастья не всегда совпадает с Божиим благожеланием для нас, а потому молитесь и благодарите Бога за все, без страха идя по жизни в землю обетованную» [8: 20].

Игумен Никон (Воробьев) пишет: «Немощь душевная у нас так велика, что одолевает маловерие в Промысл Божий, укрепляется же вера человека через делание заповедей, искушения, сознание своей немощи и бессилия и получение помощи Божией, когда исчезает всякая надежда на помощь человеческую» [15: 188].

Вера во всех обстоятельствах приносит нам успокоение, утешение, радость. Верующий всегда скажет со святым Апостолом: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» (1 Кор. 4; 11 — 12).

В одном из своих писем архимандрит Иоанн (Крестьянкин), вразумляя человека, показывает, каким должен быть взгляд верующего человека на историю и происходящие события: «Вы же руководствуетесь сиюминутными впечатлениями, не опускаясь в глубины Божиих судеб, Священным Писанием и всей историей Церкви свидетельствующих о них. И я не успокою Вас ни убеждением, ни примерами, ни собственным опытом, потому что нет в душе Вашей главного источника спокойствия — твердой и несомненной веры в Промысл Божий и в то, что главой и кормчим Церкви является Сам Христос. А у Вас же всё и во всём сомнение. Что же Господь или ошибается, или вовсе не правит миром? А истинные радетели о Церкви лишь те, кого занесло в нее ветром „свободы“? Мне же на Ваши вопросы, заданные в письме, ежедневно отвечает дневное Евангельское и Апостольское чтение, и возникает у меня недоуменный вопрос: неужели отец К. не читает Писание, неужели только на современную периодику уходят у него все силы души, ума и сердца?!

То, что происходит в мире, — не открытие, всему сему надлежит быть, и второе пришествие близится, а люди будут по обетованию спасаться до последних дней мира. Одни — спасаться, другие — погибать. И главное их делание спасительное — сохранить веру. Вот о вере своей и о вере тех, кто вверен нашему попечению, болезновать бы нам душой и сердцем. На все времена звучит: „вера твоя спасла тебя, иди в мире“, „по вере вашей да будет вам“. Нет веры, нет и мира. Каждый по вере своей спасается на своем поприще.

Человеческие ошибки — мои, Ваши, синодалов, Св. Патриарха — пред судом Божиим. Но ин суд Божий, ин суд человеческий. А как часто то, что разгоряченному уму кажется ошибкой, Божиим велением во времени открывается святым деланием и венец венчает делателя. Где те, кто тяжелыми обвинениями и потоками грязной клеветы и интриг болью вонзался в сердце Патр. Тихона, пригвождая его ко Кресту? Но Крест дал Спаситель, и Он же сказал и последнее слово о претерпевшем: „Свят!“ Вот и судите! А я держал в руках в красивых обложках страшные книги — свидетельство восстания на Церковь и борьбы с ней. Уходят Божиим велением с поля брани и святые, и грешные. И те, кто созидал, и те, кто разорял. И разве Вы или я изречем суд на то, как они жили? Нет и нет! А вот за себя, это я точно знаю, отвечать придется мне. И, главное, за то, делаю ли я благословленное мне дело, спасаюсь ли я, как верный раб Господина моего, и спасаются ли рядом со мной вверенные мне? Поверьте мне, дорогой отец К., если бы все „борцы“ за истину и чистоту Православия взяли на свое вооружение молитву и жизнь в Боге, то Православие воссияло бы на Руси. Но „борцов“ много, и становится всё больше, а Истина собирает вокруг себя малое стадо.

А Церковь — столп и утверждение Истины. И об этом мы с Вами предупреждены: „Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство“ (Лк. 12, 32). Дай Бог нам с Вами, сохранив веру и живя по ней, верой обрести спокойствие духа и войти в „малое стадо“ спасающихся о Господе» [7: 43].

СКОРБИ

Какое бы ни случилось искушение с человеком, он должен предавать себя воле Божией и исповедывать, что искушение случилось за грехи его.
Преподобный Сисой Великий

В Священном Писании имеются ясные указания на необходимость скорбей для ищущих спасения. Сам Господь сказал: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16, 33). Скорби в жизни человека выражаются в самых различных формах. Они составляют крест, который каждый человек должен нести.

Протоиерей Валерий (Поведский) писал: «Сердце, сердце человеческое! сколько у тебя скорбей больших и маленьких и в самом раннем возрасте, и в продолжение всей жизни до последнего вздоха! И грешным, и праведным, и верующим, и неверующим — всем много скорбей. И каждый по-своему ищет утешения. У верующего в Бога утешения близки, но не скорбеть совсем невозможно. И даже как будто существует закономерность: «… чем глубже скорбь, тем ближе Бог» [19: 116].

Скорби, болезни и бедствия должны приниматься христианином, как от руки Божией, потому что Промыслом Божиим они посылаются для нашего вечного спасения. Схиигумен Иоанн (Алексеев) писал: «не было бы скорбей, и не было бы спасения, все же они очень нас смиряют… Судьбы Господни непостижимы нам грешным, и никакой ум решить не может: почему Господь посылает разные скорби, одним очень тяжелые, а другим легкие» [6: 80].

Скорби пробуждают в нашем сердце веру в Бога, подвигают на молитву, очищают сердце от грехов, укрепляют в добродетелях. Опыт, который мы приобретаем в страдании, навеки остается достоянием человека. Протоиерей Всеволод (Шпиллер) своему духовному чаду писал: «Опыт, в этом страдании, в болезни, приобретенный сердечком Твоим дорогим, навсегда остается Твоим драгоценным достоянием. Не бойся и не унывай в своей болезни — Тебе Господь духовный твой опыт дает таким образом. И это — благо» [18: 149].

В горниле скорбей в душе человека рождается та добродетель, которую трудно приобрести в жизни спокойной. Протоиерей Валерий (Поведский), утешая, писал отцу Вячеславу (Якобсу), который находился в конце 60-х годов в заключении: «Настанет момент в Вашей жизни, когда Ваше настоящее сделается прошлым, и тогда Вы с радостью будете вспоминать те трудности, которые Вам дали ощутить и свои плоды, и даже, быть может, будете жалеть о некоторых своих духовных состояниях, которые в других условиях Вы воспроизвести не сможете» [19: 106].

Епископ Вениамин Милов, находясь в ссылке, писал: «В горе своем за последний год одно только чувствую, что при тяжких переживаниях душа действительно имеет в Боге не только близкое Существо, не только единственного Отца, но и основу самого бытия. И когда накапливаются тяготы дня, при обращении к Нему всегда чувствуется стояние пред Живым, внимающим Существом и всеблагостным Утешителем. И после обращений к Богу в жгучих печалях становится понятным, каким образом, когда «мы в Нем, Он в нас», то есть тогда состояние молящегося похоже на настроение дитяти, покоящегося на груди матери» [4: 164].

Митрополит Иосиф (Чернов), когда был в ссылке, однажды подвергся избиению и унижению от уголовников. По его словам, «только надежда на Бога и упование на Божие милосердие помогли вынести и пережить такую ситуацию. Потому что даже в этих нечеловеческих условиях я ощущал присутствие Божие и Его покров» [14: 61].

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своих письмах указывает на одну непреложную истину, которая дана для нашего времени: «Теперь, при оскудении духовных руководителей и при ослаблении веры верующих, Господь дал людям нелицеприятного руководителя, который и лечит, и учит, и вразумляет — это тяготы жизни — скорби и болезни. Ум людской — каверзен, сердце стало лукаво, и поэтому крайне трудно контролировать свои действия, а Господь, зная это, дал нам горькое врачевство от душевных недугов — физические болезни» [7: 37]. Одному из своих духовных чад отец Иоанн пишет, что только болезнь и скорбь привели его в Церковь. И в этом — милость Божия. Он пишет, что мы настолько порой бываем окаменелы духовно, что требуется тяжелая болезнь, чтобы умягчить душу. В тяжелых обстоятельствах нужно не спешить к утешениям, а учиться предавать себя воле Божией, тогда и терпение приобретает иной смысл и становится спасительным подвигом работы для Бога. Мы должны трудиться, а когда и как придет «милость Божия с утешением, — это уж дело Божие» [7: 54].

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) писал: «надо нам нести свои кресты с терпением и смирением. А когда нападают искушения, то в эти моменты следует, по словам старца Силуана, сходить умом в ад и не отчаиваться, а душой вознестись к горнему Иерусалиму и сказать — Помощь моя от Господу сотворшаго небо и землю — и искушения рассеются и свет Божий озарит наши души» [10: 77]. В другом письме он отмечал: «Милосердный Господь да поможет нам в нашем горе… Где бывает человеческая помощь бессильна, там Господь проявляет Свою милость. Но для того, чтобы эта помощь совершалась над нами и оказывала свое спасительное действие, с нашей стороны нужна вера» [11: 96].

В скорбях следует усматривать особое промыслительное действие Божие, попускаемое для спасения человека. Степень нравственного совершенствования человека определяется по тому, как он переносит посылаемые ему свыше испытания. Крест неизбежен для всех, а облегчить его возможно верой в Господа, борьбой с грехом, покаянием и прощением всем ближним, безропотным несением скорбей и молитвой к Господу. Любовь Божия хочет спасения нашего и не допускает скорбей сверх наших сил и без крайней нужды. Игумен Никон (Воробьев) пишет: «Скорби необходимы, но видеть их необходимость человек может только после значительного очищения себя покаянием и воздержанием от грехов и чтением Слова Божия» [15: 255].

Схиигумен Иоанн (Алексеев), отвечая на жалобы, пишет, что без скорбей и невозможно в этой временной жизни, не нужно доискиваться, от кого и через кого они приходят, без Божьего попущения они не бывают. В скорбях одно средство — молитва и терпение. Во время скорби надо ждать мирного устроения, а во время мирного устроения — скорбного. В этой временной жизни — мирное и скорбное переживание чередуются. И святые Божии люди не были свободны от этих переживаний. «А ты хочешь найти какую-то новую стезю, чтобы миновать тяжелые переживания, так не бывает. Ведь тебя площадною бранью не ругали и по щекам не ударяли? Вспомни-ка терпение Богочеловека: биение по щекам, тростью по голове, плевание в лицо и разные насмешки, и это все терпел ради нашего спасения. А мы, ради своего спасения, не хотим потерпеть и малых человеческих неприятностей» [6: 107].

Людям, которые находятся в тяжелых жизненных условиях, духовники советуют смотреть не на окружающее веселье, а «на Крест Христа Спасителя впереди» [7: 32]. В скорбях надо избегать ропота, который разрушает в душе все доброе и святое, и только благодарение Богу будет способствовать нашему духовному преуспеянию.



Библиография

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами. — М.: Российское Библейское Общество, 1995. — 1376 с. ил. + Прил. (988 — 1008, 1347 — 1376 с.);

2. Антоний Сурожский, митр. Труды. М.: Практика, 2002. — 1080 с., 51 илл.;

3. Афанасий (Сахаров), свт. Собрание писем. — М.: Правило веры, 2001. — 752 с.;

4. Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Письма из ссылки. — Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. — 304, фотогр.;

5. Душе милующей. Как спастись в современном мире. Духовные наставления подвижников благочестия нашего времени. — М.: панагия; Ковчег, 2002. — 400 с.;

6. Иоанн (Алексеев), схиигумен. Письма. — М.: Сретенский монастырь, 2002. — 192 с.;

7. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. — Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2000 — 312 с.;

8. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. — Выпуск 2. — Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2002, — 288, фоторг.;

9. Иоанн Лествичник, преп. Лествица или скрижали духовные в русском переводе с алфавитным указателем. — М.: Сретенский монастырь; Троицкое слово, 1999. — 416 с.;

10. Иоанн (Маслов), схиархим. Избранные письма и проповеди. — М.: Самшит-издат, 2003.-190 с.;

11. Иоанн (Маслов), схиархим. Слово перед исповедью. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. — 112 с.;

12. Иоанн (Снычев), митр. Дай мне твое сердце. Письма духовным чадам. — СПб.: Царское дело, 1997. — 350 с.;

13. Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). О тайне человеческой жизни. — М.: Лодья, 1999. — 192 с.;

14. Иосиф, митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Свет радости в мире печали. М.: Паломник, 2004. — 688 с.

15. Никон (Воробьев), игумен. Нам оставлено покаяние. — 2-е изд., испр., доп. — М.: Б. и, 2002. — 478 с.;

16. Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. — М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. — 488 с.;

17. О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения. — М.: Новоспасский монастырь, 2002. — 208 с.;

18. Отец Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах. / сост. и коммент. Ивана Всеволодовича Шпиллера. — Красноярск: Енисейский благовест, 2002. — 592 с., ил;

19. Поведский Валерий, протоиерей. Таллинский пастырь. Письма Проповеди. Воспоминания — Б. м.: Православное издательское общество священномученика Исидора Юрьевского; Таллинская Никольская Церковь, 2001. — 288;

20. Савва, схиигумен. Бисер духовный. Воспоминания духовных чад. Собрание духовных творений. Проповеди и наставления Молитвы на всякую потребу. — М.: Трифонов Печерский монастырь; Ковчег, 2004. — 928 с.;

21. Серафим (Роуз), иером. Приношение православного американца. — 4-е изд. — М.: Калифорния: Российское Отделение Валаамского Общеаства Америки; Братство преподобного Германа Аляскинского Платина, 2003. — 700 с., фотогр.;

22. Смирнова М. Великовражский старец протоиерей Григорий Долбунов: Житие. Чудеса. Поучения. — М.: Лепта-Пресс, 2003. — 368 с., 8 ил. (Лики святости);

23. Фомин С. Пастырь добрый Жизнь и труды Московского старца Протоиерея Алексея Мечева. — 2-е изд., испр. и доп.- М.: Серда-Пресс, 2000. — 768 с.;

24. У пещер Богом зданных. Псково-Печерские подвижники благочестия XX века / Составители Ю. Г. Малков и П. Ю. Малков. — М.: Правило веры, 2003. — 560 с., фотогр.

http://www.pravoslavie.ru/put/60 203 102 212


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика